понедельник, 15 октября 2018 г.

Изучение 148, Второзаконие, глава 24 (Особенности развода, год после свадьбы, гуманность к слабым)

1. Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что‐нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего,
2. и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа,
3. но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену, —
4. то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом, и не порочь земли, которую Господь (Иегова), Бог твой, дает тебе в удел.
Эти стихи вызвали у нас несколько комментариев. Ну, во первых, видим, что разводы допускались и имели определенную процедуру - разводное письмо. То, что женщина после второго замужества, не могла снова вернуться к первому мужу наводит на мысль, что механизм брачного союза в глазах Иеговы имеет определенные смыслы, которые для нас, пока, не совсем понятны. Интересно сравнить, что женщина могла вступить в брак повторно - при этом понятно, что уже не будучи девицей. А в предыдущей главе мы помним предупреждение о потере девственности и наказании за это. То есть, если это было последствием блуда - то за это полагалось наказание, но если женщина вела честный образ жизни, то она оставалась полноправным и уважаемым членом общества и могла выйти замуж повторно.
Еще один комментарий по поводу "земли, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел" - Иегова формировал у израильтян особое отношение к тому месту, где им предстояло жить. Это как выход в театр - можно трудится в поте лица, в пыли и в грязи, но в театр надевается чистая нарядная одежда. Так и обещанная Богом земля - это место, где образ жизни должен был соответствовать высоким Божьим нормам.

5. Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, и ничего не должно возлагать на него; пусть он остается свободен в доме своем в продолжение одного года и увеселяет жену свою, которую взял.
Этот стих вызывает у нас много эмоций. Во первых оцените Божью щедрость - не какой-то там медовый месяц, а год (!) свобод от любых повинностей и обязанностей. Во вторых - обратите внимание какой красноречивый термин использован  "увеселяет жену" и описывает назначение этого года.
А с практической точки зрения этот год мог понадобится для того, чтобы человек успел оставить наследника, если впоследствии он погибнет в военном походе.

6. Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего жернова, ибо таковой берет в залог душу.
"Душу" в значении "жизнь". Ручная мельница была первоочередным предметом обихода необходимым для использовании каждый день. Другими словами, взяв жернова в залог, человека обрекали на голод.




7. Если найдут кого, что он украл кого‐нибудь из братьев своих, из сынов Израилевых, и поработил его, и продал его, то такого вора должно предать смерти; так истреби зло из среды себя.
8. Смотри, в язве проказы тщательно соблюдай и исполняй весь закон которому научат вас священники левиты; тщательно исполняйте, что я повелел им;
9. помни, что Господь (Иегова), Бог твой, сделал Мариами на пути, когда вы шли из Египта.
А Мариам как раз и была подвергнута ужасной проказе в виде наказания. И тогда она провела семь дней вне стана, а потом излечилась. Может это должно было служить назиданием для народа? 

10. Если ты ближнему твоему дашь что‐нибудь взаймы, то не ходи к нему в дом, чтобы взять у него залог,
11. постой на улице, а тот, которому ты дал взаймы, вынесет тебе залог свой на улицу;
Очевидно для того, чтобы не высматривать для залога что-то особо ценное.

12. если же он будет человек бедный, то ты не ложись спать, имея залог его:
13. возврати ему залог при захождении солнца, чтоб он лег спать в одежде своей и благословил тебя, — и тебе поставится сие в праведность пред Господом (Иеговой), Богом твоим.
Раз речь идет о "человеке бедном", то все имущество его могло состоять только из одежды, поэтому и важно было  вернуть её к ночи, когда холодало.

14. Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих;
15. в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха.
Опять повторяется требование о своевременной оплате, которое мы уже встречали прежде в Левит 19:13.

16. Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление.
17. Не суди превратно пришельца, сироту, и у вдовы не бери одежды в залог;
18. помни, что и ты был рабом в Египте, и Господь (Иегова), Бог твой, освободил тебя оттуда: посему я и повелеваю тебе делать сие.
19. Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, сироте и вдове, чтобы Господь (Иегова), Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих.
20. Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей: пусть остается пришельцу, сироте и вдове.
21. Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть остается пришельцу, сироте и вдове;
22. и помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие.
Стихи с 19го по 22й повторяют уже неоднократно провозглашенное требование о щедрости и милосердии к слабым и беззащитным - сиротам, вдовам, пришельцам.
(Книга Второзаконие 24:1-22)


Комментариев нет:

Отправить комментарий