воскресенье, 16 февраля 2014 г.

Изучение 5: Бытие, глава 3 (Искушение)

В нашем прочтении мы приблизились к самому драматичному моменту в истории человечества. Каждый раз, читая эти строки, хочется надеяться, что все произойдет иначе, но увы.

1. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2. И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3. только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

Очевидно древний змей отличался от того существа, которое мы знаем на сегодняшний день. Он был особенным созданием, выделялся как самый мудрый (осторожный) среди зверей и, скорее всего, тогда он передвигался ещё при помощи конечностей, наверное больше напоминая дракона. В дальнейшем его так и называют "дракон, древний змий".



Змей заговорил с Евой и это совершенно не удивило её, значит он говорил на понятном для неё языке. Это наводит на мысль, что люди, живя в Эдемском саду, понимали язык животных!
Теперь обратим внимание на постановку вопроса - сначала змей уточнил, заведомо искажая запрет Бога: "подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?" Это было не так и женщина ответила: " плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть". 
Тут есть очень важный момент - Бог предупреждает людей об опасности: "чтобы вам не умереть", а не грозит им, например: "за это умрете". И ещё одно интересное наблюдение - выходит, что люди ели плоды от всех деревьев (кроме одного), включая дерево жизни.

4. И сказал змей жене: нет, не умрете,
5. но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

Первый момент - если бы обещание смерти от Бога было наказанием, тот как змей мог бы уверять людей, что этого не случится и Бог их не накажет. Но если это было предупреждением об опасности, то змей легко мог поставить под сомнение слова Бога и даже обосновал почему Бог дал такой запрет - якобы из-за страха перед возможностью человека владеть знанием о добре и зле. А что же в этом знании плохого для человека и действительно ли Бог именно этого опасался- давайте посмотрим.
Второй момент - змей говорит: "и вы будете, как боги, знающие добро и зло" - кто эти "боги". Разве кроме Творца был кто-то ещё, кто мог называться богом? Давайте разберемся в значении и смысле слова "бог". По определению Википедии "Бог" — название могущественного сверхъестественного Высшего Существа (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3). Иными словами, Бог, это личность, которая определяет судьбу других. Относительно человека - кто мог обладать такой властью и силой? Это мог быть сам Создатель и личности, которых он наделил такой властью, мы можем предположить, что это ангелы.  

Подтверждение этому будем искать при дальнейшем изучении. Кроме того, слово "боги" употребляется для обозначения некоего сообщества, а значит, это не имя личное, скорее титул. Т.е. для идентификации у каждого из них должно быть имя. В таком случае как зовут самого Бога-Творца? Выносим это в отдельный вопрос. 

6. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание (в оригинале и в других переводах этих слов нет); и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.


7. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

Давайте разбираться - что же произошло. "И открылись глаза у них обоих" - что это означает? Произошли изменения в их сознании, одно из них это ощущение стыда. Очевидно это не единственное изменение. Люди получили возможность делать выводы и сами определять для себя что такое добро, а что зло. С того самого момента и по сегодняшний день люди пытаются это делать, запутываясь все больше и больше. Например, убивать плохо? - а во время войны? - а защищаясь? Свобода отношений - это хорошо или плохо и нужны ли здесь рамки. Стремление к богатству и благополучию - это хорошо или плохо и где разумный предел. Жить ради удовольствий - хорошая ли это цель для человека и т.д. и т.п.

8. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
9. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
10. Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
11. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12. Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
13. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

Как видим, люди начали решать для себя, что хорошо, а что нет, и определили, что появиться голыми перед Богом будет плохо, поэтому спрятались. И ещё важный момент - предупреждение Бога звучало так: "а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Книга Бытие 2:17) И что же мы видим - люди не умерли в тот же день, к тому же действительно у них открылись глаза, как и обещал змей. Возможно ли, что Бог обманул людей и скрыл от них что-то важное, ценное, а змей оказался прав? Разбираемся дальше.

14. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
15. и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

А вот начинают звучать приговоры Бога и первый из них змею. Если с ползаньем на брюхе все понятно, то 15-тый стих вызывает одни вопросы: что подразумевается под семенем змея и семенем жены, что означает "оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту", кто такая "жена", относится ли это к первой женщине? Звучит этот стих как пророчество, поэтому выносим его отдельно на страницу Вопросы и будем расшифровывать по мере прочтения.

16. Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

Следующий приговор женщине и это, как раз, и есть наказание от Бога за непослушание, а не обещанная смерть. Помимо боли в родах (очевидно заложен этот  механизм был как безболезненный), женщина утратила гораздо более важное - свою независимость. Это стоит учитывать в вопросе о равноправии полов.

17. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
18. терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
19. в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

И Адам тоже получил свое наказание. А говоря о том, что он вернется в прах, Бог констатирует его  исход.

20. И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.
21. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

Интересный момент - Бог одел людей в шкуры. Если наш Создатель посчитал возможным использовать шкуры животных как одежду для человека, то хорошо это или плохо для нас, имеем ли мы право поступать так же?

22. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

Снова видим, что Бог обращается к кому-то и говорит о "нас", как о некоем сообществе "богов"- это дополняет нашу мысль, высказанную выше. Выводы по этому поводу выносим на страничку Вопросы.
Видим подтверждение того, что дерево добра и зла открыло какие-то знания людям. И поэтому появляется ограничение доступа ко второму дереву, хотя раньше этого запрета не было - люди могли жить вечно!

23. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
24. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.


Новый персонаж - Херувим, кто это? Точно не человек. Очевидно это духовное создание состоящее на службе у Бога. Добавляем на стр. Вопросы в тему: "К кому обращается Бог при сотворении мира".
Нам осталось ответить на вопрос, который возник у нас в начале сегодняшнего изучения - неужели Бог сказал неправду о смерти людей в тот же день.  Живы ли и теперь Адам и Ева - нет, они давно уже умерли, как и предупреждал Бог. Но умерли ли они в тот же день?  Как узнаем в дальнейшем из текста Библии Адам прожил 930 лет. Если помните, мы уже говорили о том, что понятие дня для Бога и человека разные. Для Бога день может длиться 1000 лет (2Пет 3:8) и даже дольше, как в периоды сотворения. Значит обманщиком, все-таки, оказался змей -люди умерли. Не сказал он полной правды и о познании добра и зла - люди получили это знание, но не смогли правильно им воспользоваться.
Как видим из последних стихов, люди могли не умереть, съев плоды от дерева жизни.  Но Бог не дал им такой возможности - почему, это тема для отдельного обсуждения.
(Книга Бытие 3:1-24)

2 комментария:

  1. Из текста не понятно, что кожанные одежды из шкур зверей. Может тело человека имело инную структуру и кожанные ризи -это сотворенная Богам плоть нашего тела.

    ОтветитьУдалить
  2. Всё-таки, мы думаем, что речь идет о кожах животных. Во-первых, человек уже был материальным существом (из праха земного) и должен был иметь какую-то материальную оболочку. Поэтому речь вряд ли идет о его коже. Во вторых, если обратиться к подстрочному переводу, то это слово (номер Стронга 5785), буквально обозначающее "кожа" ещё встречается в 82х местах Писаний. И в этих местах оно обозначает именно кожа животного.

    ОтветитьУдалить