воскресенье, 21 мая 2017 г.

Изучение 92, Левит, глава 13,14 (Проказа и Закон)

А вот перед нами прямая инструкция по микробиологии - как интересно читать эти рекомендации современному человеку с пониманием процессов!

1. И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:
2. когда у кого появится на коже тела его опухоль, или лишаи, или пятно, и на коже тела его сделается как бы язва проказы, то должно привести его к Аарону священнику, или к одному из сынов его, священников;
3. священник осмотрит язву на коже тела, и если волосы на язве изменились в белые, и язва оказывается углубленною в кожу тела его, то это язва проказы; священник, осмотрев его, объявит его нечистым.

Проказа - одно из особо распространенных и опасных заболеваний на территории Ближнего Востока и Египта того времени. Вот, что сообщает об этом Википедия:
Возбудитель лепры (Mycobacterium leprae) был открыт в 1873 году в Норвегии Герхардом Хансеном, который работал в госпитале святого Йоргеса (норв.), основанном в XV столетии в Бергене. Сейчас это музей, возможно, лучше всего сохранившийся лепрозорий в Северной Европе. Бактерия, открытая Хансеном, стала первым известным человечеству возбудителем болезни.
Лепра передается через выделения из носа и рта, во время тесных и частых контактов с людьми, не проходящими лечения[2].
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B0

4. А если на коже тела его пятно белое, но оно не окажется углубленным в кожу, и волосы на нем не изменились в белые, то священник имеющего язву должен заключить на семь дней; (карантин)
5. в седьмой день священник осмотрит его, и если язва остается в своем виде и не распространяется язва по коже, то священник должен заключить его на другие семь дней;
6. в седьмой день опять священник осмотрит его, и если язва менее приметна и не распространилась язва по коже, то священник должен объявить его чистым: это лишаи, и пусть он омоет одежды свои, и будет чист.

По словам самого Герхарда Хансена  чистота и мыло главные враги проказы. Т.е. профилактика проказы заключается в тщательном соблюдении правил гигиены.

7. Если же лишаи станут распространяться по коже, после того как он являлся к священнику для очищения, то он вторично должен явиться к священнику;
8. священник, увидев, что лишаи распространяются по коже, объявит его нечистым: это проказа.
9. Если будет на ком язва проказы, то должно привести его к священнику;
10. священник осмотрит, и если опухоль на коже бела, и волос изменился в белый, и на опухоли живое мясо,
11. то это застарелая проказа на коже тела его; и священник объявит его нечистым и заключит его, ибо он нечист.

Как видим, рекомендации, перечисленные для действий священника, направлены на диагностику прокаженного, но не на его лечение. Обратите внимание на интересные элементы такой диагностики для выявления проказы - наличие побелевших волос и кожной впадины. Результатом осмотра священника должна была стать изоляция больного и предотвращение распространения болезни среди народа.

12. Если же проказа расцветет на коже, и покроет проказа всю кожу больного от головы его до ног, сколько могут видеть глаза священника,
13. и увидит священник, что проказа покрыла все тело его, то он объявит больного чистым, потому что все превратилось в белое: он чист. (Возможно так выглядит определенная фаза ремиссии от проказы)
14. Когда же окажется на нем живое мясо, то он нечист;
15. священник, увидев живое мясо, объявит его нечистым; живое мясо нечисто: это проказа.
16. Если же живое мясо изменится и обратится в белое, пусть он придет к священнику;
17. священник осмотрит его, и если язва обратилась в белое, священник объявит больного чистым; он чист.
18. Если у кого на коже тела был нарыв и зажил,
19. и на месте нарыва появилась белая опухоль, или пятно белое или красноватое, то он должен явиться к священнику;
20. священник осмотрит его, и если оно окажется ниже кожи, и волос его изменился в белый, то священник объявит его нечистым: это язва проказы, она расцвела на нарыве;
21. если же священник увидит, что волос на ней не бел, и она не ниже кожи, и притом мало приметна, то священник заключит его на семь дней;
22. если она станет очень распространяться по коже, то священник объявит его нечистым: это язва;
23. если же пятно остается на своем месте и не распространяется, то это воспаление нарыва, и священник объявит его чистым.
24. Или если у кого на коже тела будет ожог, и на зажившем ожоге окажется красноватое или белое пятно,
25. и священник увидит, что волос на пятне изменился в белый, и оно окажется углубленным в коже, то это проказа, она расцвела на ожоге; и священник объявит его нечистым: это язва проказы;

О чем это говорит - "проказа расцветшая на ожоге или нарыве" означает передачу инфекции через открытую рану! Сейчас, имея знания современной науки, мы можем уже примерно представлять себе механизм этого процесса. В отличие от людей, к которым это было обращено. А ведь есть в Библии слова, которые обращены к нам и механизмы процессов, о которых в них говориться мы ещё не понимаем. Поэтому важно изучать примеры из Библии, чтобы понимать логику общения между людьми и Богом и учиться Ему доверять.

26. если же священник увидит, что волос на пятне не бел, и оно не ниже кожи, и притом мало приметно, то священник заключит его на семь дней;
27. в седьмой день священник осмотрит его, и если оно очень распространяется по коже, то священник объявит его нечистым: это язва проказы;
28. если же пятно остается на своем месте и не распространяется по коже, и притом мало приметно, то это опухоль от ожога; священник объявит его чистым, ибо это воспаление от ожога.
29. Если у мужчины или у женщины будет язва на голове или на бороде,
30. и осмотрит священник язву, и она окажется углубленною в коже, и волос на ней желтоватый тонкий, то священник объявит их нечистыми: это паршивость, это проказа на голове или на бороде;
31. если же священник осмотрит язву паршивости и она не окажется углубленною в коже, и волос на ней не черный, то священник имеющего язву паршивости заключит на семь дней;
32. в седьмой день священник осмотрит язву, и если паршивость не распространяется, и нет на ней желтоватого волоса, и паршивость не окажется углубленною в коже,
33. то больного должно остричь, но паршивого места не остригать, и священник должен паршивого вторично заключить на семь дней;
34. в седьмой день священник осмотрит паршивость, и если паршивость не распространяется по коже и не окажется углубленною в коже, то священник объявит его чистым; пусть он омоет одежды свои, и будет чист.
35. Если же после очищения его будет очень распространяться паршивость по коже,
36. и священник увидит, что паршивость распространяется по коже, то священник пусть не ищет желтоватого волоса: он нечист.
37. Если же паршивость остается в своем виде, и показывается на ней волос черный, то паршивость прошла, он чист; священник объявит его чистым.
38. Если у мужчины или у женщины на коже тела их будут пятна, пятна белые,
39. и священник увидит, что на коже тела их пятна бледно-белые, то это лишай, расцветший на коже: он чист.
40. Если у кого на голове вылезли волосы, то это плешивый: он чист;
41. а если на передней стороне головы вылезли волосы, то это лысый: он чист.
42. Если же на плеши или на лысине будет белое или красноватое пятно, то на плеши его или на лысине его расцвела проказа;
43. священник осмотрит его, и если увидит, что опухоль язвы бела или красновата на плеши его или на лысине его, видом похожа на проказу кожи тела,
44. то он прокаженный, нечист он; священник должен объявить его нечистым, у него на голове язва.
45. У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист!  (для предупреждения окружающих)
46. Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его.

Нужно отметить, что проказа не однозначно смертельное заболевание. Бывали случаи, когда иммунитет человека справлялся с проказой и человек выздоравливал. Хотя в большинстве случаев проказа приводила к тяжелой инвалидности. Но, однозначно, удел этих людей был незавидным, они вели образ жизни изгоев.

47. Если язва проказы будет на одежде, на одежде шерстяной, или на одежде льняной,
48. или на основе, или на утоке из льна или шерсти, или на коже, или на каком-нибудь изделии кожаном,
49. и пятно будет зеленоватое или красноватое на одежде, или на коже, или на основе, или на утоке, или на какой-нибудь кожаной вещи, — то это язва проказы: должно показать ее священнику;
50. священник осмотрит язву и заключит зараженное язвою на семь дней;
51. в седьмой день осмотрит священник зараженное, и если язва распространилась по одежде, или по основе, или по утоку, или по коже, или по какому-либо изделию, сделанному из кожи, то это проказа едкая, язва нечистая;
52. он должен сжечь одежду, или основу, или уток шерстяной или льняной, или какую бы то ни было кожаную вещь, на которой будет язва, ибо это проказа едкая: должно сжечь на огне.

Как видим, существовала разновидность бактерий, похожих на проказу, которая жила и размножалась на одежде и была опасна для человека. Разумной дезинфекцией в таких случаях было сжигание одежды.

53. Если же священник увидит, что язва не распространилась по одежде, или по основе, или по утоку, или по какой бы то ни было кожаной вещи,
54. то священник прикажет омыть то, на чем язва, и вторично заключит на семь дней;
55. если по омытии зараженной вещи священник увидит, что язва не изменила вида своего и не распространилась язва, то она нечиста, сожги ее на огне; это выеденная ямина на лицевой стороне или на изнанке;
56. если же священник увидит, что язва по омытии ее сделалась менее приметна, то священник пусть оторвет ее от одежды, или от кожи, или от основы, или от утока.
57. Если же она опять покажется на одежде, или на основе, или на утоке, или на какой-нибудь кожаной вещи, то это расцветающая язва: сожги на огне то, на чем язва.
58. Если же одежду, или основу, или уток, или какую-нибудь кожаную вещь вымоешь, и сойдет с них язва, то должно вымыть их вторично, и они будут чисты.
59. Вот закон о язве проказы на одежде шерстяной или льняной, или на основе и на утоке, или на какой-нибудь кожаной вещи, как объявлять ее чистою или нечистою.

Что мы можем заключить из описания мер борьбы и предотвращения проказы среди израильтян? Мы видим, что Бог определенно оберегает свой народ от распространения опасных эпидемий. При этом Он не дает людям сверх знаний, например о существовании бактерий или микроорганизмов. Возможно из-за неготовности людей воспринять эту информацию и убедиться в ее достоверности. А, возможно, по другим причинам. Но однозначно израильтяне получили серьезную защиту благодаря этим новым требованиям.

(Книга Левит 13:1-59)

1. И сказал Господь Моисею, говоря:
2. вот закон о прокаженном, когда надобно его очистить: приведут его к священнику;
3. священник выйдет вон из стана, и если священник увидит, что прокаженный исцелился от болезни прокажения,

Важный момент - больного не заводили в стан, где он мог заразить окружающих, а священник выходил за стан.

4. то священник прикажет взять для очищаемого двух птиц живых чистых, кедрового дерева, червленую нить и иссопа,
5. и прикажет священник заколоть одну птицу над глиняным сосудом, над живою водою;

Что это за "живая вода"?  Так называли ключевую проточную воду. Дело в том, что в Палестине найти проточную воду было весьма не просто. Часто источниками воды были  резервуары с собранной (стоячей) водой. Но случалось, что при выкапывании колодцев попадали на подземную реку. Поэтому проточная вода, применительно к  инфекционным болезням, была чище т.к. имела возможность самоочищаться по сравнению со стоячей водой.

6. а сам он возьмет живую птицу, кедровое дерево, червленую нить и иссоп (лекарственное растение, полукустарник), и омочит их и живую птицу в крови птицы заколотой над живою водою,
7. и покропит на очищаемого от проказы семь раз, и объявит его чистым, и пустит живую птицу в поле.
8. Очищаемый омоет одежды свои, острижет все волосы свои, омоется водою, и будет чист; потом войдет в стан и пробудет семь дней вне шатра своего;

Опять можем наблюдать пример дезинфекции и элементы карантина.Возможно инфекция проказы накапливалась именно в волосах. Поэтому после остригания человек должен был жить вне своего шатра, чтобы не создавать опасности родственникам, ведь проказа передается именно при близком контакте.

9. в седьмой день обреет все волосы свои, голову свою, бороду свою, брови глаз своих, все волосы свои обреет, и омоет одежды свои, и омоет тело свое водою, и будет чист;
10. в восьмой день возьмет он двух овнов без порока, и одну овцу однолетнюю без порока, и три десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, в приношение хлебное, и один лог елея;
11. священник очищающий поставит очищаемого человека с ними пред Господом у входа скинии собрания;
12. и возьмет священник одного овна, и представит его в жертву повинности, и лог (мера величины, примерно 200мл) елея, и принесет это, потрясая пред Господом;
13. и заколет овна на том месте, где заколают жертву за грех и всесожжение, на месте святом, ибо сия жертва повинности, подобно жертве за грех, принадлежит священнику: это великая святыня;
14. и возьмет священник крови жертвы повинности, и возложит священник на край правого уха очищаемого и на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его;
15. и возьмет священник из лога елея и польет на левую свою ладонь;
16. и омочит священник правый перст свой в елей, который на левой ладони его, и покропит елеем с перста своего семь раз пред лицем Господа;
17. оставшийся же елей, который на ладони его, возложит священник на край правого уха очищаемого, на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его, на места, где кровь жертвы повинности;
18. а остальной елей, который на ладони священника, возложит он на голову очищаемого, и очистит его священник пред лицем Господа.
19. И совершит священник жертву за грех, и очистит очищаемого от нечистоты его; после того заколет жертву всесожжения;
20. и возложит священник всесожжение и приношение хлебное на жертвенник; и очистит его священник, и он будет чист.
21. Если же он беден и не имеет достатка, то пусть возьмет одного овна в жертву повинности для потрясания, чтоб очистить себя, и одну десятую часть ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, в приношение хлебное, и лог елея,
22. и двух горлиц или двух молодых голубей, что достанет рука его, одну из птиц в жертву за грех, а другую во всесожжение;
23. и принесет их в восьмой день очищения своего к священнику ко входу скинии собрания, пред лице Господа;
24. священник возьмет овна жертвы повинности и лог елея, и принесет это священник, потрясая пред Господом;
25. и заколет овна в жертву повинности, и возьмет священник крови жертвы повинности, и возложит на край правого уха очищаемого и на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его;
26. и нальет священник елея на левую свою ладонь,
27. и елеем, который на левой ладони его, покропит священник с правого перста своего семь раз пред лицем Господним;
28. и возложит священник елея, который на ладони его, на край правого уха очищаемого, на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его, на места, где кровь жертвы повинности;
29. а остальной елей, который на ладони священника, возложит он на голову очищаемого, чтоб очистить его пред лицем Господа;
30. и принесет одну из горлиц или одного из молодых голубей, что достанет рука очищаемого,
31. из того, что достанет рука его, одну птицу в жертву за грех, а другую во всесожжение, вместе с приношением хлебным; и очистит священник очищаемого пред лицем Господа.
32. Вот закон о прокаженном, который во время очищения своего не имеет достатка.


Почему именно такой ритуал предписывался для очищения прокаженных? Скорее всего атрибуты и элементы этого обряда несут в себе определенный символизм. Например, есть мнение, что горлица, которую закалывали в жертву, символизировала окончание болезни, а отпущенная птица - новый этап в жизни выздоровевшего человека. Кедровое дерево считалось не гниющим, а масло этого дерева даже использовали для бальзамирования. Червленая нить - символ крови следующей жизни, а иссоп, как лекарственное растение - очищение, переход от состояния болезни к здоровью.

33. И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:
34. когда войдете в землю Ханаанскую, которую Я даю вам во владение, и Я наведу язву проказы на домы в земле владения вашего,

Здесь речь идет о домах, оставшихся от хананеев, прежних хозяев тех земель. И скорее всего на домах образовывалась не буквальная проказа, а плесень, имеющая сходный вид с этим кожным заболеванием. 

35. тогда тот, чей дом, должен пойти и сказать священнику: у меня на доме показалась как бы язва.
36. Священник прикажет опорожнить дом, прежде нежели войдет священник осматривать язву, чтобы не сделалось нечистым все, что в доме; после сего придет священник осматривать дом.
37. Если он, осмотрев язву, увидит, что язва на стенах дома состоит из зеленоватых или красноватых ямин, которые окажутся углубленными в стене,
38. то священник выйдет из дома к дверям дома и запрет дом на семь дней.
39. В седьмой день опять придет священник, и если увидит, что язва распространилась по стенам дома,
40. то священник прикажет выломать камни, на которых язва, и бросить их вне города на место нечистое;
41. а дом внутри пусть весь оскоблят, и обмазку, которую отскоблят, высыпят вне города на место нечистое;
42. и возьмут другие камни, и вставят вместо тех камней, и возьмут другую обмазку, и обмажут дом.
43. Если язва опять появится и будет цвести на доме после того, как выломали камни и оскоблили дом и обмазали,
44. то священник придет и осмотрит, и если язва на доме распространилась, то это едкая проказа на доме, нечист он;
45. должно разломать сей дом, и камни его и дерево его и всю обмазку дома вынести вне города на место нечистое;
46. кто входит в дом во все время, когда он заперт, тот нечист до вечера;
47. и кто спит в доме том, тот должен вымыть одежды свои; и кто ест в доме том, тот должен вымыть одежды свои.
48. Если же священник придет и увидит, что язва на доме не распространилась после того, как обмазали дом, то священник объявит дом чистым, потому что язва прошла.
49. И чтобы очистить дом, возьмет он две птицы, кедрового дерева, червленую нить и иссопа,
50. и заколет одну птицу над глиняным сосудом, над живою водою;
51. и возьмет кедровое дерево и иссоп, и червленую нить и живую птицу, и омочит их в крови птицы заколотой и в живой воде, и покропит дом семь раз;
52. и очистит дом кровью птицы и живою водою, и живою птицею и кедровым деревом, и иссопом и червленою нитью;
53. и пустит живую птицу вне города в поле и очистит дом, и будет чист.
54. Вот закон о всякой язве проказы и о паршивости,
55. и о проказе на одежде и на доме, и об опухоли, и о лишаях, и о пятнах, —
56. чтобы указать, когда это нечисто и когда чисто. Вот закон о проказе.

Снова видим заботу Иеговы о здоровье и благополучии своего народа, а в качестве закона - меры гигиены и дезинфекции.
(Книга Левит 14:1-56)

Комментариев нет:

Отправить комментарий