воскресенье, 25 июля 2021 г.

Изучение 248, Четвертая книга Царств, глава 21-23 (Попытка Иосии восстановить отношения с Иеговой)

 1. Двенадцати лет был Манассия, когда воцарился, и пятьдесят лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хефциба.
2. И делал он неугодное в очах Господних (Иеговы), подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь (Иегова) от лица сынов Израилевых.
3. И снова устроил высоты, которые уничтожил отец его Езекия, и поставил жертвенники Ваалу, и сделал дубраву, как сделал Ахав, царь Израильский; и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему.
4. И соорудил жертвенники в доме Господнем (Иеговы), о котором сказал Господь: «в Иерусалиме положу имя Мое».
5. И соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня (Иеговы),
6. и провел сына своего чрез огонь (сжег в качестве жертвы), и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Господа (Иеговы), чтобы прогневать Его.
Этот стих снова хорошо демонстрирует нам, что ворожба, гадание, вызывание мертвых были злом в глазах Бога. 

7. И поставил истукан Астарты, который сделал в доме, о котором говорил Господь (Иегова) Давиду и Соломону, сыну его: «в доме сем и в Иерусалиме, который Я избрал из всех колен Израилевых, Я полагаю имя Мое навек;
8. и не дам впредь выступить ноге Израильтянина из земли, которую Я дал отцам их, если только они будут стараться поступать согласно со всем тем, что Я повелел им, и со всем законом, который заповедал им раб Мой Моисей».
9. Но они не послушались; и совратил их Манассия до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь (Иегова) от лица сынов Израилевых.
10. И говорил Господь (Иегова) чрез рабов Своих пророков и сказал:
11. за то, что сделал Манассия, царь Иудейский, такие мерзости, хуже всего того, что делали Аморреи, которые были прежде него, и ввел Иуду в грех идолами своими,
12. за то, так говорит Господь (Иегова), Бог Израилев, вот, Я наведу такое зло на Иерусалим и на Иуду, о котором кто услышит, зазвенит в обоих ушах у того;
13. и протяну на Иерусалим мерную вервь Самарии и отвес дома Ахавова, и вытру Иерусалим так, как вытирают чашу, — вытрут и опрокинут ее;
Прокомментируем метафору про мерную вервь - такое устройство использовали при строительстве для измерений. Другими словами, Иегова говорит о том, что разделит Иуду, как разделил Самарию.

14. и отвергну остаток удела Моего, и отдам их в руку врагов их, и будут на расхищение и разграбление всем неприятелям своим,
15. за то, что они делали неугодное в очах Моих и прогневляли Меня с того дня, как вышли отцы их из Египта, и до сего дня.
16. Еще же пролил Манассия и весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края до края, сверх своего греха, что он завлек Иуду в грех — делать неугодное в очах Господних (Иеговы).
17. Прочее о Манассии и обо всем, что он сделал, и о грехах его, в чем он согрешил, написано в летописи царей Иудейских.
18. И почил Манассия с отцами своими, и погребен в саду при доме его, в саду Уззы. И воцарился Аммон, сын его, вместо него.
19. Двадцати двух лет был Аммон, когда воцарился, и два года царствовал в Иерусалиме; имя матери его Мешуллемеф, дочь Харуца, из Ятбы.
20. И делал он неугодное в очах Господних (Иеговы) так, как делал Манассия, отец его;
21. и ходил тою же точно дорогою, которою ходил отец его, и служил идолам, которым служил отец его, и поклонялся им,
22. и оставил Господа (Иегову), Бога отцов своих, не ходил путем Господним.
23. И составили заговор слуги Аммоновы против него, и умертвили царя в доме его.
24. Но народ земли перебил всех, бывших в заговоре против царя Аммона; и воцарил народ земли Иосию, сына его, вместо него.
25. Прочее об Аммоне, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских.
26. И похоронили его в гробнице его, в саду Уззы. И воцарился Иосия, сын его, вместо него.
(Четвёртая книга Царств 21:1-26)

1. Восьми лет был Иосия, когда воцарился, и тридцать один год царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иедида, дочь Адаии, из Боцкафы.
2. И делал он угодное в очах Господних (Иеговы), и ходил во всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево.
3. В восемнадцатый год царя Иосии послал царь Шафана, сына Ацалии, сына Мешулламова, писца, в дом Господень (Иеговы), сказав:
4. пойди к Хелкии первосвященнику, пусть он пересчитает серебро, принесенное в дом Господень, которое собрали от народа стоящие на страже у порога,
5. и пусть отдадут его в руки производителям работ, приставленным к дому Господню, а сии пусть раздают его работающим в доме Господнем, на исправление повреждений дома,
6. плотникам и каменщикам, и делателям стен, и на покупку дерев и тесаных камней для исправления дома;
7. впрочем, не требовать у них отчета в серебре, переданном в руки их, потому что они поступают честно.
Не в первый раз читаем, что строители считались настолько кристально честными, что с них не принято было требовать отчета.

8. И сказал Хелкия первосвященник Шафану писцу: книгу закона я нашел в доме Господнем (Иеговы). И подал Хелкия книгу Шафану, и он читал ее.
Как удивительно видеть, что Книга закона Иеговы не была в употреблении и о ней полностью забыли. И нашедшие её даже воспринимали записанное в ней как новую информацию. 

9. И пришел Шафан писец к царю, и принес царю ответ, и сказал: взяли рабы твои серебро, найденное в доме, и передали его в руки производителям работ, приставленным к дому Господню (Иеговы).
10. И донес Шафан писец царю, говоря: книгу дал мне Хелкия священник. И читал ее Шафан пред царем.
11. Когда услышал царь слова книги закона, то разодрал одежды свои.
По сути Иосия получил книгу законов, записанных Моисеем - то, что мы читали во Второзаконии. И когда Иосия прочел её, он понял, какова мера вины израильтян перед Иеговой и узнал, какой будет мера наказания за это.



12. И повелел царь Хелкии священнику, и Ахикаму, сыну Шафанову, и Ахбору, сыну Михеину, и Шафану писцу, и Асаии, слуге царскому, говоря:
13. пойдите, вопросите Господа (Иегову) за меня и за народ и за всю Иудею о словах сей найденной книги, потому что велик гнев Господень (Иеговы), который воспылал на нас за то, что не слушали отцы наши слов книги сей, чтобы поступать согласно с предписанным нам.
Другими словами, Иосия отправил спросить через пророков - действительно ли такой суровой будет участь его народа за прегрешения перед Иеговой, как записанно в найденной книге?

14. И пошел Хелкия священник, и Ахикам, и Ахбор, и Шафан, и Асаия к Олдаме пророчице, жене Шаллума, сына Тиквы, сына Хархаса, хранителя одежд, — жила же она в Иерусалиме, во второй части, — и говорили с нею.
15. И она сказала им: так говорит Господь (Иегова), Бог Израилев: скажите человеку, который послал вас ко мне:
16. так говорит Господь (Иегова): наведу зло на место сие и на жителей его, — все слова книги, которую читал царь Иудейский.
17. За то, что оставили Меня, и кадят другим богам, чтобы раздражать Меня всеми делами рук своих, воспылал гнев Мой на место сие, и не погаснет.
18. А царю Иудейскому, пославшему вас вопросить Господа (Иегову), скажите: так говорит Господь (Иегова), Бог Израилев, о словах, которые ты слышал:
19. так как смягчилось сердце твое, и ты смирился пред Господом (Иеговой), услышав то, что Я изрек на место сие и на жителей его, что они будут предметом ужаса и проклятия, и ты разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, то и Я услышал тебя, говорит Господь (Иегова).
20. За это, вот, Я приложу тебя к отцам твоим, и ты положен будешь в гробницу твою в мире, и не увидят глаза твои всего того бедствия, которое Я наведу на место сие. И принесли царю ответ.
Настолько переполнена была мера гнева Иеговы, что в качестве пощады для Иосии он называет возможность умереть в мире.
(Четвёртая книга Царств 22:1-20)

1. И послал царь, и собрали к нему всех старейшин Иуды и Иерусалима.
2. И пошел царь в дом Господень (Иеговы), и все Иудеи, и все жители Иерусалима с ним, и священники, и пророки, и весь народ, от малого до большого, и прочел вслух их все слова книги завета, найденной в доме Господнем (Иеговы).
3. Потом стал царь на возвышенное место и заключил пред лицом Господним (Иеговы) завет — последовать Господу (Иегове) и соблюдать заповеди Его и откровения Его и уставы Его от всего сердца и от всей души, чтобы выполнить слова завета сего, написанные в книге сей. И весь народ вступил в завет.
Иосия пытался исправить ситуацию и делает это тем же способом, который был описан в книге - помним подобное событие уже происходило при вступлении израильтян в обетованную землю.

4. И повелел царь Хелкии первосвященнику и вторым священникам и стоящим на страже у порога вынести из храма Господня (Иеговы) все вещи, сделанные для Ваала и для Астарты и для всего воинства небесного, и сжег их за Иерусалимом в долине Кедрон, и велел прах их отнести в Вефиль.
5. И отставил (отстранил) жрецов, которых поставили цари Иудейские, чтобы совершать курения на высотах в городах Иудейских и окрестностях Иерусалима, — и которые кадили Ваалу, солнцу, и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному;
Этот стих даёт исчерпывающий ответ об отношении Бога к астрологии.

6. и вынес Астарту из дома Господня (Иеговы) за Иерусалим к потоку Кедрону, и сжег ее у потока Кедрона, и истер ее в прах, и бросил прах ее на кладбище общенародное;
7. и разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем (Иеговы), где женщины ткали одежды для Астарты;
8. и вывел всех жрецов из городов Иудейских, и осквернил высоты, на которых совершали курения жрецы, от Гевы до Вирсавии, и разрушил высоты пред воротами, — ту, которая у входа в ворота Иисуса градоначальника, и ту, которая на левой стороне у городских ворот.
9. Впрочем, жрецы высот не приносили жертв на жертвеннике Господнем (Иеговы) в Иерусалиме, опресноки же ели вместе с братьями своими.
10. И осквернил он Тофет, что на долине сыновей Еннома, чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей чрез огонь Молоху; (не сжигали своих детей в качестве жертвоприношений)
11. и отменил коней, которых ставили цари Иудейские солнцу пред входом в дом Господень близ комнат Нефан‐Мелеха евнуха, что в Фаруриме, колесницы же солнца сжег огнем.
12. И жертвенники на кровле горницы Ахазовой, которые сделали цари Иудейские, и жертвенники, которые сделал Манассия на обоих дворах дома Господня (Иеговы), разрушил царь, и низверг оттуда, и бросил прах их в поток Кедрон.
13. И высоты, которые пред Иерусалимом, направо от Масличной горы, которые устроил Соломон, царь Израилев, Астарте, мерзости Сидонской, и Хамосу, мерзости Моавитской, и Милхому, мерзости Аммонитской, осквернил царь;
Невероятно, что ещё со времен царя Соломона оставались какие-то места поклонений!

14. и изломал статуи, и срубил дубравы, и наполнил место их костями человеческими.
15. Также и жертвенник, который в Вефиле, высоту, устроенную Иеровоамом, сыном Наватовым, который ввел Израиля в грех, — также и жертвенник тот и высоту он разрушил, и сжег сию высоту, стер в прах, и сжег дубраву.
Как видим, размах деятельности по очискте земли от идолопоклонства не ограничился Иудеей. Наконец-то, разрушен был жертвенник, который всему Израилю ставился в вину по воле Иероваама - в Вефиле. Про Дан, к сожалению, информации нет.


16. И взглянул Иосия и увидел могилы, которые были там на горе, и послал и взял кости из могил, и сжег на жертвеннике, и осквернил его по слову Господню (Иеговы), которое провозгласил человек Божий, предрекший события сии.
17. И сказал Иосия: что это за памятник, который я вижу? И сказали ему жители города: это могила человека Божия, который приходил из Иудеи и провозгласил о том, что ты делаешь над жертвенником Вефильским.
18. И сказал он: оставьте его в покое, никто не трогай костей его. И сохранили кости его и кости пророка, который приходил из Самарии.
19. Также и все капища высот в городах Самарийских, которые построили цари Израильские, прогневляя Господа (Иегову), разрушил Иосия, и сделал с ними то же, что сделал в Вефиле;
20. и заколол всех жрецов высот, которые там были, на жертвенниках, и сожег кости человеческие на них, — и возвратился в Иерусалим.
21. И повелел царь всему народу, сказав: «совершите пасху Господу (Иегове), Богу вашему, как написано в сей книге завета», —
22. потому что не была совершена такая пасха от дней судей, которые судили Израиля, и во все дни царей Израильских и царей Иудейских;
23. а в восемнадцатый год царя Иосии была совершена сия пасха Господу (Иегове) в Иерусалиме.
Такие подробности проливают свет на ситуацию с отступничеством среди народа Бога. Пасха - одно из трех главных событий в году, которое велел отмечать Иегова. И этого не происходило ещё со времен Саула!

24. И вызывателей мертвых, и волшебников, и терафимов (домашние статуи для поклонения), и идолов, и все мерзости, которые появлялись в земле Иудейской и в Иерусалиме, истребил Иосия, чтоб исполнить слова закона, написанные в книге, которую нашел Хелкия священник в доме Господнем (Иеговы).
25. Подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу(Иегове) всем сердцем своим, и всею душою своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву; и после него не восстал подобный ему.
26. Однако ж Господь (Иегова) не отложил великой ярости гнева Своего, какою воспылал гнев Его на Иуду за все оскорбления, какими прогневал Его Манассия.
27. И сказал Господь (Иегова): и Иуду отрину от лица Моего, как отринул Я Израиля, и отвергну город сей Иерусалим, который Я избрал, и дом, о котором Я сказал: «будет имя Мое там».
28. Прочее об Иосии и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских.
29. Во дни его пошел фараон Нехао, царь Египетский, против царя Ассирийского на реку Евфрат. И вышел царь Иосия навстречу ему, и тот умертвил его в Мегиддоне, когда увидел его.
30. И рабы его повезли его мертвого из Мегиддона, и привезли его в Иерусалим, и похоронили его в гробнице его. И взял народ земли Иоахаза, сына Иосиина, и помазали его и воцарили его вместо отца его.
31. Двадцати трех лет был Иоахаз, когда воцарился, и три месяца царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хамуталь, дочь Иеремии, из Ливны.
32. И делал он неугодное в очах Господних (Иеговы) во всем так, как делали отцы его.
33. И задержал его фараон Нехао в Ривле, в земле Емафской, чтобы он не царствовал в Иерусалиме, — и наложил пени на землю сто талантов серебра и талант золота.
34. И воцарил фараон Нехао Елиакима, сына Иосиина, вместо Иосии, отца его, и переменил имя его на Иоакима; Иоахаза же взял и отвел в Египет, где он и умер.
35. И серебро и золото давал Иоаким фараону; он сделал оценку земле, чтобы давать серебро по приказанию фараона; от каждого из народа земли, по оценке своей, он взыскивал серебро и золото для того, чтобы отдавать фараону Нехао.
36. Двадцати пяти лет был Иоаким, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Зебудда, дочь Федаии, из Румы.
37. И делал он неугодное в очах Господних (Иеговы) во всем так, как делали отцы его.
Как видим, вспышка добра в делах Иосии не изменила глобально ситуацию во взаимоотношениях Иеговы и его народа.
(Четвёртая книга Царств 23:1-37)

Комментариев нет:

Отправить комментарий