воскресенье, 8 июня 2014 г.

Изучение 18: Бытие, глава 12, стихи 1-20; Бытие, глава 20 (Путешествие Аврама)

Начинаем читать об Авраме - человеке, занимающем особое место в библейской истории. Он как фундамент, положенный в основание взаимоотношений Бога и человека. Очень часто мы будем видеть ссылки и упоминания об Авраме, однозначно, он имел колоссальное значение в глазах Бога. Однако нам, современным людям, его история сначала показалась не однозначной и по ходу прочтения возникали вопросы, которые мы будем обсуждать здесь вместе с вами чтобы прийти к  верным выводам.

1. И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе;
2. и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
3. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.

На первый взгляд Авраму вдруг выпало неслыханное счастье. Получить такие обещания и заверения от Бога - дело неслыханное! Почему вдруг такая благосклонность к тому человеку - прихоть? Но мы с вами уже немного познакомились с особенностью библейского повествования - сначала дается короткая информация, а потом в разных местах и упоминаниях появляются важные подробности. Поэтому мы думаем, что выбор Бога пал на Аврама не случайно, ему было на тот момент 75 лет и, наверное, своей жизнью он заслужил такое отношение.

4. И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана.

5. И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую.

6. И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда жили Хананеи. (Потомки Ханаана, помните, которого проклял Ной из сынов Хама).
7. И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал он там жертвенник Господу, Который явился ему.

Нам очень интересно было бы узнать каким образом Бог явился Авраму - во сне ли, в видении, или через Ангела - все дело в том, что как мы узнаем позднее из истории с Моисеем,  человек не может увидеть Бога и остаться в живых. Можем только догадываться - почему. Может Бог такая мощная энергия, которую человек не может осязать чисто по своим физическим возможностям - не знаем. Но помните, как во времена Адама "Бог ходил в раю во время прохлады дня"?  Бытие 3:8. Значит  какая-то форма визуализации для людей все же была.

8. Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа.

Итак, мы наблюдаем, что Аврам в своем путешествии уже второй раз устанавливает жертвенник Богу и "призывает его имя". Мы помним, что выражение "призывать имя" несет в себе более широкий смысл, чем простое обращение. Речь идет о поклонении. А установленные жертвенники говорят о глубоком уважении и благодарности Аврама. Он жил и действовал в постоянном взаимодействии с Богом.

9. И поднялся Аврам и продолжал идти к югу.
10. И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той.



Далее следует история, которая вызвала у нас немало вопросов. Мы провели целое расследование и нашли интересные факты, которые помогли нам с выводами.

11. Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; (А Саре на тот момент было уже 65 лет!)
12. и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых;
13. скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя.

О времена, о нравы! - подумали мы прочитав эти строки. Значит вот как любящий муж решил обезопасить себя, а ещё и приумножить своё состояние. Сложно нам понять Аврама, но видимо времена были действительно весьма суровые, что побудило его так поступить.

14. И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая;
15. увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов.

16. И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды.

Опасения Аврама оказались обоснованными - все произошло именно так как он и предполагал. Жену отобрали, а ему, как "брату", отвалили хорошую компенсацию. Правильным ли был поступок Аврама? И как к этому отнесся Бог? Давайте посмотрим.

17. Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову.

Бедняга фараон - нежданно негаданно нажил себе неприятностей. Аврам схитрил, а фараон поплатился - подумали мы. Разве это справедливо?

18. И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя?
19. для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди.
Откуда фараон узнал правду?
20. И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было.

Ну, ничего себе - какая гуманность. За обман фараон не только не спросил с Аврама, но и отпустил его с миром и большим богатством! С чего бы это?
Вы что-то поняли? И мы не особо до тех пор пока спустя несколько глав не наткнулись на 20-ю главу, которая полностью проливает свет на эту историю т.к. посвящена только этому эпизоду.  Мы думаем, что речь идет об одном и том же событии ведь, место, где находится 20-я глава по хронологии событий относится к периоду, когда Саре было уже 90 лет и вряд ли она была ещё настолько соблазнительной и заманчивой для фараона.Кроме этого есть и другие агрументы, позволившие нам отнести 20-ю главу к этому эпизоду - но, об это позже.
(Книга Бытие 12:1-20)
А теперь узнаем подробности:
(Книга Бытие 20:1-18)
1. Авраам поднялся оттуда к югу и поселился между Кадесом и между Суром; и был на время в Гераре.

Герар - в Википедии называется филистимским городом, но на тот момент эта область была зависимой от Египта и входила в его границы, поэтому вполне могла относиться к Египту.

2. И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру.
3. И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа. (Вот откуда фараон узнал правду)
4. Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели ты погубишь и невинный народ?
5. Не сам ли он сказал мне: она сестра моя? И она сама сказала: он брат мой. Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих.
6. И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней;
7. теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои.

Из-за хитрости Аврама фараон невинно попал в неприятность, но было бы несправедливо, чтобы он и весь народ пострадали из-за этого. Поэтому Бог вмешивается и дает возможность царю Авимелеху исправить ситуацию. Благо царь проявил благоразумие и принял правильное решение. А для нас важно было убедиться, что Бог не допустил несправедливости.

8. И встал Авимелех утром рано, и призвал всех рабов своих, и пересказал все слова сии в уши их; и люди сии весьма испугались.
9. И призвал Авимелех Авраама и сказал ему: что ты с нами сделал? чем согрешил я против тебя, что ты навел было на меня и на царство мое великий грех? Ты сделал со мною дела, каких не делают.

Даже в понятиях царя поступок Аврама был не очень красивым и он прямо предъявил ему претензии.

10. И сказал Авимелех Аврааму: что ты имел в виду, когда делал это дело?
11. Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня за жену мою;

Современным языком говоря Аврам подумал - нет у людей в земле этой совести и они убьют меня, чтобы завладеть моей женой. То есть "страх Божий" подразумевал определенную высокую моральность и справедливость, даже в отсутствие законов - вспомним, что дело происходило до того, как Моисей получил законы от Бога.

12. да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою;

А вот ещё одна интересная подробность про Сару - она оказалась сестрой Аврама. Как мы уже говорили, браки между родственниками были обычным делом, земля ещё только наполнялась.

13. когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой.
14. И взял Авимелех мелкого и крупного скота, и рабов и рабынь, и дал Аврааму; и возвратил ему Сарру, жену его.
15. И сказал Авимелех: вот, земля моя пред тобою; живи, где тебе угодно.
16. И Сарре сказал: вот, я дал брату твоему тысячу сиклей серебра; вот, это тебе покрывало для очей пред всеми, которые с тобою, и пред всеми ты оправдана.
17. И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать;
18. ибо заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха за Сарру, жену Авраамову.

Видим, что и Аврам, признавая свою неправоту, исправлял ситуацию как мог. И ещё одно важное наблюдение - обратите внимание на то, что библейское повествование предельно откровенно рассказывает о нелицеприятных моментах даже в жизни таких великих людей, как Авраам. 
(Книга Бытие 20:1-18)

Комментариев нет:

Отправить комментарий