воскресенье, 14 мая 2017 г.

Изучение 91, Левит, глава 11, 12 (Чистое и нечистое)

Вот закон Бога затрагивает область питания народа. Иегова вводит в пищевой рацион израильтян ограничения, разделив всех животных на чистых и нечистых, а значит непригодных в пищу.

1. И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им:
2. скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле:
3. всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте;
4. только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;
5. и тушканчика (даман), потому что он жует жвачку, но копыта (конечности) у него не раздвоены, нечист он для вас,
6. и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;
7. и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас;
8. мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас.


Итак, конечно же возникает вопрос - для чего понадобилось такое разделение? 
Наше мнение - причина таких ограничений в питании вполне научная, скорее всего биолого-бактериологическая. Учитывая климат и особенности региона того места, а также пользу или вред для здоровья израильтян, Бог предписал им такие ограничения. Доводом в пользу этого предположения стало ограничение относительно трупов животных (и даже чистых!) - тут четко просматривается способ оградить человека от болезнетворных бактерий.
Помним, что Библия - это не учебник по биологии и основана на знаниях и представлениях тех, к кому она была обращена. К тому же, даже сейчас, возможно все механизмы воздействия других организмов на человека ещё не исследованы. 
Интересно, что в ещё в главах из истории Ноя есть моменты, где используется разделение на чистых и не чистых животных и птиц, Бытие 7:2; 8:20. Указано, что чистых животных следовало собирать по 7 пар, а нечистых - по 2 пары. Правда в пищу тогда после потопа можно было употреблять все, что движется по земле. 

9. Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья (плавники) и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте;
10. а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас;
11. они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь;
12. все животные, у которых нет перьев и чешуи в воде, скверны для вас.
13. Из птиц же гнушайтесь сих: орла, грифа и морского орла,
14. коршуна и сокола с породою его,
15. всякого ворона с породою его,
16. страуса, совы, чайки и ястреба с породою его,
17. филина, рыболова и ибиса,
18. лебедя, пеликана и сипа,
19. цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря.
20. Все животные пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырех ногах, скверны для нас;
21. из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех ногах, тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле;
22. сих ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою.
23. Всякое другое пресмыкающееся, крылатое, у которого четыре ноги, скверно для вас;
24. от них вы будете нечисты: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера;
25. и всякий, кто возьмет труп их, должен омыть одежду свою и нечист будет до вечера.
26. Всякий скот, у которого копыта раздвоены, но нет глубокого разреза, и который не жует жвачки, нечист для вас: всякий, кто прикоснется к нему, будет нечист.
27. Из всех зверей четвероногих те, которые ходят на лапах, нечисты для вас: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера;
28. кто возьмет труп их, тот должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера: нечисты они для вас.
29. Вот что нечисто для вас из животных, пресмыкающихся по земле: крот, мышь, ящерица с ее породою,
30. анака, хамелеон, летаа, хомет и тиншемет, —
31. сии нечисты для вас из всех пресмыкающихся: всякий, кто прикоснется к ним мертвым, нечист будет до вечера.
32. И все, на что упадет которое-нибудь из них мертвое, всякий деревянный сосуд, или одежда, или кожа, или мешок, и всякая вещь, которая употребляется на дело, будут нечисты: в воду должно положить их, и нечисты будут до вечера, потом будут чисты; (это дезинфекция!)
Вот ещё момент в подтверждение микробиологической версии такого разделения.
33. если же которое-нибудь из них упадет в какой-нибудь глиняный сосуд, то находящееся в нем будет нечисто, и самый сосуд разбейте.
Возможно потому, что глина пористая и остается благодатным местом для размножения бактерий?
34. Всякая пища, которую едят, на которой была вода из такого сосуда, нечиста будет, и всякое питье, которое пьют, во всяком таком сосуде нечисто будет.
35. Все, на что упадет что-нибудь от трупа их, нечисто будет: печь и очаг должно разломать, они нечисты; и они должны быть нечисты для вас;
36. только источник и колодезь, вмещающий воду, остаются чистыми; а кто прикоснется к трупу их, тот нечист.
37. И если что-нибудь от трупа их упадет на какое-либо семя, которое сеют, то оно чисто;
38. если же тогда, как вода налита на семя, упадет на него что-нибудь от трупа их, то оно нечисто для вас.
39. И когда умрет какой-либо скот, который употребляется вами в пищу, то прикоснувшийся к трупу его нечист будет до вечера;
40. и тот, кто будет есть мертвечину его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера; и тот, кто понесет труп его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера.
41. Всякое животное, пресмыкающееся по земле, скверно для вас, не должно есть его;
42. всего ползающего на чреве и всего ходящего на четырех ногах, и многоножных из животных пресмыкающихся по земле, не ешьте, ибо они скверны;
43. не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся и не делайте себя чрез них нечистыми, чтоб быть чрез них нечистыми,
44. ибо Я — Господь (Иегова) Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле,
45. ибо Я — Господь (Иегова), выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак будьте святы, потому что Я свят.
46. Вот закон о скоте, о птицах, о всех животных, живущих в водах, и о всех животных, пресмыкающихся по земле,
47. чтобы отличать нечистое от чистого, и животных, которых можно есть, от животных, которых есть не должно.
А здесь речь идет о моральной составляющей такого постановления. В чем же святость этого требования для израильтян?
1) Это проявление послушания и уважения к воле Бога;
2) Это ограничение себя в еде (как в пост).
Т.е. таким образом они улучшались, морально совершенствовались, а значит приближались к Богу, т.е. освящались!
Тем не менее пока по поводу  разделения на "чистых" и "нечистых" однозначного объяснения нет, возможно есть и другие причины для этого. Потому, что в дальнейшем с приходом Христа, это требование было упразднено (Марка 7:15; 1 Коринфянам 10:25-26).

(Книга Левит 11:1-47)
Следующая рекомендация относится к периоду ремиссии и восстановления женщин после родов. На наш взгляд, основная причина все та же - микробиологическая.
1. И сказал Господь Моисею, говоря:
2. скажи сынам Израилевым: если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста;
3. в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его;
4. и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее.
5. Если же она родит младенца женского пола, то во время очищения своего она будет нечиста две недели, и шестьдесят шесть дней должна сидеть, очищаясь от кровей своих.

Запрет приближаться в эти дни к святилищу тоже, на наш взгляд, связан с возможностью распространения инфекции в многолюдном месте. Почему для очищения после рождения мальчика и после рождения девочки разные сроки - мы не знаем. Но, думаем, что Создателю человеческого организма больше известно о нас, а поэтому Ему виднее.

6. По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику;
7. он принесет это пред Господа и очистит ее, и она будет чиста от течения кровей ее. Вот закон о родившей младенца мужеского или женского пола.
8. Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста.

(Книга Левит 12:1-8)

Комментариев нет:

Отправить комментарий