воскресенье, 8 декабря 2019 г.

Изучение 186, Первая книга Царств, глава 4-7 (Путешествие ковчега завета к филистимлянам)

1. И было слово Самуила ко всему Израилю. И выступили Израильтяне против Филистимлян на войну и расположились станом при Авен‐Езере, а Филистимляне расположились при Афеке.
2. И выстроились Филистимляне против Израильтян, и произошла битва, и были поражены Израильтяне Филистимлянами, которые побили на поле сражения около четырех тысяч человек.
3. И пришел народ в стан; и сказали старейшины Израилевы: за что поразил нас Господь сегодня пред Филистимлянами? возьмем себе из Силома ковчег завета Господня (Иеговы), и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших.
Смотрите, какой важный и поучительный эпизод - израильтяне понадеялись не на свои взаимоотношения с Богом Иеговой, чтобы он заступился за них, а решили воспользоваться материальными атрибутами веры - ковчегом завета, используя его как талисман и наделяя его божественной силой.

4. И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, сидящего на херувимах; а при ковчеге завета Божия были и два сына Илиевы, Офни и Финеес.
5. И когда прибыл ковчег завета Господня (Иеговы) в стан, весь Израиль поднял такой сильный крик, что земля стонала.
6. И услышали Филистимляне шум восклицаний и сказали: отчего такие громкие восклицания в стане Евреев? И узнали, что ковчег Господень прибыл в стан.
7. И устрашились Филистимляне, ибо сказали: Бог тот пришел к ним в стан. И сказали: горе нам! ибо не бывало подобного ни вчера, ни третьего дня;
8. горе нам! кто избавит нас от руки этого сильного Бога? Это — тот Бог, Который поразил Египтян всякими казнями в пустыне;
9. укрепитесь и будьте мужественны, Филистимляне, чтобы вам не быть в порабощении у Евреев, как они у вас в порабощении; будьте мужественны и сразитесь с ними.
10. И сразились Филистимляне, и поражены были Израильтяне, и каждый побежал в шатер свой, и было поражение весьма великое, и пало из Израильтян тридцать тысяч пеших.
11. И ковчег Божий был взят, и два сына Илиевы, Офни и Финеес, умерли.
12. И побежал один Вениамитянин с места сражения и пришел в Силом в тот же день; одежда на нем была разодрана, и прах на голове его.
В минуты особого горя и отчаяния у израильтян было принято разрывать одежды и посыпать голову пеплом или прахом (землей).

13. Когда пришел он, Илий сидел на седалище при дороге у ворот и смотрел, ибо сердце его трепетало за ковчег Божий. И когда человек тот пришел и объявил в городе, то громко восстенал весь город.
14. И услышал Илий звуки вопля и сказал: отчего такой шум? И тотчас подошел человек тот и объявил Илию.
15. Илий был тогда девяноста восьми лет; и глаза его померкли, и он не мог видеть.
16. И сказал тот человек Илию: я пришел из стана, сегодня же бежал я с места сражения. И сказал Илий: что произошло, сын мой?
17. И отвечал вестник и сказал: побежал Израиль пред Филистимлянами, и поражение великое произошло в народе, и оба сына твои, Офни и Финеес, умерли, и ковчег Божий взят.
18. Когда упомянул он о ковчеге Божием, Илий упал с седалища навзничь у ворот, сломал себе хребет и умер; ибо он был стар и тяжел. Был же он судьею Израиля сорок лет.
19. Невестка его, жена Финеесова, была беременна, уже пред родами. И когда услышала она известие о взятии ковчега Божия и о смерти свекра своего и мужа своего, то упала на колени и родила, ибо приступили к ней боли ее.
20. И когда умирала она, стоявшие при ней женщины говорили ей: не бойся, ты родила сына. Но она не отвечала и не обращала внимания.
21. И назвала младенца: Ихавод, сказав: «отошла слава от Израиля» — со взятием ковчега Божия и со смертью свекра ее и мужа ее.
22. Она сказала: отошла слава от Израиля, ибо взят ковчег Божий.
(Первая книга Царств 4:1-22)

1. Филистимляне же взяли ковчег Божий и принесли его из Авен‐Езера в Азот.
2. И взяли Филистимляне ковчег Божий, и внесли его в храм Дагона, и поставили его подле Дагона.
3. И встали Азотяне рано на другой день, и вот, Дагон лежит лицом своим к земле пред ковчегом Господним (Иеговы). И взяли они Дагона и опять поставили его на свое место.
4. И встали они поутру на следующий день, и вот, Дагон лежит ниц на земле пред ковчегом Господним (Иеговы); голова Дагонова и обе руки его лежали отсеченные, каждая особо, на пороге, осталось только туловище Дагона.


5. Посему жрецы Дагоновы и все приходящие в капище Дагона в Азот не ступают на порог Дагонов до сего дня.
6. И отяготела рука Господня (Иеговы) над Азотянами, и Он поражал их и наказал их мучительными наростами (геморроем), в Азоте и в окрестностях его.
7. И увидели это Азотяне и сказали: да не останется ковчег Бога Израилева у нас, ибо тяжка рука Его и для нас и для Дагона, бога нашего.
Напомним, что мы уже разбирали и выяснили - кто же такие эти божества окрестных народов? Как помним, все эти "божества" поддерживались демонами.

8. И послали, и собрали к себе всех владетелей Филистимских, и сказали: что нам делать с ковчегом Бога Израилева? И сказали: пусть ковчег Бога Израилева перейдет в Геф. И отправили ковчег Бога Израилева в Геф.
9. После того, как отправили его, была рука Господа (Иеговы) на городе — ужас весьма великий, и поразил Господь жителей города от малого до большого, и показались на них наросты (геморрой).
10. И отослали они ковчег Божий в Аскалон; и когда пришел ковчег Божий в Аскалон, возопили Аскалонитяне, говоря: принесли к нам ковчег Бога Израилева, чтоб умертвить нас и народ наш.
11. И послали, и собрали всех владетелей Филистимских, и сказали: отошлите ковчег Бога Израилева; пусть он возвратится в свое место, чтобы не умертвил он нас и народа нашего. Ибо смертельный ужас был во всем городе; весьма отяготела рука Божия на них.
12. И те, которые не умерли, поражены были наростами (геморроем), так что вопль города восходил до небес.
(Первая книга Царств 5:1-12)

1. И пробыл ковчег Господень в области Филистимской семь месяцев.
2. И призвали Филистимляне жрецов и прорицателей, и сказали: что нам делать с ковчегом Господним (Иеговы)? научите нас, как нам отпустить его в свое место.
3. Те сказали: если вы хотите отпустить ковчег Бога Израилева, то не отпускайте его ни с чем (без приношений), но принесите Ему жертву повинности; тогда исцелитесь и узнаете, за что не отступает от вас рука Его.
4. И сказали они: какую жертву повинности должны мы принести Ему? Те сказали: по числу владетелей Филистимских пять наростов золотых (геморроидальных шишек) и пять мышей золотых; ибо казнь одна на всех вас и на владетелях ваших;
5. итак, сделайте изваяния наростов ваших (геморроидальных шишек)  и изваяния мышей ваших, опустошающих землю, и воздайте славу Богу Израилеву; может быть, Он облегчит руку Свою над вами и над богами вашими и над землею вашею;
6. и для чего вам ожесточать сердце ваше, как ожесточили сердце свое Египтяне и фараон? вот, когда Господь (Иегова) показал силу Свою над ними, то они отпустили их, и те пошли;
Как видим, история славных подвигов Иеговы не стерлась из памяти народов даже через 500 лет!

7. итак, возьмите, сделайте одну колесницу новую и возьмите двух первородивших коров, на которых не было ярма, и впрягите коров в колесницу, а телят их отведите от них домой;
8. и возьмите ковчег Господень, и поставьте его на колесницу, а золотые вещи, которые принесете Ему в жертву повинности, положите в ящик сбоку его; и отпустите его, и пусть пойдет;
9. и смотрите, если он пойдет к пределам своим, к Вефсамису, то он великое сие зло сделал нам; если же нет, то мы будем знать, что не его рука поразила нас, а сделалось это с нами случайно.
10. И сделали они так: и взяли двух первородивших коров и впрягли их в колесницу, а телят их удержали дома;
То есть логика заключалась в том, что, если этих коров не будет вести какая-то особая сила, они вернуться домой к своим телятам.

11. и поставили ковчег Господа (Иеговы) на колесницу и ящик с золотыми мышами и изваяниями наростов.
12. И пошли коровы прямо на дорогу к Вефсамису; одною дорогою шли, шли и мычали, но не уклонялись ни направо, ни налево; владетели же Филистимские следовали за ними до пределов Вефсамиса.
13. Жители Вефсамиса жали тогда пшеницу в долине, и, взглянув, увидели ковчег Господень, и обрадовались, что увидели его.
14. Колесница же пришла на поле Иисуса Вефсамитянина и остановилась там; и был тут большой камень, и раскололи колесницу на дрова, а коров принесли во всесожжение Господу.
15. Левиты сняли ковчег Господа и ящик, бывший при нем, в котором были золотые вещи, и поставили на большом том камне; жители же Вефсамиса принесли в тот день всесожжения и закололи жертвы Господу.


16. И пять владетелей Филистимских видели это и возвратились в тот день в Аккарон.
17. Золотые эти наросты, которые принесли Филистимляне в жертву повинности Господу, были: один за Азот, один за Газу, один за Аскалон, один за Геф, один за Аккарон;
18. а золотые мыши были по числу всех городов Филистимских — пяти владетелей, от городов укрепленных и до открытых сел, до большого камня, на котором поставили ковчег Господа и который находится до сего дня на поле Иисуса Вефсамитянина.
19. И поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек; и заплакал народ, ибо поразил Господь народ поражением великим.
Думаем речь идет о том, что колесница, запряженная коровами, достигла пределов Израиля в районе города Вефсамис. Там его сняли с колесницы левиты и горожане распорядились с ковчегом как посчитали нужным. В том числе заглядывали из любопытства. Это повлекло за собой ужасные последствия! И потери составили больше, чем в войне с филистимлянами. Как помним из закона, никто не имел права заглядывать в ковчег. 

20. И сказали жители Вефсамиса: кто может стоять пред Господом, сим святым Богом? и к кому Он пойдет от нас?
21. И послали послов к жителям Кириаф‐Иарима сказать: Филистимляне возвратили ковчег Господа (Иеговы); придите, возьмите его к себе.
(Первая книга Царств 6:1-21)

1. И пришли жители Кириаф‐Иарима, и взяли ковчег Господа (Иеговы), и принесли его в дом Аминадава, на холм, а Елеазара, сына его, посвятили, чтобы он хранил ковчег Господа.
2. С того дня, как остался ковчег в Кириаф‐Иариме, прошло много времени, лет двадцать. И обратился весь дом Израилев к Господу (Иегове).
3. И сказал Самуил всему дому Израилеву, говоря: если вы всем сердцем своим обращаетесь к Господу, то удалите из среды себя богов иноземных и Астарт и расположите сердце ваше к Господу (Иегове), и служите Ему одному, и Он избавит вас от руки Филистимлян.
4. И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному Господу (Иегове).
5. И сказал Самуил: соберите всех Израильтян в Массифу, и я помолюсь о вас Господу (Иегове).
6. И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе.
7. Когда же услышали Филистимляне, что собрались сыны Израилевы в Массифу, тогда пошли владетели Филистимские на Израиля. Израильтяне, услышав о том, убоялись Филистимлян.
8. И сказали сыны Израилевы Самуилу: не переставай взывать о нас к Господу (Иегове), Богу нашему, чтоб Он спас нас от руки Филистимлян.
9. И взял Самуил одного ягненка от сосцов, и принес его во всесожжение Господу (Иегове), и воззвал Самуил к Господу (Иегове) о Израиле, и услышал его Господь (Иегова).
10. И когда Самуил возносил всесожжение, Филистимляне пришли воевать с Израилем. Но Господь возгремел в тот день сильным громом над Филистимлянами и навел на них ужас, и они были поражены пред Израилем.
11. И выступили Израильтяне из Массифы, и преследовали Филистимлян, и поражали их до места под Вефхором.
12. И взял Самуил один камень, и поставил между Массифою и между Сеном, и назвал его Авен‐Езер, сказав: до сего места помог нам Господь (Иегова).
13. Так усмирены были Филистимляне, и не стали более ходить в пределы Израилевы; и была рука Господня на Филистимлянах во все дни Самуила.
14. И возвращены были Израилю города, которые взяли Филистимляне у Израиля, от Аккарона и до Гефа, и пределы их освободил Израиль из рук Филистимлян, и был мир между Израилем и Аморреями.
15. И был Самуил судьею Израиля во все дни жизни своей:
16. из года в год он ходил и обходил Вефиль, и Галгал, и Массифу; и судил Израиля во всех сих местах;
17. потом возвращался в Раму; ибо там был дом его, и там судил он Израиля, и построил там жертвенник Господу (Иегове).
Поучительная история о путешествии ковчега и грозных событиях, связанных с его перемещением. Видим, что не сам по себе ковчег был защитой израильтян, а только их добрые отношения с Иеговой.
(Первая книга Царств 7:1-17)

Комментариев нет:

Отправить комментарий