четверг, 9 августа 2018 г.

Изучение 140, Второзаконие, глава 13,14 (Закон, как защита и обучение от Бога)

1. Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо,
2. и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет при том: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», —
3. то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь (Иегова), Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа (Иегову), Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей;
4. Господу (Иегове), Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь;
5. а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа (Иеговы), Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и так истреби зло из среды себя.
Почему если Иегова сам испытывал таким образом свой народ, он велел наказывать провидцев? Разве они виноваты, получив такие пророчества от Иеговы? 
В том то и дело, что эти провидцы получили такие пророчества не от Иеговы. Как мы знаем, существовали пророки и волхвы, которые общались с другими духовными личностями, располагавшими обширной информацией, и делились ею со своими поклонниками. Раз эти пророчества приводили к тому, чтобы отклониться от Бога, значит они исходили как раз от божьего противника. И Иегова не ограждал свой народ от таких "пророков", но допускал такие ситуации как раз чтобы проверить их твердость и преданность.

6. Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои»,
7. богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдаленных от тебя, от одного края земли до другого,
8. то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его,
9. но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа;
10. побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа (Иеговы), Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
11. весь Израиль услышит сие и убоится, и не станут впредь делать среди тебя такого зла.
12. Если услышишь о каком‐либо из городов твоих, которые Господь (Иегова), Бог твой, дает тебе для жительства,
13. что появились в нем нечестивые люди из среды тебя и соблазнили жителей города их, говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали», —
14. то ты разыщи, исследуй и хорошо расспроси; и если это точная правда, что случилась мерзость сия среди тебя,
15. порази жителей того города острием меча, предай заклятию (предай уничтожению) его и все, что в нем, и скот его порази острием меча;
16. всю же добычу его собери на средину площади его и сожги огнем город и всю добычу его во всесожжение Господу (Иегове), Богу твоему, и да будет он вечно в развалинах, не должно никогда вновь созидать его;
Какие суровые требования у Иеговы к своему народу! Возможно ли, чтобы человек поднял руку даже на своих близких? Давайте проведем параллель с бешеным животным - в глазах Бога человек, который отступил от Него, подобен бешеному животному, которое уже не спасти. Но оставив такое животное в живых можно подвергнутся смертельной опасности других.

17. ничто из заклятого (подлежащего уничтожению) да не прилипнет к руке твоей, дабы укротил Господь ярость гнева Своего, и дал тебе милость и помиловал тебя, и размножил тебя, как клялся отцам твоим,
18. если будешь слушать гласа Господа (Иеговы), Бога твоего, соблюдая все заповеди Его, которые ныне заповедую тебе, делая угодное пред очами Господа (Иеговы), Бога твоего.
(Книга Второзаконие 13:1-18)

1. Вы сыны Господа (Иеговы), Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем;
Давайте обратим внимание, что прежде в отношении израильтян и Бога применялся другой термин: "рабы божьи" Левит 25:55
потому что сыны Израилевы Мои рабы; они Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской. Я Господь (Иегова), Бог ваш.
Возможно какие-то изменения в отношениях привели к более высокому статусу израильтян?
И второй момент - упоминание о нарезах и выбривании волос. Речь идет о традициях окрестных народов. У египтян, например, брови выбривали даже в честь умершего кота!

2. ибо ты народ святой у Господа (Иеговы), Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле.
3. Не ешь никакой мерзости.
4. Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы,
5. олень и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс (сернобык, саблерогая антилопа), и камелопард (высокогорное животное с длинной шеей, похожее на антилопу).
6. Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте;
7. только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта с глубоким разрезом: верблюда, зайца и тушканчика, потому что, хотя они жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены: нечисты они для вас;
8. и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь.
9. Из всех животных, которые в воде, ешьте всех, у которых есть перья (плавники) и чешуя;
10. а всех тех, у которых нет перьев и чешуи, не ешьте: нечисто это для вас.
11. Всякую птицу чистую ешьте;
12. но сих не должно вам есть из них: орла, грифа и морского орла,
13. и коршуна, и сокола, и кречета с породою их,
14. и всякого ворона с породою его,
15. и страуса, и совы, и чайки, и ястреба с породою его,
16. и филина, и ибиса, и лебедя,
17. и пеликана, и сипа, и рыболова,
18. и цапли, и зуя с породою его, и удода, и нетопыря.
19. Все крылатые пресмыкающиеся нечисты для вас, не ешьте их.
20. Всякую птицу чистую ешьте.

Мы уже писали о том, что причина, по которой Бог разделил животных на чистых и нечистых, скорее всего бактериологическая. Нечистые животные являются наибольшими переносчиками опасных заболеваний, например, таких как чума. Особенно в жарком климате. Рыбы и моллюски накапливают в себе канцерогены и токсины, а нечистые птицы, в основной массе, питаются падалью. Это причины, которые стали понятными относительно недавно, благодаря открытиям науки. Но есть еще не очевидные причины - например, почему нельзя было есть страуса? Возможно это станет понятно человеку позже. Главное, что такое разделение подтверждает любовь и заботу Бога о своем народе.

21. Не ешьте никакой мертвечины; иноземцу, который случится в жилищах твоих, отдай ее, он пусть ест ее, или продай ему, ибо ты народ святой у Господа (Иеговы), Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его.




Точного объяснения этого требования мы, пока, не нашли. Возможно, если обратить внимание, что это требование стоит после запретов о пище, на основе бактериологической опасности, сочетание мяса козленка и молока, которым он питался, приводят к образованию опасных для человека соединений.
Зато мы нашли занятный анекдот на эту тему:
Господь диктует Моисею Тору:- … не вари козленка в молоке матери его…
Моисей:- O, погоди, минуточку… А-а-а-а, я понял! Это означает — не ешь мясного с молочным?!
Господь:- Hе фантазируй. Пиши, что говорят — не вари козленка в моло…
Моисей:- Aааа, сейчас, ага, все — понял: надо иметь отдельную посуду для мяса и молока!
Господь (раздраженно):- Послушай, что ты несешь? Я же тебе ясно сказал! Не выдумывай, пиши, что диктуют: не вари козлен…
Моисей:- Bсе, все, вот теперь — понял: после мясного надо подождать шесть часов, прежде чем есть молочное, а после молочного…
Господь (устало, махнув рукой):- Э, делайте, что хотите…

22. Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля твоего каждогодно,
23. и ешь пред Господом (Иеговой), Богом твоим, на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там, десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа (Иегову), Бога твоего, во все дни.
Очень важно увидеть это слово "научился" в этом стихе т.к. оно дает ключ ко всему Закону!
Потому, что весь жесткий регламент Закона, прописанный по пунктам, был именно учебником взаимоотношений Бога по имени Иегова и выбранного Им народа.

24. Если же длинна будет для тебя дорога, так что ты не можешь нести сего, потому что далеко от тебя то место, которое изберет Господь (Иегова), Бог твой, чтоб положить там имя Свое, и Господь (Иегова), Бог твой, благословил тебя,
25. то променяй это на серебро и возьми серебро в руку твою и приходи на место, которое изберет Господь (Иегова), Бог твой;
26. и покупай на серебро сие всего, чего пожелает душа твоя, волов, овец, вина, сикера и всего, чего потребует от тебя душа твоя; и ешь там пред Господом (Иеговой), Богом твоим, и веселись ты и семейство твое.
А ведь у нас возник такой вопрос - возможно ли было израильтянину добраться со своими дарами, если ему повезло с урожаем, к назначенному месту? И вот, пожалуйста, ответ - простой и практичный :)

27. И левита, который в жилищах твоих, не оставь, ибо нет ему части и удела с тобою.
28. По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади сие в жилищах твоих;
29. и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые находятся в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь (Иегова), Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать.
Т.е. раз в три года десятина не вывозится в место Иеговы, а оставляется в своем городе для левитов, вдов, сирот и пришельцев - нуждающихся слоев населения.
(Книга Второзаконие 14:1-29)

Комментариев нет:

Отправить комментарий