понедельник, 25 августа 2014 г.

Изучение 26: Бытие, глава 20 (Похищение Сарры - подробности)

Глава 20, по нашему убеждению, дублирует и раскрывает события, описанные в главе 12, это эпизод, где Авраам называет Сарру своей сестрой, чтобы не пострадать из-за её красоты. Мы провели исследование и убеждены, что речь идет об одном и том же событии, а не о двух разных. Почему же тогда 20 глава так далеко отстоит от описанных  в ней событий, на целых восемь глав? Сначала мы заподозрили, что она просто не на своем месте, но помня о Боговдохневенности Библии нам это показалось маловероятным. После долгих поисков мы пришли к следующему выводу - очевидно главу 20 поместили в этом месте т.к. она поясняет кто такой Авимелех, упомянутый в главе 21. Попробуем смоделировать ситуацию с написанием этих глав. Вот Моисей описывает путешествие Авраама в Ханаанскую землю по Божьему повелению, сообщает нам о том, что голод заставил его на некоторое время отправится в Египет и там случилась небезизвестная история с похищением Сарры фараоном. Потом Авраам возвращается в Ханаан, разделяется с Лотом, получает благословения и обещания от Бога, становится свидетелем уничтожения Содома и Гоморры, у него рождается сын и вот, повествование доходит до эпизода, где Авраам встречается с Авимелехом (глава 21) и заключает с ним соглашение. Причем Авимелех встречается с Авраамом как давний знакомый и признает в нем праведника. Мы думаем, что именно появление в 21 главе Авимелеха побудило Моисея ещё раз упомянуть историю с похищением Сарры, но уже более подробно, чтобы дальнейшее изложение стало понятным. Попробуем аргументировать наши предположения ниже.

1. Глава 20 выпадает из последовательности событий: в главе 20 говорится следующее: "когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой" - на тот момент когда приводятся эти слова в главе 20, Авраам уже пришел  в Ханаанскую землю, куда его отправил Бог, и 25 лет жил там! 
(Книга Бытие 20:13)

2. Преклонный возраст Сарры и Авраама: Сарре на этот момент было уже 90 лет и сама о себе она говорила как о пожилой женщине, не могущей родить ребенка. Сложно представить себе какой "соблазн" она представляла для царя герарского (фараона)

3. Географический анализ: мы сделали сводный анализ перемещений Авраама на основании двух глав 12 и 20 - маршрут совпадает, если отправной точкой считать место, указанное в 12 главе. Если же попробовать проложить этот маршрут на основании только 20 главы, то из Хеврона (в области, которого на тот момент жил Авраам) до Герара нужно двигаться на запад, а не на юг.


4. Неблаговидный поступок: как нам кажется проделывать такой трюк с объявлением Сарры сестрой несколько раз было бы аморально как для праведника. И, думается, Авраам получил если не наказание, то в некоторой степени осуждение в той ситуации в Египте. Этот вывод мы сделали косвенно из того, что Бог вмешался в ситуацию чтобы фараон/царь герарский не пострадал - ведь тот не имел злых намерений, а просто был введен в заблуждение Авраамом.

В 20 главе более детально указываются географические названия, а иногда и иначе, чем в главе 12, например "египетский фараон" называется "царем Герарским". Если помните, мы писали в Изучении 18 о том, что филистимские земли на тот момент были египетской провинцией, поэтому и царь филистимский мог называться фараоном. 
В ходе этого исследования у нас возникло ещё одно интересное наблюдение - в главе 20 имена Авраам и Сарра используются в уже измененном виде. Не говорит ли это о том, что события относятся к более позднему периоду? Думаем нет - это связанно именно с тем, что Моисей детально описывал этот эпизод уже после сообщения о повелении Бога изменить их имена. С нами происходит такая же история - когда мы пишем о событиях, которые произошли с Авраамом и Саррой раньше мы все равно используем уже измененные их имена.
Итак, приводим теперь уже для вашего детального рассмотрения главу 20.

1. Авраам поднялся оттуда к югу и поселился между Кадесом и между Суром; и был на время в Гераре. 
2. И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру. 
3. И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа. 
4. Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели ты погубишь и невинный народ? 
5. Не сам ли он сказал мне: она сестра моя? И она сама сказала: он брат мой. Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих. 
6. И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней; 
7. теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои. 
8. И встал Авимелех утром рано, и призвал всех рабов своих, и пересказал все слова сии в уши их; и люди сии весьма испугались. 
9. И призвал Авимелех Авраама и сказал ему: что ты с нами сделал? чем согрешил я против тебя, что ты навел было на меня и на царство мое великий грех? Ты сделал со мною дела, каких не делают. 
10. И сказал Авимелех Аврааму: что ты имел в виду, когда делал это дело? 
11. Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня за жену мою; 
12. да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою; 
13. когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой. 
14. И взял Авимелех мелкого и крупного скота, и рабов и рабынь, и дал Аврааму; и возвратил ему Сарру, жену его. 
15. И сказал Авимелех: вот, земля моя пред тобою; живи, где тебе угодно. 
16. И Сарре сказал: вот, я дал брату твоему тысячу сиклей серебра; вот, это тебе покрывало для очей пред всеми, которые с тобою, и пред всеми ты оправдана. 
17. И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать; 
18. ибо заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха за Сарру, жену Авраамову. 
(Книга Бытие 20:1-18)

Комментариев нет:

Отправить комментарий