воскресенье, 26 февраля 2023 г.

Изучение 297, Ездра, глава 8-10 (Разрыв браков с иноплеменниками)

Продолжается повествование от лица Ездры:
1. И вот главы поколений и родословие тех, которые вышли со мною из Вавилона, в царствование царя Артаксеркса:
2. из сыновей Финееса Гирсон; из сыновей Ифамара Даниил; из сыновей Давида Хаттуш;
3. из сыновей Шехании, из сыновей Пароша Захария, и с ним по списку родословному сто пятьдесят человек мужеского пола;
4. из сыновей Пахаф‐Моава Эльегоенай, сын Зерахии, и с ним двести человек мужеского пола;
5. из сыновей [Зафоя] Шехания, сын Яхазиила, и с ним триста человек мужеского пола;
6. из сыновей Адина Евед, сын Ионафана, и с ним пятьдесят человек мужеского пола;
7. из сыновей Елама Иешаия, сын Афалии, и с ним семьдесят человек мужеского пола;
8. из сыновей Сафатии Зевадия, сын Михаилов, и с ним восемьдесят человек мужеского пола;
9. из сыновей Иоава Овадия, сын Иехиелов, и с ним двести восемнадцать человек мужеского пола;
10. из сыновей [Ваания] Шеломиф, сын Иосифии, и с ним сто шестьдесят человек мужеского пола;
11. из сыновей Бевая Захария, сын Бевая, и с ним двадцать восемь человек мужеского пола;
12. из сыновей Азгада Иоханан, сын Гаккатана, и с ним сто десять человек мужеского пола;
13. из сыновей Адоникама последние, и вот имена их: Елифелет, Иеиел и Шемаия, и с ними шестьдесят человек мужеского пола;
14. из сыновей Бигвая, Уфай и Заббуд, и с ними семьдесят человек мужеского пола.
По нашему подсчету представителей "мужеского пола" собралось 1496 человек. Понимаем, что это только главы семейств, а с ними были также их жены, дети и рабы.

15. Я собрал их у реки, втекающей в Агаву, и мы простояли там три дня, и когда я осмотрел народ и священников, то из сынов Левия никого там не нашел.
16. И послал я позвать Елиезера, Ариэла, Шемаию, и Элнафана, и Иарива, и Элнафана, и Нафана, и Захарию, и Мешуллама — главных, и Иоярива и Элнафана — ученых;
17. и дал им поручение к Иддо, главному в местности Касифье, и вложил им в уста, что говорить к Иддо и братьям его, нефинеям в местности Касифье, чтобы они привели к нам служителей для дома Бога нашего.
18. И привели они к нам, так как благодеющая рука Бога нашего была над нами, человека умного из сыновей Махлия, сына Левиина, сына Израилева, именно Шеревию, и сыновей его и братьев его, восемнадцать человек;
19. и Хашавию и с ним Иешаию из сыновей Мерариных, братьев его и сыновей их двадцать;
20. и из нефинеев, которых дал Давид и князья его на прислугу левитам, двести двадцать нефинеев; все они названы поименно.
Подытожим, что удалось собрать еще 258 человек для храмового служения.

21. И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицом Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего,
22. так как мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: «рука Бога нашего для всех, прибегающих к Нему, есть благодеющая, а на всех, оставляющих Его, — могущество Его и гнев Его!»
23. Итак, мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас.
24. И я отделил из начальствующих над священниками двенадцать человек: Шеревию, Хашавию и с ними десять из братьев их;
25. и отдал им весом серебро, и золото, и сосуды, — все, пожертвованное для дома Бога нашего, что пожертвовали царь, и советники его, и князья его, и все Израильтяне, там находившиеся.
26. И отдал на руки им весом: серебра — шестьсот пятьдесят талантов, и серебряных сосудов на сто талантов, золота — сто талантов;
27. и чаш золотых — двадцать, в тысячу драхм, и два сосуда из лучшей блестящей меди, ценимой как золото.
28. И сказал я им: вы — святыня Господу (Иегове), и сосуды — святыня, и серебро и золото — доброхотное даяние Господу (Иегове), Богу отцов ваших.
29. Будьте же бдительны и сберегите это, доколе весом не сдадите начальствующим над священниками и левитами и главам поколений Израилевых в Иерусалиме, в хранилище при доме Господнем (Иеговы).
30. И приняли священники и левиты взвешенное серебро, и золото, и сосуды, чтоб отнести в Иерусалим в дом Бога нашего.
31. И отправились мы от реки Агавы в двенадцатый день первого месяца, чтобы идти в Иерусалим; и рука Бога нашего была над нами, и спасала нас от руки врага и от подстерегающих нас на пути.
Можем только представить себе какая это опасная была экспедиция! Относительно небольшая группа людей без вооруженного сопровождения перевозила несметные сокровища! Запорукой своей безопасности эти люди выбрали защиту Бога Иеговы.

32. И пришли мы в Иерусалим, и пробыли там три дня.
33. В четвертый день мы сдали весом серебро, и золото, и сосуды в дом Бога нашего, на руки Меремофу, сыну Урии, священнику, и с ним Елеазару, сыну Финеесову, и с ними Иозаваду, сыну Иисусову, и Ноадии, сыну Виннуя, левитам,
34. все счетом и весом. И все взвешенное записано в то же время.
35. Пришедшие из плена переселенцы принесли во всесожжение Богу Израилеву двенадцать тельцов за всего Израиля, девяносто шесть овнов, семьдесят семь агнцев и двенадцать козлов в жертву за грех: все это во всесожжение Господу (Иегове).
36. И отдали царские повеления царским сатрапам и заречным областеначальникам, и они почтили народ и дом Божий.
Вспомним, что это была уже вторая волна переселенцев, вернувшаяся в Иерусалим. Она была не так многочисленна как первая (558 г.д.н.э), когда вернулись 42360 человек плюс рабов 337. Важно отметить, что это новое переселение произошло через 100 лет после предыдущего!
(Ездра 8:1-36)

1. По окончании сего подошли ко мне начальствующие и сказали: народ Израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их, от Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Иевусеев, Аммонитян, Моавитян, Египтян и Аморреев,
2. потому что взяли дочерей их за себя и за сыновей своих, и смешалось семя святое с народами иноплеменными, и притом рука знатнейших и главнейших была в сем беззаконии первою.
Речь идет о переселенцах первой волны. Ездра, вернувшись из Вавилона, застал такую плачевную картину!

3. Услышав это слово, я разодрал нижнюю и верхнюю одежду мою и рвал волосы на голове моей и на бороде моей, и сидел печальный.
4. Тогда собрались ко мне все, убоявшиеся слов Бога Израилева по причине преступления переселенцев, и я сидел в печали до вечерней жертвы.
5. А во время вечерней жертвы я встал с места сетования моего, и в разодранной нижней и верхней одежде пал на колени мои и простер руки мои к Господу (Иегове), Богу моему,
6. и сказал: Боже мой! стыжусь и боюсь поднять лицо мое к Тебе, Боже мой, потому что беззакония наши стали выше головы, и вина наша возросла до небес.
7. Со дней отцов наших мы в великой вине до сего дня, и за беззакония наши преданы были мы, цари наши, священники наши, в руки царей иноземных, под меч, в плен и на разграбление и на посрамление, как это и ныне.
8. И вот, по малом времени, даровано нам помилование от Господа (Иеговы), Бога нашего, и Он оставил у нас несколько уцелевших и дал нам утвердиться на месте святыни Его, и просветил глаза наши Бог наш, и дал нам ожить немного в рабстве нашем.
9. Мы — рабы, но и в рабстве нашем не оставил нас Бог наш. И склонил Он к нам милость царей Персидских, чтоб они дали нам ожить, воздвигнуть дом Бога нашего и восстановить его из развалин его, и дали нам ограждение в Иудее и в Иерусалиме.
10. И ныне, что скажем мы, Боже наш, после этого? Ибо мы отступили от заповедей Твоих,
11. которые заповедал Ты чрез рабов Твоих пророков, говоря: «земля, в которую идете вы, чтоб овладеть ею, земля нечистая, она осквернена нечистотою иноплеменных народов, их мерзостями, которыми они наполнили ее от края до края в осквернениях своих.
12. Итак, дочерей ваших не выдавайте за сыновей их, и дочерей их не берите за сыновей ваших, и не ищите мира их и блага их вовеки, чтобы укрепиться вам и питаться благами земли той и передать ее в наследие сыновьям вашим навеки».
13. И после всего, постигшего нас за худые дела наши и за великую вину нашу, — ибо Ты, Боже наш, пощадил нас не по мере беззакония нашего и дал нам такое избавление, —
14. неужели мы опять будем нарушать заповеди Твои и вступать в родство с этими отвратительными народами? Не прогневаешься ли Ты на нас даже до истребления нас, так что не будет уцелевших и не будет спасения?
15. Господи (Иегова) Боже Израилев! праведен Ты. Ибо мы остались уцелевшими до сего дня; и вот мы в беззакониях наших пред лицом Твоим, хотя после этого не надлежало бы нам стоять пред лицом Твоим.
Запрет о родственных связях с народами, обитавшими на территории обетованной земли, израильтяне получили еще через Моисея, когда они только вышли из египетского плена. Такое требование было дано для того, чтобы вера и обычаи тех народов не проникали в иудейскую жизнь. Это было опасно тем, что вера этих народов строилась на поклонении демоническим силам, а обряды поражали безнравствием и кровожадностью, вплоть до принесения в жертву собственных детей.

(Ездра 9:1-15)
1. Когда так молился Ездра и исповедовался, плача и повергаясь пред домом Божиим, стеклось к нему весьма большое собрание Израильтян, мужчин и женщин и детей, потому что и народ много плакал.
2. И отвечал Шехания, сын Иехиила из сыновей Еламовых, и сказал Ездре: мы сделали преступление пред Богом нашим, что взяли себе жен иноплеменных из народов земли, но есть еще надежда для Израиля в этом деле;
3. заключим теперь завет с Богом нашим, что, по совету господина моего и благоговеющих пред заповедями Бога нашего, мы отпустим от себя всех жен и детей, рожденных ими, — и да будет по закону!
4. Встань, потому что это твое дело, и мы с тобою: ободрись и действуй!
5. И встал Ездра, и велел начальствующим над священниками, левитами и всем Израилем дать клятву, что они сделают так. И они дали клятву.
6. И встал Ездра и пошел от дома Божия в жилище Иоханана, сына Елияшивова, и пришел туда. Хлеба он не ел и воды не пил, потому что плакал о преступлении переселенцев.
7. И объявили в Иудее и в Иерусалиме всем бывшим в плену, чтоб они собрались в Иерусалим;
8. а кто не придет чрез три дня, на все имение того, по определению начальствующих и старейшин, будет положено заклятие, и сам он будет отлучен от общества переселенцев.
9. И собрались все жители Иудеи и земли Вениаминовой в Иерусалим в три дня. Это было в девятом месяце, в двадцатый день месяца. И сидел весь народ на площади у дома Божия, дрожа как по этому делу, так и от дождей.
10. И встал Ездра священник и сказал им: вы сделали преступление, взяв себе жен иноплеменных, и тем увеличили вину Израиля.
11. Итак, покайтесь в сем пред Господом (Иеговой), Богом отцов ваших, и исполните волю Его, и отлучите себя от народов земли и от жен иноплеменных.
12. И отвечало все собрание, и сказало громким голосом: как ты сказал, так и сделаем.



13. Однако же народ многочислен и время теперь дождливое, и нет возможности стоять на улице. Да и это дело не одного дня и не двух, потому что мы много в этом деле погрешили.
14. Пусть наши начальствующие заступят место всего общества, и все в городах наших, которые взяли жен иноплеменных, пусть приходят сюда в назначенные времена и с ними старейшины каждого города и судьи его, доколе не отвратится от нас пылающий гнев Бога нашего за это дело.
15. Тогда Ионафан, сын Асаила, и Яхзеия, сын Фиквы, стали над этим делом, и Мешуллам и Шавфай левит были помощниками им.
16. И сделали так вышедшие из плена. И отделены на это Ездра священник, главы поколений, от каждого поколения их, и все они названы поименно. И сделали они заседание в первый день десятого месяца, для исследования сего дела;
17. и окончили исследование о всех, которые взяли жен иноплеменных, к первому дню первого месяца.
18. И нашлись из сыновей священнических, которые взяли жен иноплеменных, — из сыновей Иисуса, сына Иоседекова, и братьев его: Маасея, Елиезер, Иарив и Гедалия;
19. и они дали руки свои во уверение, что отпустят жен своих, и что они повинны принести в жертву овна за свою вину;
20. и из сыновей Иммера: Хананий и Зевадия;
21. и из сыновей Харима: Маасея, Елия, Шемаия, Иехиил и Уззия;
22. и из сыновей Пашхура: Елиоенай, Маасея, Исмаил, Нафанаил, Иозавад и Эласа;
23. И из левитов: Иозавад, Шимей и Келаия, он же Клита, Пафахия, Иуда и Елиезер;
24. И из певцов: Елияшив; и из привратников: Шаллум, Телем и Урий;
25. А из Израильтян, — из сыновей Пароша: Рамаия, Иззия, Малхия, Миямин, Елеазар, Малхия и Венаия;
26. и из сыновей Елама: Матфания, Захария, Иехиел, Авдий, Иремоф и Елия;
27. и из сыновей Заффу: Елиоенай, Елияшив, Матфания, Иремоф, Завад и Азиса;
28. и из сыновей Бевая: Иоханан, Ханания, Забвай и Афлай;
29. и из сыновей Вания: Мешуллам, Маллух, Адая, Иашув, Шеал и Иерамоф;
30. и из сыновей Пахаф‐Моава: Адна, Хелал, Венаия, Маасея, Матфания, Веселеил, Биннуй и Манассия;
31. и из сыновей Харима: Елиезер, Ишшия, Малхия, Шемаия, Симеон,
32. Вениамин, Маллух, Шемария;
33. и из сыновей Хашума: Мафнай, Мафафа, Завад, Елифелет, Иеремай, Манассия и Шимей;
34. и из сыновей Вания: Маадай, Амрам и Уел,
35. Бенаия, Бидья, Келуги,
36. Ванея, Меремоф, Елиашив,
37. Матфания, Мафнай, Иаасай,
38. Ваний, Биннуй, Шимей,
39. Шелемия, Нафан, Адаия,
40. Махнадбай, Шашай, Шарай,
41. Азариел, Шелемиягу, Шемария,
42. Шаллум, Амария и Иосиф;
43. и из сыновей Нево: Иеиел, Матфифия, Завад, Зевина, Иаддай, Иоель и Бенаия.
44. Все сии взяли за себя жен иноплеменных, и некоторые из сих жен родили им детей.
Тут хочется сделать важный комментарий - несмотря на драматизм этой ситуации, иноплеменники, всё же, имели возможность стать частью израильского общества. Определяющим в этом вопросе было желание стать частью Божьего народа и присоединиться к поклонению Богу Иегове. Если такое желание было искренним, то существовал порядок, который помогал пришельцам из других народов стать прозелитами. Но в случае с браками, очевидно, об этом речь не шла, раз потребовалась такая жесткая мера. И нужно помнить, что представители проклятых народов не могли стать даже прозелитами.
(Ездра 10:1-44)

Комментариев нет:

Отправить комментарий