воскресенье, 28 октября 2018 г.

Изучение 149, Второзаконие, глава 25 (Сорок палок, рот вола, "дом разутого", мужская драка, верные меры веса, приговор амаликитянам)

1. Если будет тяжба между людьми, то пусть приведут их в суд и рассудят их, правого пусть оправдают, а виновного осудят;
2. и если виновный достоин будет побоев, то судья пусть прикажет положить его и бить при себе, смотря по вине его, по счету;
3. сорок ударов можно дать ему, а не более, чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен пред глазами твоими.
Удары палками - традиционная мера наказания, распространенная в то время на Ближнем Востоке. О такой мере можно прочитать в разных источниках, например, даже в арабских сказках, где говориться, что если "человек ста ударов не получил, то и жизнь не прожил". Поэтому можем увидеть разницу в требованиях Иеговы для своего народа. Хотим еще раз подчеркнуть, что Иегова не менял уклад жизни израильтян в то время, но регламентировал его с учетом милосердия и здравого смысла. В этих стихах выражение "брат твой" означает израильтянин.

4. Не заграждай рта волу, когда он молотит.
Дело в том, что вол мог подъедать во время молотьбы. Выполнять тяжелую работу, видеть перед собой заманчивую пищу и не иметь возможности "угоститься" - было жестоким условием по отношению к животному. Поэтому видим такое требование Иеговы, которое содержит более широкий смысл, включающий  милосердное отношение ко всем животным на службе у человека. 



5. Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь (родной брат мужа) ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею.
6. И первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтобы имя его не изгладилось в Израиле.
Тут нужно пояснить какое значение имели родословные в системе организации жизни израильского народа. По родам и коленам распределялись земли, имущество, обязанности. Вёлся организационный и военный учет. И даже царская власть, впоследствии, тоже передавалась по родовому признаку. Но главное - библейские пророчества строились с указанием родословных, например, пророчество о приходе Иисуса Христа. Но, об этом мы будем разбирать позже.

7. Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет: «деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне»;
8. тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его, и если он станет и скажет: «не хочу взять ее»,
9. тогда невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лицо его, и скажет: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему»;
10. и нарекут ему имя в Израиле: «дом разутого».
А вот в этом стихе речь идет именно о родных братьях. Видим очень интересную меру наказания за непослушание Божьему требованию - публичное осуждение.

11. Когда дерутся между собою мужчины и жена одного подойдет, чтобы отнять мужа своего из рук бьющего его, и, протянув руку свою, схватит его за срамный уд,
12. то отсеки руку ее: да не пощадит ее глаз твой.
Мы не могли не оценить литературность библейского высказывания в отношении предмета, за который женщина могла схватить дерущегося. Но, как видим, такое вмешательство, как и, например, бить ниже пояса, не допустимо с точки зрения Бога. 

13. В кисе (сумке) твоей не должны быть двоякие гири, большие и меньшие;
14. в доме твоем не должна быть двоякая ефа, большая и меньшая;
15. гиря у тебя должна быть точная и правильная, и ефа у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь (Иегова), Бог твой, дает тебе;
16. ибо мерзок пред Господом (Иеговой), Богом твоим, всякий, делающий неправду.
Другими словами - не жульничай в торговле! Это требование нам уже встречалось.

17. Помни, как поступил с тобою Амалик на пути, когда вы шли из Египта:
18. как он встретил тебя на пути, и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился, и не побоялся он Бога;
19. итак, когда Господь (Иегова), Бог твой, успокоит тебя от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Господь (Иегова), Бог твой, дает тебе в удел, чтоб овладеть ею, изгладь память Амалика из поднебесной; не забудь.
Помните историю, когда израильтяне только вышли из Египта, и уже успели претерпеть первые тяготы от жажды в пустыне - на них напали Амаликитяне. Это тогда, когда Моисею, чтобы одержать победу, помогли держать руки с жезлом? Это был первый народ, который проявил вражду к израильтянам. Вот теперь Иегова назначил им возмездие за то событие.
(Книга Второзаконие 25:1-19)

Комментариев нет:

Отправить комментарий