воскресенье, 17 марта 2019 г.

Изучение 162, книга Иисуса Навина, глава 7, 8 (Сокрытие добычи из проклятого, взятие Гая)

1. Но сыны Израилевы сделали преступление и взяли из заклятого. Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина, взял из заклятого, и гнев Господень возгорелся на сынов Израиля.
2. Иисус из Иерихона послал людей в Гай, что близ Беф‐Авена, с восточной стороны Вефиля, и сказал им: пойдите, осмотрите землю. Они пошли и осмотрели Гай.
3. И, возвратившись к Иисусу, сказали ему: не весь народ пусть идет, а пусть пойдет около двух тысяч или около трех тысяч человек, и поразят Гай; всего народа не утруждай туда, ибо их мало там.
4. Итак, пошло туда из народа около трех тысяч человек, но они обратились в бегство от жителей Гайских;
5. жители Гайские убили из них до тридцати шести человек, и преследовали их от ворот до Севарим и разбили их на спуске с горы; от чего сердце народа растаяло и стало как вода.
Часто читаем в Библии образные сравнения, описывающие разные ощущения. В этом эпизоде сразу возникает красноречивая ассоциация с твердым ледяным кристаллом - сердцем Израиля, которое растаяло от страха.

6. Иисус разодрал одежды свои и пал лицом своим на землю пред ковчегом Господним и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы, и посыпали прахом головы свои.
Можем только представить каким шоком было для Иисуса и израильтян такое поражение от малочисленного города. При том, что накануне была одержана победа над могучим и укрепленным Иерихоном.

7. И сказал Иисус: о, Господи Владыка! для чего Ты перевел народ сей чрез Иордан, дабы предать нас в руки Аморреев и погубить нас? о, если бы мы остались и жили за Иорданом!
8. О, Господи! что сказать мне после того, как Израиль обратил тыл врагам своим?
9. Хананеи и все жители земли услышат и окружат нас и истребят имя наше с земли. И что сделаешь тогда имени Твоему великому?
10. Господь сказал Иисусу: встань, для чего ты пал на лицо твое?
11. Израиль согрешил, и преступили они завет Мой, который Я завещал им; и взяли из заклятого, и украли, и утаили, и положили между своими вещами;


12. за то сыны Израилевы не могли устоять пред врагами своими и обратили тыл врагам своим, ибо они подпали заклятию; не буду более с вами, если не истребите из среды вашей заклятого.
13. Встань, освяти народ и скажи: освятитесь к утру, ибо так говорит Господь (Иегова), Бог Израилев: «заклятое среди тебя, Израиль; посему ты не можешь устоять пред врагами твоими, доколе не отдалишь от себя заклятого»;
14. завтра подходите все по коленам вашим; колено же, которое укажет Господь, пусть подходит по племенам; племя, которое укажет Господь, пусть подходит по семействам; семейство, которое укажет Господь, пусть подходит по одному человеку;
15. и обличенного в похищении заклятого пусть сожгут огнем, его и все, что у него, за то, что он преступил завет Господень и сделал беззаконие среди Израиля.
Жестокая мера как на ваш взгляд? Вспомним тридцать шесть погибших по вине одного алчного человека. С другой стороны, обратим внимание как Иегова применяет принцип коллективной ответственности между израильтянами - виноват один, страдают все. Это должно было сделать народ одним монолитным организмом.

16. Иисус, встав рано поутру, велел подходить Израилю по коленам его, и указано колено Иудино;
17. потом велел подходить племенам Иуды, и указано племя Зары; велел подходить племени Зарину по семействам, и указано семейство Завдиево;
18. велел подходить семейству его по одному человеку, и указан Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина.
19. Тогда Иисус сказал Ахану: сын мой! воздай славу Господу (Иегове), Богу Израилеву, и сделай пред Ним исповедание и объяви мне, что ты сделал; не скрой от меня.
20. В ответ Иисусу Ахан сказал: точно, я согрешил пред Господом (Иеговой), Богом Израилевым, и сделал то и то:
21. между добычею увидел я одну прекрасную Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей; это мне полюбилось, и я взял это; и вот, оно спрятано в земле среди шатра моего, и серебро под ним.
22. Иисус послал людей, и они побежали в шатер; и вот, все это спрятано было в шатре его, и серебро под ним.
23. Они взяли это из шатра и принесли к Иисусу и ко всем сынам Израилевым и положили пред Господом (Иеговой).
Почему Иисус потребовал личного признания от Ахана, хотя это никак не повлияло на вынесенный приговор? Думаем, что это важно было для остального народа, чтобы обличенный Богом преступник подтвердил свою вину.

24. Иисус и все Израильтяне с ним взяли Ахана, сына Зарина, и серебро, и одежду, и слиток золота, и сыновей его, и дочерей его, и волов его, и ослов его, и овец его, и шатер его, и все, что у него было, и вывели их на долину Ахор.
25. И сказал Иисус: за то, что ты навел на нас беду, Господь (Иегова) на тебя наводит беду в день сей. И побили его все Израильтяне камнями, и сожгли их огнем, и наметали на них камни.
26. И набросали на него большую груду камней, которая уцелела и до сего дня. После сего утихла ярость гнева Господня. Посему то место называется долиною Ахор даже до сего дня.
Вот уже несколько раз главы книги оканчиваются словами "до сего дня". К какому именно моменту относятся эти слова? Думаем, что книга писалась спустя годы, а может десятилетия после случившихся событий. Помните, в прошлой главе упоминалась, что блудница Раав еще живет среди израильтян, значит это писалось в период жизни одного поколения.
(Книга Иисуса Навина 7:1-26)

1. Господь сказал Иисусу: не бойся и не ужасайся; возьми с собою весь народ, способный к войне, и, встав, пойди к Гаю; вот, Я предаю в руки твои царя Гайского и народ его, город его и землю его;
2. сделай с Гаем и царем его то же, что сделал ты с Иерихоном и царем его, только добычу его и скот его разделите себе; сделай засаду позади города.
Обратим внимание на это отличие - скот и добычу можно было взять себе. Почему же нельзя было в Иерихоне? Возможно Иерихон был первым рубежом, где Иегова очищал землю от гнусости и мерзости населявших её народов. И здесь израильтянам нужно было продемонстрировать свою особую преданность. Как бы там ни было, определять судьбу и дальнейший удел покоренных городов -  было во власти  только Иеговы.

3. Иисус и весь народ, способный к войне, встал, чтобы идти к Гаю, и выбрал Иисус тридцать тысяч человек храбрых и послал их ночью,
4. и дал им приказание и сказал: смотрите, вы будете составлять засаду у города позади города; не отходите далеко от города и будьте все готовы;
5. а я и весь народ, который со мною, подойдем к городу; и когда жители Гая выступят против нас, как и прежде, то мы побежим от них;
6. они пойдут за нами, так что мы отвлечем их от города; ибо они скажут: «бегут от нас, как и прежде»; когда мы побежим от них,
7. тогда вы встаньте из засады и завладейте городом, и Господь (Иегова) Бог ваш, предаст его в руки ваши;
8. когда возьмете город, зажгите город огнем, по слову Господню сделайте; смотрите, я повелеваю вам.
9. Таким образом, послал их Иисус, и они пошли в засаду и засели между Вефилем и между Гаем, с западной стороны Гая; а Иисус в ту ночь ночевал среди народа.
10. Встав рано поутру, Иисус осмотрел народ, и пошел он и старейшины Израилевы впереди народа к Гаю;
11. и весь народ, способный к войне, который был с ним, пошел, приблизился и подошел к городу,
12. и поставил стан с северной стороны Гая, а между ним и Гаем была долина. Потом взял он около пяти тысяч человек и посадил их в засаде между Вефилем и Гаем, с западной стороны города.
13. И народ расположил весь стан, который был с северной стороны города, так, что задняя часть была с западной стороны города. И пришел Иисус в ту ночь на средину долины.
14. Когда увидел это царь Гайский, тотчас с жителями города, встав рано, выступил против Израиля на сражение, он и весь народ его, на назначенное место пред равниною; а он не знал, что для него есть засада позади города.
15. Иисус и весь Израиль, будто пораженные ими, побежали к пустыне;
16. а они кликнули весь народ, который был в городе, чтобы преследовать их, и, преследуя Иисуса, отдалились от города;
17. в Гае и Вефиле не осталось ни одного человека, который не погнался бы за Израилем; и город свой они оставили отворенным, преследуя Израиля.
18. Тогда Господь сказал Иисусу: простри копье, которое в руке твоей, к Гаю, ибо Я предам его в руки твои. Иисус простер копье, которое было в его руке, к городу.
19. Сидевшие в засаде тотчас встали с места своего и побежали, как скоро он простер руку свою, вошли в город и взяли его и тотчас зажгли город огнем.
20. Жители Гая, оглянувшись назад, увидели, что дым от города восходил к небу. И не было для них места, куда бы бежать — ни туда, ни сюда; ибо народ, бежавший к пустыне, обратился на преследователей.
21. Иисус и весь Израиль, увидев, что сидевшие в засаде взяли город, и дым от города восходил к небу, возвратились и стали поражать жителей Гая;


22. а те из города вышли навстречу им, так что они находились в средине между Израильтянами, из которых одни были с той стороны, а другие с другой; так поражали их, что не оставили ни одного из них, уцелевшего или убежавшего;
23. а царя Гайского взяли живого и привели его к Иисусу.
24. Когда Израильтяне перебили всех жителей Гая на поле, в пустыне, куда они преследовали их, и когда все они до последнего пали от острия меча, тогда все Израильтяне обратились к Гаю и поразили его острием меча.
25. Падших в тот день мужей и жен, всех жителей Гая, было двенадцать тысяч.
26. Иисус не опускал руки своей, которую простер с копьем, доколе не предал заклятию всех жителей Гая;
27. только скот и добычу города сего сыны Израиля разделили между собою, по слову Господа, которое Господь сказал Иисусу.
28. И сожег Иисус Гай, и обратил его в вечные развалины, в пустыню, до сего дня;
29. а царя Гайского повесил на дереве, и был он на дереве до вечера; по захождении же солнца приказал Иисус, и сняли труп его с дерева, и бросили его у ворот городских, и набросали над ним большую груду камней, которая уцелела даже до сего дня.
Вспомним о повелении вывешивать на дереве преступников, "проклятых" в глазах Бога (Второзаконие 21:22).

30. Тогда Иисус устроил жертвенник Господу (Иегове), Богу Израилеву, на горе Гевал,
31. как заповедал Моисей, раб Господень, сынам Израилевым, о чем написано в книге закона Моисеева, — жертвенник из камней цельных, на которые не поднимали железа; и принесли на нем всесожжение Господу и совершили жертвы мирные.
32. И написал Иисус там на камнях список с закона Моисеева, который он написал пред сынами Израилевыми.
33. Весь Израиль, старейшины его и надзиратели его, и судьи его, стали с той и другой стороны ковчега против священников левитов, носящих ковчег завета Господня, как пришельцы, так и природные жители, одна половина их у горы Гаризим, а другая половина у горы Гевал, как прежде повелел Моисей, раб Господень, благословлять народ Израилев.
34. И потом прочитал Иисус все слова закона, благословение и проклятие, как написано в книге закона;
35. из всего, что Моисей заповедал Иисусу, не было ни одного слова, которого Иисус не прочитал бы пред всем собранием Израиля, и женами, и детьми, и пришельцами, находившимися среди них.
Израильтяне начали осуществлять то, к чему их готовили на протяжении сорока лет, и о чем так долго говорил Моисей.
(Книга Иисуса Навина 8:1-35)

Комментариев нет:

Отправить комментарий