воскресенье, 23 сентября 2018 г.

Изучение 145, Второзаконие, глава 21 (Закон о неизвестном убийце, женитьбе на пленнице, первородстве, буйном сыне и о повешенном на дереве)

1. Если в земле, которую Господь (Иегова), Бог твой, дает тебе во владение, найден будет убитый, лежащий на поле, и неизвестно, кто убил его,
2. то пусть выйдут старейшины твои и судьи твои и измерят расстояние до городов, которые вокруг убитого;
3. и старейшины города того, который будет ближайшим к убитому, пусть возьмут телицу, на которой не работали и которая не носила ярма,
4. и пусть старейшины того города отведут сию телицу в дикую долину, которая не разработана и не засеяна, и заколют там телицу в долине;
5. и придут священники, сыны Левиины (ибо их избрал Господь (Иегова) Бог твой служить Ему и благословлять именем Господа, и по слову их должно решить всякое спорное дело и всякий причиненный вред),
6. и все старейшины города того, ближайшие к убитому, пусть омоют руки свои над головою телицы, зарезанной в долине,
7. и объявят и скажут: «руки наши не пролили крови сей, и глаза наши не видели;
8. очисти народ Твой, Израиля, который Ты, Господи, освободил, и не вмени народу Твоему, Израилю, невинной крови». И они очистятся от крови.
9. Так должен ты смывать у себя кровь невинного, если хочешь делать доброе и справедливое пред очами Господа (Иеговы).
Как мы видели уже прежде, Иегова требует от своего народа, чтобы определенные значимые события сопровождались какими-либо ритуалами. Так и в этом случае - не достаточным было просто определить, что никто из жителей окрестных городов не был причастен к гибели убитого. Израильтяне должны были показать, принеся жертву определенным образом, что жизнь невинного человека, данная Богом, свята для них.

10. Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Господь (Иегова), Бог твой, предаст их в руки твои, и возьмешь их в плен,
11. и увидишь между пленными женщину, красивую видом, и полюбишь ее, и захочешь взять ее себе в жену,
12. то приведи ее в дом свой, и пусть она острижет голову свою и обрежет ногти свои,
13. и снимет с себя пленническую одежду свою, и живет в доме твоем, и оплакивает отца своего и матерь свою в продолжение месяца; и после того ты можешь войти к ней и сделаться ее мужем, и она будет твоею женою;
Тут нужно вспомнить предупреждения от Иеговы, которые звучали прежде, например в Исход 34:15,16:
15. Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их;
16. и не бери из дочерей их жен сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих.
В этих стихах речь идет о тех народах, которые должны были быть уничтожены полностью, включая даже скот. Соответственно, израильтяне не должны и не могли вступать с ними в союзы. А в этой главе говорится о пленных из числа покоренных народов, но не подлежащих уничтожению. Поэтому женщины - пленницы могли становиться женами израильтянам.

14. если же она после не понравится тебе, то отпусти ее, куда она захочет, но не продавай ее за серебро и не обращай ее в рабство, потому что ты смирил ее.
15. Если у кого будут две жены — одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, —
16. то, при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой;


17. но первенцем должен признать сына нелюбимой и дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему принадлежит право первородства.
Как видим, закрепляется родовое право по мужской линии через первенцев. Личные предпочтения и симпатии не могли влиять на этот закон. И многоженство, на тот момент, не запрещается Иеговой.

18. Если у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, —
19. то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания
20. и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»;
21. тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся.
Это сложно себе даже представить! Чтобы по инициативе родителей "был побит камнями до смерти" собственный сын, пусть даже "мот и пьяница". Конечно, современное общество стало намного мягче и либеральней, нравы изменились со времен Моисея. Хочется думать, что одно только существование такого закона должно было вразумлять "буйного сына" и заставлять его вести себя пристойно. Во всяком случае в исторических источниках, да и самой Библии нет ни одного упоминания, чтобы этот закон имел практическое применение.

22. Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве,
23. то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом всякий повешенный на дереве, и не оскверняй земли твоей, которую Господь (Иегова), Бог твой, дает тебе в удел.
Итак, давайте разберемся. Из сказанного следует, что преступника с особыми "заслугами" после казни могли вывесить на дереве, чтобы показать, что он не просто умерщвлен, но и проклят Богом. Однако про горячий климат и риск распространения инфекций не забываем - отсюда требование снять и похоронить его в тот же день.
(Книга Второзаконие 21:1-23)

Комментариев нет:

Отправить комментарий