суббота, 11 ноября 2023 г.

Изучение 312, книга Иова, главы 15-17 (Второй диалог Елифаза и Иова)

1. И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал:
2. станет ли мудрый отвечать знанием пустым и наполнять чрево свое ветром палящим,
3. оправдываться словами бесполезными и речью, не имеющею никакой силы?
Этот упрек адресован Иову - дескать, если ты мудр, зачем отвечать бесполезными речами.

4. Да, ты отложил и страх и за малость считаешь речь к Богу.
5. Нечестие твое настроило так уста твои, и ты избрал язык лукавых.
6. Тебя обвиняют уста твои, а не я, и твой язык говорит против тебя.
7. Разве ты первым человеком родился и прежде холмов создан?
8. Разве совет Божий ты слышал и привлек к себе премудрость?
9. Что знаешь ты, чего бы не знали мы? что разумеешь ты, чего не было бы и у нас?
10. И седовласый и старец есть между нами, днями превышающий отца твоего.
11. Разве малость для тебя утешения Божии? И это неизвестно тебе?
12. К чему порывает тебя сердце твое, и к чему так гордо смотришь?
13. Что устремляешь против Бога дух твой и устами твоими произносишь такие речи?
14. Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным?
Другими словами Елифаз убеждает Иова не считать себя праведником.

15. Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его:
16. тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду.
17. Я буду говорить тебе, слушай меня; я расскажу тебе, что видел,
18. что слышали мудрые и не скрыли слышанного от отцов своих,
19. которым одним отдана была земля, и среди которых чужой не ходил.
20. Нечестивый мучит себя во все дни свои, и число лет закрыто от притеснителя;
21. звук ужасов в ушах его; среди мира идет на него губитель.
22. Он не надеется спастись от тьмы; видит пред собою меч.
23. Он скитается за куском хлеба повсюду; знает, что уже готов, в руках у него день тьмы.
24. Устрашает его нужда и теснота; одолевает его, как царь, приготовившийся к битве,
25. за то, что он простирал против Бога руку свою и противился Вседержителю,
26. устремлялся против Него с гордою выею (шеею), под толстыми щитами своими;
27. потому что он покрыл лицо свое жиром своим и обложил туком лядвеи (бока) свои.
28. И он селится в городах разоренных, в домах, в которых не живут, которые обречены на развалины.
29. Не пребудет он богатым, и не уцелеет имущество его, и не распрострется по земле приобретение его.
30. Не уйдет от тьмы; отрасли его иссушит пламя и дуновением уст своих увлечет его.
31. Пусть не доверяет суете заблудший, ибо суета будет и воздаянием ему.
32. Не в свой день он скончается, и ветви его не будут зеленеть.
33. Сбросит он, как виноградная лоза, недозрелую ягоду свою и, как маслина, стряхнет цвет свой.
34. Так опустеет дом нечестивого, и огонь пожрет шатры мздоимства.
35. Он зачал зло и родил ложь, и утроба его приготовляет обман.
Елифаз говорит об участи нечестивых, приводя её в пример Иову.
(Иов 15:1-35)

1. И отвечал Иов и сказал:
2. слышал я много такого; жалкие утешители все вы!
3. Будет ли конец ветреным словам? и что побудило тебя так отвечать?
4. И я мог бы так же говорить, как вы, если бы душа ваша была на месте души моей; ополчался бы на вас словами и кивал бы на вас головою моею;
5. подкреплял бы вас языком моим и движением губ утешал бы.
6. Говорю ли я, не утоляется скорбь моя; перестаю ли, что отходит от меня?
7. Но ныне Он изнурил меня. Ты разрушил всю семью мою.
8. Ты покрыл меня морщинами во свидетельство против меня; восстает на меня изможденность моя, в лицо укоряет меня.
9. Гнев Его терзает и враждует против меня, скрежещет на меня зубами своими; неприятель мой острит на меня глаза свои.
10. Разинули на меня пасть свою; ругаясь, бьют меня по щекам; все сговорились против меня.
11. Предал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивым бросил меня.
12. Я был спокоен, но Он потряс меня; взял меня за шею и избил меня и поставил меня целью для Себя.
13. Окружили меня стрельцы Его; Он рассекает внутренности мои и не щадит, пролил на землю желчь мою,
14. пробивает во мне пролом за проломом, бежит на меня, как ратоборец.
15. Вретище сшил я на кожу мою и в прах положил голову мою.
16. Лицо мое побагровело от плача, и на веждах (веках) моих тень смерти,
17. при всем том, что нет хищения в руках моих, и молитва моя чиста.
18. Земля! не закрой моей крови, и да не будет места воплю моему.
19. И ныне, вот, на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних!
20. Многоречивые друзья мои! К Богу слезит око мое.
21. О, если бы человек мог иметь состязание с Богом, как сын человеческий с ближним своим!
22. Ибо летам моим приходит конец, и я отхожу в путь невозвратный.
(Иов 16:1-22)

1. Дыхание мое ослабело; дни мои угасают; гробы предо мною.
2. Если бы не насмешки их, то и среди споров их око мое пребывало бы спокойно.
3. Заступись, поручись Сам за меня пред Собою! иначе кто поручится за меня?
В своих горестях Иов просит у Бога заступничества перед Самим Собой, продолжая видеть в Нем высшую меру справедливости.

4. Ибо Ты закрыл сердце их от разумения, и потому не дашь восторжествовать им.
5. Кто обрекает друзей своих в добычу, у детей того глаза истают.
6. Он поставил меня притчею для народа и посмешищем для него.
7. Помутилось от горести око мое, и все члены мои, как тень.
8. Изумятся о сем праведные, и невинный вознегодует на лицемера.
9. Но праведник будет крепко держаться пути своего, и чистый руками будет больше и больше утверждаться.
10. Выступайте все вы, — и подойдите; не найду я мудрого между вами.
11. Дни мои прошли; думы мои — достояние сердца моего — разбиты.
12. А они ночь хотят превратить в день, свет приблизить к лицу тьмы.
13. Если бы я и ожидать стал, то преисподняя — дом мой; во тьме постелю я постель мою;
14. гробу скажу: «ты отец мой», червю: «ты мать моя и сестра моя».
15. Где же после этого надежда моя? и ожидаемое мною кто увидит?
16. В преисподнюю (могилу) сойдет она и будет покоиться со мною в прахе.
Иов говорит о том, что надежда его угасает и сойдет с ним в могилу.
Важный комментарий созрел у нас относительно рассуждений Иова об успокоении в преисподней. Обратите внимание, Иов не имеет надежд, что после смерти Бог каким-то образом восстановит справедливость, как принято считать в номинальных религиозных учениях. Иов не надеется оказаться с Богом на небе в раю и пожинать результат своей праведности. Как и не опасается ада, как места мучений. Наоборот, Иов говорит о преисподней как единственном варианте для умершего, где наступает полный покой и отсутствуют любые ощущения.
(Иов 17:1-16)

Комментариев нет:

Отправить комментарий