воскресенье, 16 июля 2017 г.

Изучение 99, Левит, глава 21, 22 (Святость Бога и Его народа)

1. И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им: да не оскверняют себя прикосновением к умершему из народа своего;
2. только к ближнему родственнику своему, к матери своей и к отцу своему, к сыну своему и дочери своей, к брату своему
3. и к сестре своей, девице, живущей при нем и не бывшей замужем, можно ему прикасаться, не оскверняя себя;
4. и прикосновением к кому бы то ни было в народе своем не должен он осквернять себя, чтобы не сделаться нечистым.

Эти две главы посвящены тому, какое особое отношение народа к себе требовал  Иегова. И в первую очередь это касалось священников, как исполнителей особой миссии. Что такое святость Бога? Другим словом это можно было бы сформулировать как совершенство. Поэтому приближая людей к себе, Иегова требует особых качеств и действий. Причем затрагиваются качества как моральные так и физические. Помним из прошлых глав, что священник должен был приближаться к Богу предварительно омывшись и одев чистую и нарядную одежду. Теперь эти требования дополнены ограничением прикасаться к умершим. Возникает вопрос - почему?
Имея современные знания, мы понимаем, что умершее тело в жарком климате - это источник болезнетворных микроорганизмов. В каком-то смысле тоже грязь или нечистота. К тому же священники целый день общаются с народом и могут быть переносчиками инфекции. Исключением становятся близкие родственники, поскольку такое ограничение сложно исполнимо при утрате близкого человека.

5. Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем.
Таким образом проявляли свою скорбь об умершем окрестные народы, которые заслужили осуждение Иеговы.

6. Они должны быть святы Богу своему и не должны бесчестить имени Бога своего, ибо они приносят жертвы Господу, хлеб Богу своему, и потому должны быть святы. (Должны стремиться к совершенству)
7. Они не должны брать за себя блудницу и опороченную, не должны брать и жену, отверженную мужем своим, ибо они святы Богу своему.
8. Святи его (священника), ибо он приносит хлеб Богу твоему: да будет он у тебя свят, ибо свят Я Господь (Иегова), освящающий вас.
9. Если дочь священника осквернит себя блудодеянием, то она бесчестит отца своего; огнем должно сжечь ее.
Сжигание на огне - самое серьезное и достаточно редкое наказание у израильтян, применявшееся в особых случаях.

10. Великий же священник  (Первосвященник) из братьев своих, на голову которого возлит елей помазания, и который освящен, чтобы облачаться в священные одежды, не должен обнажать головы своей и раздирать одежд своих;
11. и ни к какому умершему не должен он приступать: даже прикосновением к умершему отцу своему и матери своей он не должен осквернять себя.
12. И от святилища он не должен отходить и бесчестить святилище Бога своего, ибо освящение елеем помазания Бога его на нем. Я Господь (Иегова).
13. В жену он должен брать девицу.
14. вдову, или отверженную, или опороченную, или блудницу, не должен он брать, но девицу из народа своего должен он брать в жену;
15. он не должен порочить семени своего в народе своем, ибо Я Господь, освящающий его.
Видим особые требования для Первосвященника - заметьте, не привилегии, не блага, а требования!

16. И сказал Господь Моисею, говоря:
17. скажи Аарону: никто из семени твоего во все роды их, у которого на теле будет недостаток, не должен приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему; (речь идет о колене священников)
18. никто, у кого на теле есть недостаток, не должен приступать, ни слепой, ни хромой, ни уродливый,
19. ни такой, у которого переломлена нога или переломлена рука,
20. ни горбатый, ни с сухим членом, ни с бельмом на глазу, ни коростовый, ни паршивый, ни с поврежденными ятрами;
21. ни один человек из семени Аарона священника, у которого на теле есть недостаток, не должен приступать, чтобы приносить жертвы Господу; недостаток на нем, поэтому не должен он приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему;

Не заложена ли здесь несправедливость - ведь люди, родившись с увечьем не виноваты в этом. Почему Бог выставляет для них такие ограничение? 
А ведь и Бог не виноват в том, что кто-то из людей рождается с изъяном - ведь это последствие человеческого непослушания, когда люди потеряли свое совершенство, когда согрешил Адам. Как мы узнаем позже, наступит время, когда все человеческие изъяны будут устранены, но пока, обучая свой народ, Бог олицетворяет собой совершенство, к которому должен стремиться человек. Поэтому такими качествами должны обладать все, кто приближается к Богу и является Его проводником.

22. хлеб Бога своего из великих святынь и из святынь он может есть;
23. но к завесе не должен он приходить и к жертвеннику не должен приступать, потому что недостаток на нем: не должен он бесчестить святилища Моего, ибо Я Господь, освящающий их.
24. И объявил это Моисей Аарону и сынам его и всем сынам Израилевым.
(Книга Левит 21:1-24)

1. И сказал Господь Моисею, говоря:
2. скажи Аарону и сынам его, чтоб они осторожно поступали со святынями сынов Израилевых и не бесчестили святаго имени Моего в том, что они посвящают Мне. Я Господь (Иегова).
3. Скажи им: если кто из всего потомства вашего в роды ваши, имея на себе нечистоту, приступит к святыням, которые посвящают сыны Израилевы Господу, то истребится душа та от лица Моего. Я Господь (Иегова).
4. Кто из семени Ааронова прокажен, или имеет истечение, тот не должен есть святынь, пока не очистится; и кто прикоснется к чему-нибудь нечистому от мертвого, или у кого случится излияние семени,
5. или кто прикоснется к какому-нибудь гаду, от которого он сделается нечист, или к человеку, от которого он сделается нечист какою бы то ни было нечистотою, —
6. тот, прикоснувшийся к сему, нечист будет до вечера и не должен есть святынь, прежде нежели омоет тело свое водою;
7. но когда зайдет солнце и он очистится, тогда может он есть святыни, ибо это его пища.
8. Мертвечины и звероядины (растерзанного зверем)он не должен есть, чтобы не оскверниться этим. Я Господь (Иегова).
9. Да соблюдают они повеления Мои, чтобы не понести на себе греха и не умереть в нем, когда нарушат сие. Я Господь (Иегова), освящающий их.
10. Никто посторонний не должен есть святыни; поселившийся у священника и наемник не должен есть святыни;
11. если же священник купит себе человека за серебро, то сей может есть оную; также и домочадцы его могут есть хлеб его.
12. Если дочь священника выйдет в замужество за постороннего, то она не должна есть приносимых святынь;
13. когда же дочь священника будет вдова, или разведенная, и детей нет у нее, и возвратится в дом отца своего, как была в юности своей, тогда она может есть хлеб отца своего; а посторонний никто не должен есть его.
14. Кто по ошибке съест что-нибудь из святыни, тот должен отдать священнику святыню и приложить к ней пятую ее долю.
15. Священники сами не должны порочить святыни сынов Израилевых, которые они приносят Господу,
16. и не должны навлекать на себя вину в преступлении, когда будут есть святыни свои, ибо Я Господь (Иегова), освящающий их.
Имеется в виду, что священники не должны допускать, чтобы кто-то посторонний ел святыни.

17. И сказал Господь Моисею, говоря:
18. объяви Аарону и сынам его и всем сынам Израилевым и скажи им: если кто из дома Израилева, или из пришельцев, поселившихся между Израильтянами, по обету ли какому, или по усердию приносит жертву свою, которую приносят Господу во всесожжение,
19. то, чтобы сим приобрести благоволение от Бога, жертва должна быть без порока, мужеского пола, из крупного скота, из овец и из коз;
20. никакого животного, на котором есть порок, не приносите; ибо это не приобретет вам благоволения.
21. И если кто приносит мирную жертву Господу, исполняя обет, или по усердию, из крупного скота или из мелкого, то жертва должна быть без порока, чтоб быть угодною Богу: никакого порока не должно быть на ней;
22. животного слепого, или поврежденного, или уродливого, или больного, или коростового, или паршивого, таких не приносите Господу и в жертву не давайте их на жертвенник Господень;
Как говорится: "На тобі Боже, що мені не гоже!"

23. тельца и агнца с членами, несоразмерно длинными или короткими, в жертву усердия принести можешь; а если по обету (по обещанию), то это не угодно будет Богу;
24. животного, у которого ятра раздавлены, разбиты, оторваны или вырезаны, не приносите Господу и в земле вашей не делайте сего;
25. и из рук иноземцев не приносите всех таковых животных в дар Богу вашему, потому что на них повреждение, порок на них: не приобретут они вам благоволения.
26. И сказал Господь Моисею, говоря:
27. когда родится теленок, или ягненок, или козленок, то семь дней он должен пробыть при матери своей, а от восьмого дня и далее будет благоугоден для приношения в жертву Господу;
28. но ни коровы, ни овцы не заколайте в один день с порождением ее.
29. Если приносите Господу жертву благодарения, то приносите ее так, чтоб она приобрела вам благоволение;
30. в тот же день должно съесть ее, не оставляйте от нее до утра. Я Господь (Иегова).
31. И соблюдайте заповеди Мои и исполняйте их. Я Господь (Иегова).
32. Не бесчестите святого имени Моего, чтоб Я был святим среди сынов Израилевых. Я Господь (Иегова), освящающий вас,
33. Который вывел вас из земли Египетской, чтоб быть вашим Богом. Я Господь (Иегова).

Как часто мы встречаем выражение "Я Господь". В таком виде это выражение воспринимается как "я ваш господин" и звучит как требование полного повиновения.

Но если слово "господь" заменить на слово, которое стоит в оригинале   יהוה  "Иегова" то вырисовывается совсем другой смысл. И выражение это звучит как "делайте так-то и так-то потому, что я Иегова" (а не боги, которых вы знали прежде). 

Иегова демонстрирует своему народу, что он Бог другого порядка, чем все божества, которых они знали прежде. И Его народ тоже должен выделятся среди остальных, отражая святость Иеговы.

(Книга Левит 22:1-33)

Комментариев нет:

Отправить комментарий