воскресенье, 29 октября 2023 г.

Изучение 311, книга Иова, главы 11-14 (Обличения Софара Наамитянина и ответ Иова)

1. И отвечал Софар Наамитянин и сказал:
2. разве на множество слов нельзя дать ответа, и разве человек многоречивый прав?
3. Пустословие твое заставит ли молчать мужей, чтобы ты глумился, и некому было постыдить тебя?
4. Ты сказал: «суждение мое верно, и чист я в очах Твоих».
5. Но если бы Бог возглаголал (заговорил) и отверз уста Свои к тебе
6. и открыл тебе тайны премудрости, что тебе вдвое больше следовало бы понести! Итак, знай, что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению.
7. Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?
8. Он превыше небес, — что можешь сделать? глубже преисподней, — что можешь узнать?
9. Длиннее земли мера Его и шире моря.
10. Если Он пройдет и заключит кого в оковы и представит на суд, то кто отклонит Его?
11. Ибо Он знает людей лживых и видит беззаконие, и оставит ли его без внимания?
12. Но пустой человек мудрствует, хотя человек рождается подобно дикому осленку.
13. Если ты управишь сердце твое и прострешь к Нему руки твои,
14. и если есть порок в руке твоей, а ты удалишь его и не дашь беззаконию обитать в шатрах твоих,
15. то поднимешь незапятнанное лицо твое и будешь тверд и не будешь бояться.
16. Тогда забудешь горе: как о воде протекшей, будешь вспоминать о нем.
17. И яснее полдня пойдет жизнь твоя; просветлеешь, как утро.
18. И будешь спокоен, ибо есть надежда; ты огражден, и можешь спать безопасно.
19. Будешь лежать, и не будет устрашающего, и многие будут заискивать у тебя.
20. А глаза беззаконных истают, и убежище пропадет у них, и надежда их исчезнет.

Софар Наамитянин говорит о виновности Иова. По его убеждению многоречие Иова преступно и бесполезно, ведь Бог знает за что наказывает. Поэтому он советует Иову раскаяться и получить прощение Бога, который вернет Иову свою благосклонность.
(Иов 11:1-20)



1. И отвечал Иов и сказал:
2. подлинно, только вы люди, и с вами умрет мудрость! (да уж, вы люди знающие, и мудрость умрет вместе с вами - эта фраза несет сарказм)
3. И у меня есть сердце, как у вас; не ниже я вас; и кто не знает того же?
4. Посмешищем стал я для друга своего, я, который взывал к Богу, и которому Он отвечал, посмешищем — человек праведный, непорочный.
(Я стал посмешищем для своего друга потому, что требую ответа от Бога, будучи праведником.)

5. Так презрен по мыслям сидящего в покое факел, приготовленный для спотыкающихся ногами.
(Сидящий уверен, что он не споткнется, поэтому презирает факел, освещающий дорогу.)

6. Покойны шатры у грабителей и безопасны у раздражающих Бога, которые как бы Бога носят в руках своих.
7. И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе;
8. или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские.
9. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?
(Все будут свидетельствовать о том, что всё происходящее существует по воле Бога.)

10. В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти.
11. Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи?
12. В старцах — мудрость, и в долголетних — разум.
13. У Него премудрость и сила; Его совет и разум.
14. Что Он разрушит, то не построится; кого Он заключит, тот не высвободится.
15. Остановит воды, и все высохнет; пустит их, и превратят землю.
16. У Него могущество и премудрость, пред Ним заблуждающийся и вводящий в заблуждение.
17. Он приводит советников в необдуманность и судей делает глупыми.
18. Он лишает перевязей царей и поясом обвязывает чресла их;
19. князей лишает достоинства и низвергает храбрых;
20. отнимает язык у велеречивых и старцев лишает смысла;
21. покрывает стыдом знаменитых и силу могучих ослабляет;
22. открывает глубокое из среды тьмы и выводит на свет тень смертную;
23. умножает народы и истребляет их; рассевает народы и собирает их;
24. отнимает ум у глав народа земли и оставляет их блуждать в пустыне, где нет пути:
25. ощупью ходят они во тьме без света и шатаются, как пьяные.
Иов снова рассуждает о том, что всё происходящее, в том числе и с ним, происходит по воле Бога.
(Иов 12:1-25)

1. Вот, все это видело око мое, слышало ухо мое и заметило для себя.
2. Сколько знаете вы, знаю и я: не ниже я вас.
3. Но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом.
4. А вы сплетчики лжи; все вы бесполезные врачи.
5. О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость.
6. Выслушайте же рассуждения мои и вникните в возражение уст моих.
7. Надлежало ли вам ради Бога говорить неправду и для Него говорить ложь?
8. Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Бога так препираться?
Зачем вы оправдываете Бога - разве Он сам не может себя защитить?

9. Хорошо ли будет, когда Он испытает вас? Обманете ли Его, как обманывают человека?
10. Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите.
11. Неужели величие Его не устрашает вас, и страх Его не нападает на вас?
12. Напоминания ваши подобны пеплу; оплоты ваши — оплоты глиняные.
Все, что вы говорите - пустые слова, если бы вас испытал Бог.

13. Замолчите предо мною, и я буду говорить, что бы ни постигло меня.
14. Для чего мне терзать тело мое зубами моими и душу мою полагать в руку мою?
15. Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицом Его!
Иов говорит о своей близкой гибели, но главным желанием своим называет оправдание в глазах Бога.
16. И это уже в оправдание мне, потому что лицемер не пойдет пред лицо Его!
17. Выслушайте внимательно слово мое и объяснение мое ушами вашими.
18. Вот, я завел судебное дело: знаю, что буду прав.
19. Кто в состоянии оспорить меня? Ибо я скоро умолкну и испущу дух.
20. Двух только вещей не делай со мною, и тогда я не буду укрываться от лица Твоего:
21. удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня.
22. Тогда зови, и я буду отвечать, или буду говорить я, а Ты отвечай мне.
23. Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие мое и грех мой.
24. Для чего скрываешь лицо Твое и считаешь меня врагом Тебе?
Видим уже прямой вызов Иова к Богу с требованием предъявить ему его грехи.

25. Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь и не сухую ли соломинку преследуешь?
26. Ибо Ты пишешь на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей,
27. и ставишь в колоду ноги мои и подстерегаешь все стези мои, — гонишься по следам ног моих.
28. А он (человек), как гниль, распадается, как одежда, изъеденная молью.
(Иов 13:1-28)

1. Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями:
2. как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается.
3. И на него‐то Ты отверзаешь очи Твои, и меня ведешь на суд с Тобою?
4. Кто родится чистым от нечистого? Ни один.
(Иов сетует на то, что человек от рождения грешен и весь путь его страдания, да еще его и привлекают на суд с Богом)

5. Если дни ему определены, и число месяцев его у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдет,
6. то уклонись от него: пусть он отдохнет, доколе не окончит, как наемник, дня своего.
Если Ты и так распоряжаешься жизнью человека до его последнего дня, то дай хотя бы напоследок отдохнуть перед смертью.

7. Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут:
8. если и устарел в земле корень его, и пень его замер в пыли,
9. но, лишь почуяло воду, оно дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное.
10. А человек умирает и распадается; отошел, и где он?
11. Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает:
12. так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего.
Иов сравнивает человека с деревом, которое даже срубленное, может пустить новые ветви. А как быть праведнику - если он будет погублен, то как может быть восстановлена справедливость?

13. О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне!
14. Когда умрет человек, то будет ли он опять жить? Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена.
Из этих стихов мы понимаем, что Иов не знал наверняка о воскресении. Но он описывает свои надежды очень похожим на воскресение образом. Человек после смерти попадает в преисподнюю (могилу), находится там во сне в бессознательном состоянии и в какой-то момент Бог вспоминает о нем. Иов задается вопросом - сможет ли человек снова жить? И будет ли восстановлена справедливость, если человек погиб не заслуженно?

15. Воззвал бы Ты, и я дал бы Тебе ответ, и Ты явил бы благоволение творению рук Твоих;
16. ибо тогда Ты исчислял бы шаги мои и не подстерегал бы греха моего;
17. в свитке было бы запечатано беззаконие мое, и Ты закрыл бы вину мою.
18. Но гора, падая, разрушается, и скала сходит с места своего;
19. вода стирает камни; разлив ее смывает земную пыль: так и надежду человека Ты уничтожаешь.
20. Теснишь его до конца, и он уходит; изменяешь ему лицо и отсылаешь его.
21. В чести ли дети его — он не знает, унижены ли — он не замечает;
22. но плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает.
Не имея ответа на свой вопрос, Иов считает, что для человека нет надежды жить снова.
(Иов 14:1-22)

Комментариев нет:

Отправить комментарий