воскресенье, 1 декабря 2019 г.

Изучение 185, Первая книга Царств, глава 2, 3 (Молитва-пророчество Анны. Нечестие дома Илиева.)

1. И молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем (в значении спасение от Бога - Ты дал мне спасение).
Обратите внимание на фразу "вознесся рог мой". Здесь эта аллегория используется впервые, но в дальнейшем мы часто будем встречать её в библейских пророчествах. Поскольку израильтяне были животноводами, то это сравнение было им понятней, чем нам, современным читателям Библии. Что же эта фраза означала? В первую очередь - преимущество и превосходство. Допустим, если представить, что семья Елкана это некое животное, а каждый из её членов представлен рогом, то после рождения сына рог Анны стал доминировать над рогом Фенанны. Вот, какой смысл, по нашему мнению, вкладывала Анна в эту фразу.

2. Нет столь святого, как Господь (Иегова); ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш.
3. Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь (Иегова) есть Бог ведения (ведь Иегова Бог, который знает все), и дела у Него взвешены.
4. Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою;
5. сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает.
Речь идет о справедливости, которую восстанавливает Иегова.

6. Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит;
Обратим внимание на эту фразу - здесь говориться об Иегове, как об единственном источнике жизни. Интересно тогда, что имеется ввиду под словами "оживляет" и "возводит". Преисподняя - это могила, хранилище для умерших, у израильтян это часто были пещеры.  Как Иегова "возводит" оттуда? Думаем речь идет о воскрешении из мертвых. Происходило ли подобное уже или Анна говорит об этом пророчески? Мы склоняемся к мысли, что это пророческие слова. Как и в отношении восстановления Божьей справедливости глобально в человеческом мире.

7. Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает.
8. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную.
9. Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек.
Эта фраза должна отложиться у каждого читающего в сознании т.к. это ключ к пониманию Библии. Сила человека в его добрых взаимоотношениях с Богом.

10. Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего.
Последний стих говорит, что восстановление Божьей справедливости непременно наступит, а также, что это произойдет на фоне суда над людьми от края земли и до края. Кроме того, говориться о Божьем царе, которого Иегова укрепить и даст ему особую власть - снова видим аллегорию про рог. Все это дает нам повод считать, что молитва Анны была не просто песней хвалы и благодарности, а имела пророческий смысл.

11. И пошел Елкана в Раму в дом свой, а отрок остался служить Господу (Иегове) при Илии священнике.
12. Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа
13. и долга священников в отношении к народу. Когда кто приносил жертву, отрок священнический во время варения мяса приходил с вилкой в руке своей
14. и опускал ее в котел, или в кастрюлю, или на сковороду, или в горшок, и что вынет вилка, то брал себе священник. Так поступали они со всеми Израильтянами, приходившими туда в Силом.
15. Даже прежде, нежели сожигали тук, приходил отрок священнический и говорил приносившему жертву: «дай мяса на жаркое священнику; он не возьмет у тебя вареного мяса, а дай сырое».
16. И если кто говорил ему: «пусть сожгут прежде тук, как должно, и потом возьми себе, сколько пожелает душа твоя», то он говорил: «нет, теперь же дай, а если нет, то силою возьму».
17. И грех этих молодых людей был весьма велик пред Господом (Иеговой), ибо они отвращали от жертвоприношений Господу (Иегове).
18. Отрок же Самуил служил пред Господом (Иеговой), надевая льняной ефод (аккуратно служил Богу).
19. Верхнюю одежду малую делала ему мать его и приносила ему ежегодно, когда приходила с мужем своим для принесения положенной жертвы.
20. И благословил Илий Елкану и жену его и сказал: да даст тебе Господь (Иегова) детей от жены сей вместо данного, которого ты отдал Господу (Иегове)! И пошли они в место свое.
21. И посетил Господь (Иегова) Анну, и зачала она и родила еще трех сыновей и двух дочерей; а отрок Самуил возрастал у Господа (Иеговы).
22. Илий же был весьма стар и слышал все, как поступают сыновья его со всеми Израильтянами, и что они спят с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания.


23. И сказал им: для чего вы делаете такие дела? ибо я слышу худые речи о вас от всего народа.
24. Нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу; вы развращаете народ Господень;
25. если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа (Иеговы), то кто будет ходатаем о нем? Но они не слушали голоса отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти (Иегова уже определил их участь).
26. Отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа (Иеговы) и у людей.
27. И пришел человек Божий (пророк) к Илию и сказал ему: так говорит Господь (Иегова): не открылся ли Я дому отца твоего, когда еще были они в Египте, в доме фараона?
28. И не избрал ли его из всех колен Израилевых Себе во священника, чтоб он восходил к жертвеннику Моему, чтобы воскурял фимиам, чтобы носил ефод предо Мною? И не дал ли Я дому отца твоего от всех огнем сожигаемых жертв сынов Израилевых?
29. Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища Моего, и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего — Израиля?
Как видим, Илию было поставленно в вину то, что он попустительствовал своим сыновьям. Он слышал о них "худую молву", но не предпринял жестких мер, чтобы обуздать пороки своих сыновей.

30. Посему так говорит Господь (Иегова), Бог Израилев: Я сказал тогда: «дом твой и дом отца твоего будут ходить пред лицом Моим вовек». Но теперь говорит Господь (Иегова): да не будет так, ибо Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены.
31. Вот, наступают дни, в которые Я подсеку мышцу твою и мышцу дома отца твоего, так что не будет старца в доме твоем;
32. и ты будешь видеть бедствие жилища Моего, при всем том, что Господь (Иегова) благотворит Израилю, и не будет в доме твоем старца во все дни,
33. Я не отрешу у тебя всех от жертвенника Моего, чтобы томить глаза твои и мучить душу твою; но все потомство дома твоего будет умирать в средних летах.
34. И вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими, Офни и Финеесом: оба они умрут в один день.
35. И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей; и дом его сделаю твердым, и он будет ходить пред помазанником Моим во все дни;
Снова видим пророческий прогноз о помазаннике Иеговы - думаем речь идет о том же царе, которого Иегова наделит особой властью, и про которого шла речь в молитве Анны.

36. и всякий, оставшийся из дома твоего, придет кланяться ему из‐за геры серебра и куска хлеба и скажет: «причисли меня к какой‐либо левитской должности, чтоб иметь пропитание».
(Первая книга Царств 2:1-36)

1. Отрок Самуил служил Господу (Иегове) при Илии; слово Господне было редко в те дни, видения были не часты.
2. И было в то время, когда Илий лежал на своем месте, — глаза же его начали смежаться, и он не мог видеть, —
3. и светильник Божий еще не погас, и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий;
4. воззвал Господь (Иегова) к Самуилу. И отвечал он: вот я!


5. И побежал к Илию и сказал: вот я! ты звал меня? Но тот сказал: я не звал тебя; пойди назад, ложись. И он пошел и лег.
6. Но Господь в другой раз воззвал к Самуилу. Он встал, и пришел к Илию вторично, и сказал: вот я! ты звал меня? Но тот сказал: я не звал тебя, сын мой; пойди назад, ложись.
7. Самуил еще не знал тогда голоса Господа (Иеговы), и еще не открывалось ему слово Господне.
8. И воззвал Господь к Самуилу еще в третий раз. Он встал и пришел к Илию и сказал: вот я! ты звал меня. Тогда понял Илий, что Господь (Иегова) зовет отрока.
9. И сказал Илий Самуилу: пойди назад и ложись, и когда Зовущий позовет тебя, ты скажи: «говори, Господи (Иегова), ибо слышит раб Твой». И пошел Самуил и лег на месте своем.
10. И пришел Господь, и стал, и воззвал, как в тот и другой раз: Самуил, Самуил! И сказал Самуил: говори, Господи (Иегова), ибо слышит раб Твой.
11. И сказал Господь Самуилу: вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах;
12. в тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу;
13. Я объявил ему, что Я накажу дом его навеки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их;
14. и посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек.
15. И спал Самуил до утра, и отворил двери дома Господня; и боялся Самуил объявить видение сие Илию.
16. Но Илий позвал Самуила и сказал: сын мой, Самуил! Тот сказал: вот я!
17. И сказал Илий: что сказано тебе? не скрой от меня; то и то сделает с тобою Бог, и еще больше сделает, если ты утаишь от меня что‐либо из всего того, что сказано тебе.
18. И объявил ему Самуил все и не скрыл от него ничего. Тогда сказал Илий: Он — Господь (Иегова); что Ему угодно, то да сотворит.
19. И возрос Самуил, и Господь (Иегова) был с ним; и не осталось ни одного из слов его неисполнившимся.
20. И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним (Иеговы).
21. И продолжал Господь (Иегова) являться в Силоме после того, как открыл Себя Самуилу в Силоме через слово Господне.
Эта глава начиналась с того, что видения и пророчества стали нечастым явлением в Израиле. Понятна и причина такой перемены - нечистивое поведение дома Илиева. Но с приходом и взрослением Самуила ситуация изменилась.
(Первая книга Царств 3:1-21)

Комментариев нет:

Отправить комментарий