воскресенье, 5 марта 2023 г.

Изучение 298, книга Ездры, краткий обзор и выводы

Если говорить обобщенно, то главная тема книги Ездры заключается в том, что даже наказывая свой народ, Иегова Бог не бросает его. Израильтяне получают возможность вернуться в свои земли из Вавилонского плена, а изгнание, длившееся 70 лет, заканчивается! 

Именно описанию возвращения израильтян и посвящена книга Ездры. Происходит это в два этапа с разницей в сто лет. Участником второго выхода был и сам Ездра. Он являлся потомком Аарона из колена Левия, прекрасно знал закон и пророков. Возможно благодаря его рассказам о Боге Иегове, повлиявшим на царя Артаксеркса, и случился второй исход израильтян из Вавилона.

События книги Ездры начинаются с дистанцией в 70 лет после предыдущего повествования, пропуская сам вавилонский плен. Читателям сообщается о повелении Персидского царя Кира (558 г.д.н.э) вернуться иудеям в свои земли, а также восстановить разрушенный храм Иеговы. Имеется подробное перечисление всех возвратившихся в Иудею по родам и семьям - всего 42360 человек и с ними рабов 7337. Поражает небольшое количество вернувшихся. Можем вспомнить, что после переписей населения численность израильтян уже насчитывала несколько миллионов.



Первое, что сделали переселенцы - восстановили жертвенник Иегове на прежнем его месте во дворе храма. А затем восстановили жертвоприношения, согласно закону. Возглавляли первую волну переселения Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков. Первым праздником, который израильтяне отметили на своей земле, стал праздник Кущей. После этого события было снова заложено основание храма Иегове. Упоминается, что старики, видевшие прежний храм, плакали. Думаем, что эти слёзы были о прежнем величии храма. Хотя упоминается также, что многие плакали и от радости. Возможно потому, что храм, все-таки, будет восстановлен.

Несмотря на указания Кира о всеобщей поддержке в постройке храма, трудностей не удалось избежать. Произошло это после того как иудеи отвергли помощь окрестных народов. Это вызвало конфронтацию и соседние народы начали препятствовать иудеям. Донос Артаксерксу (региональному начальнику) повлек приостановление строительства храма на 15 лет.

Однако, несмотря на препятствия, под воздействием пророков и священников восстановление храма и Иерусалима, все-таки, медленно продолжалось. Новый донос царю Дарию, в котором содержалась ссылка на указ царя Кира, должен был положить конец этим процессам, но произошло как раз наоборот.  В результате проверки фактов, царь Дарий, внук царя Кира, велит оказывать полное содействие и финансирование иудеям в их делах.

Интересно было узнать из переписки с царем Дарием, что иудеи полностью осознавали причину своего изгнания и плена. Этот важный момент, звучит в письме так:

"И они ответили нам такими словами: мы рабы Бога неба и земли и строим дом, который был построен за много лет прежде сего, — и великий царь у Израиля строил его и довершил его.
12. Когда же отцы наши прогневали Бога небесного, Он предал их в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, Халдеянина; и дом сей он разрушил, и народ переселил в Вавилон."

Это значит, что наказание Иеговы не было напрасным!

Следующий эпизод связан уже с появлением Ездры и организацией второй волны переселенцев из Вавилона. Произошло это спустя 100 лет после повеления Кира. Повествование книги продолжается от первого лица самого Ездры. Он рассказывает о новом повелении царя Артаксеркса, внуке царя Дария, о поддержке восстановления храма и Иерусалима. Сопровождается это указом о полном содействии на всех уровнях власти и отправкой для этого вавилонских сокровищ. Снова впечатляет невиданная поддержка и помощь от иноплеменных царей (персидских) в восстановлении Божьему народу

Переселенцы второй волны, вернувшиеся с Ездрой, насчитывали всего 1496 человек глав семей и еще 258 человек левитов для служения в храме. Опасный переход с несметными вавилонскими сокровищами без охраны продолжался долгих 4 месяца. Но экспедиция под защитой Иеговы благополучно достигла Иерусалима.

Однако, вернувшись в Иерусалим, Ездра застал печальную картину - первые переселенцы вопреки закону массово вступали в родство с иноплеменниками. Запрет о связях с народами, обитавшими на территории обетованной земли, израильтяне получили еще через Моисея, когда они только вышли из египетского плена. Такое требование было дано для того, чтобы вера и обычаи тех народов не проникали в иудейскую жизнь и не стали сетью для них. Это было опасно тем, что вера этих народов строилась на поклонении демоническим силам, а обряды поражали безнравственностью и кровожадностью, вплоть до принесения в жертву собственных детей.

После всеобщего собрания было единогласно принято расторгнуть такие браки и отправить обратно жен и детей в их прежние земли. Можем наблюдать, что допустив ошибку и согрешив, иудеи быстро осознают это и пытаются исправить ситуацию. Очевидно вавилонский плен стал мощным воспитательным моментом для их общественного сознания.

Этим моментом и заканчивается книга Ездры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий