воскресенье, 27 июня 2021 г.

Изучение 245, Четвертая книга Царств, глава 15-17 (Иегова отвергает свой народ за отступничество)

1. В двадцать седьмой год Иеровоама (Иероваам II) , царя Израильского, воцарился Азария, сын Амасии, царь Иудейский:
2. шестнадцати лет был он, когда воцарился, и пятьдесят два года царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Иехолия, из Иерусалима.
3. Он делал угодное в очах Господних (Иеговы) во всем так, как поступал Амасия, отец его.
4. Только высоты не были отменены: народ совершал еще жертвы и курения на высотах.
5. И поразил Господь (Иегова) царя, и был он прокаженным до дня смерти своей и жил в отдельном доме. А Иофам, сын царя, начальствовал над дворцом и управлял народом земли.
6. Прочее об Азарии и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских.
7. И почил Азария с отцами своими, и похоронили его с отцами его в городе Давидовом. И воцарился Иофам, сын его, вместо него.
8. В тридцать восьмой год Азарии, царя Иудейского, воцарился Захария, сын Иеровоама, над Израилем в Самарии и царствовал шесть месяцев.
9. Он делал неугодное в очах Господних (Иеговы), как делали отцы его: не отставал от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех.
10. И составил против него заговор Селлум, сын Иависа, и поразил его пред народом и убил его, и воцарился вместо него.
11. Прочее о Захарии написано в летописи царей Израильских.
12. Таково было слово Господа (Иеговы), которое Он изрек Ииую, сказав: сыновья твои до четвертого рода будут сидеть на престоле Израилевом. И сбылось так.
13. Селлум, сын Иависа, воцарился в тридцать девятый год Азарии, царя Иудейского, и царствовал один месяц в Самарии.
14. И пошел Менаим, сын Гадия из Фирцы, и пришел в Самарию, и поразил Селлума, сына Иависова, в Самарии и умертвил его, и воцарился вместо него.
15. Прочее о Селлуме и о заговоре его, который он составил, написано в летописи царей Израильских.
16. И поразил Менаим Типсах и всех, которые были в нем и в пределах его, начиная от Фирцы, за то, что город не отворил ворот, и разбил его, и всех беременных женщин в нем разрубил.
17. В тридцать девятом году Азарии, царя Иудейского, воцарился Менаим, сын Гадия, над Израилем и царствовал десять лет в Самарии;
18. и делал он неугодное в очах Господних (Иеговы); не отставал от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех, во все дни свои.
19. Тогда пришел Фул, царь Ассирийский, на землю Израилеву. И дал Менаим Фулу тысячу талантов серебра, чтобы руки его были за него и чтобы утвердить царство в руке своей.
20. И разложил Менаим это серебро на Израильтян, на всех людей богатых, по пятидесяти сиклей серебра на каждого человека, чтобы отдать царю Ассирийскому. И пошел назад царь Ассирийский и не остался там в земле.
Другими словами, Менаим разумно откупился от Ассирийского царя и избежал поражения Израиля.

21. Прочее о Менаиме и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей Израильских.
22. И почил Менаим с отцами своими. И воцарился Факия, сын его, вместо него.
23. В пятидесятый год Азарии, царя Иудейского, воцарился Факия, сын Менаима, над Израилем в Самарии и царствовал два года;
24. и делал он неугодное в очах Господних (Иеговы); не отставал от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех.
25. И составил против него заговор Факей, сын Ремалии, сановник его, и поразил его в Самарии в палате царского дома, с Арговом и Арием, имея с собою пятьдесят человек Галаадитян, и умертвил его, и воцарился вместо него.
26. Прочее о Факии и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей Израильских.
27. В пятьдесят второй год Азарии, царя Иудейского, воцарился Факей, сын Ремалии, над Израилем в Самарии и царствовал двадцать лет;
28. и делал он неугодное в очах Господних (Иеговы): не отставал от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех.
29. Во дни Факея, царя Израильского, пришел Феглаффелласар, царь Ассирийский, и взял Ион, Авел‐Беф‐Мааху, и Ианох, и Кедес, и Асор, и Галаад, и Галилею, всю землю Неффалимову, и переселил их в Ассирию.
30. И составил заговор Осия, сын Илы, против Факея, сына Ремалиина, и поразил его, и умертвил его, и воцарился вместо него в двадцатый год Иоафама, сына Озиина (он же Азария).
31. Прочее о Факее и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей Израильских.
32. Во второй год Факея, сына Ремалиина, царя Израильского, воцарился Иоафам, сын Озии (он же Азария), царя Иудейского.
33. Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Иеруша, дочь Садока.
34. Он делал угодное в очах Господних (Иеговы): во всем, как поступал Озия, отец его, так поступал и он.
35. Только высоты не были отменены: народ совершал еще жертвы и курения на высотах. Он построил верхние ворота при доме Господнем (Иеговы).
36. Прочее об Иоафаме и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских.
37. В те дни начал Господь (Иегова) посылать на Иудею Рецина, царя Сирийского, и Факея, сына Ремалиина.
38. И почил Иоафам с отцами своими, и погребен с отцами своими в городе Давида, отца его. И воцарился Ахаз, сын его, вместо него.
Вся 15 глава Четвертой книги царств - это хронология заговоров и борьбы за власть. Видим, что если Иуда ещё как-то держался Божьих норм, то Израиль полностью находился в отступничестве.

(Четвёртая книга Царств 15:1-38)

1. В семнадцатый год Факея, сына Ремалиина, воцарился Ахаз, сын Иоафама, царя Иудейского.
2. Двадцати лет был Ахаз, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме, и не делал угодного в очах Господа (Иеговы), Бога своего, как Давид, отец его,
3. но ходил путем царей Израильских, и даже сына своего провел чрез огонь, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь (Иегова) от лица сынов Израилевых,
4. и совершал жертвы и курения на высотах и на холмах и под всяким тенистым деревом.
Отступничество Израиля поразило и Иудею. Если последние несколько поколений иудейских царей хотя бы частично чтили Иегову, то Ахаз переплюнул даже царей израильских! Выражение "провести через огонь" означает сжечь в качестве жертвы. А это была главная причина почему Иегова истребил народы, жившие прежде на этих землях.


5. Тогда пошел Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, против Иерусалима, чтобы завоевать его, и держали Ахаза в осаде, но одолеть не могли.
6. В то время Рецин, царь Сирийский, возвратил Сирии Елаф и изгнал Иудеев из Елафа; и Идумеяне вступили в Елаф, и живут там до сего дня.
7. И послал Ахаз послов к Феглаффелласару, царю Ассирийскому, сказать: раб твой и сын твой я; приди и защити меня от руки царя Сирийского и от руки царя Израильского, восставших на меня.
8. И взял Ахаз серебро и золото, какое нашлось в доме Господнем (Иеговы) и в сокровищницах дома царского, и послал царю Ассирийскому в дар.
Видим традиционный уже приём - использовать сокровища дома Иеговы как мзду, позволяющую избежать порабощения.

9. И послушал его царь Ассирийский; и пошел царь Ассирийский в Дамаск, и взял его, и переселил жителей его в Кир, а Рецина умертвил.
10. И пошел царь Ахаз навстречу Феглаффелласару, царю Ассирийскому, в Дамаск, и увидел жертвенник, который в Дамаске, и послал царь Ахаз к Урии священнику изображение жертвенника и чертеж всего устройства его.
11. И построил священник Урия жертвенник по образцу, который прислал царь Ахаз из Дамаска; и сделал так священник Урия до прибытия царя Ахаза из Дамаска.
12. И пришел царь из Дамаска, и увидел царь жертвенник, и подошел царь к жертвеннику, и принес на нем жертву;
13. и сожег всесожжение свое и хлебное приношение, и совершил возлияние свое, и окропил кровью мирной жертвы своей жертвенник.
14. А медный жертвенник, который пред лицом Господним (Иеговы), он передвинул от лицевой стороны храма, с места между жертвенником новым и домом Господним, и поставил его сбоку сего жертвенника на север.
15. И дал приказание царь Ахаз священнику Урии, сказав: на большом жертвеннике сожигай утреннее всесожжение и вечернее хлебное приношение, и всесожжение от царя и хлебное приношение от него, и всесожжение от всех людей земли и хлебное приношение от них, и возлияние от них, и всякою кровью всесожжений и всякою кровью жертв окропляй его, а жертвенник медный останется до моего усмотрения.
16. И сделал священник Урия все так, как приказал царь Ахаз.
17. И обломал царь Ахаз ободки у подстав, и снял с них умывальницы, и море снял с медных волов, которые были под ним, и поставил его на каменный пол.
18. И отменил крытый субботний ход, который построили при храме, и внешний царский вход к дому Господню (Иеговы), ради царя Ассирийского.
А мы помним, что Иегова очень требователен в вопросах поклонения. И все атрибуты и регламент были продиктованы Им через пророков для тщательного соблюдения. И вот царь Ахаз это нарушил, поставив свой жертвенник, чтобы приобрести симпатии царя Ассирийского.

19. Прочее об Ахазе, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских.
20. И почил Ахаз с отцами своими, и погребен с отцами своими в городе Давидовом. И воцарился Езекия, сын его, вместо него.
(Четвёртая книга Царств 16:1-20)

1. В двенадцатый год Ахаза, царя Иудейского, воцарился Осия, сын Илы, в Самарии над Израилем и царствовал девять лет.
2. И делал он неугодное в очах Господних (Иеговы), но не так, как цари Израильские, которые были прежде него.
3. Против него выступил Салманассар, царь Ассирийский, и сделался Осия подвластным ему и давал ему дань.
4. И заметил царь Ассирийский в Осии измену, так как он посылал послов к Сигору, царю Египетскому, и не доставлял дани царю Ассирийскому каждый год; и взял его царь Ассирийский под стражу, и заключил его в дом темничный.
5. И пошел царь Ассирийский на всю землю, и приступил к Самарии, и держал ее в осаде три года.
6. В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских.
7. Когда стали грешить сыны Израилевы пред Господом (Иеговой), Богом своим, Который вывел их из земли Египетской, из‐под руки фараона, царя Египетского, и стали чтить богов иных,
8. и стали поступать по обычаям народов, которых прогнал Господь (Иегова) от лица сынов Израилевых, и по обычаям царей Израильских, как поступали они;
Обратите внимание, что говоря о себе, Иегова уточняет, что Он  - тот самый Бог, который вывел израильтян из земли Египетской. Думаем, делал Он так для самоидентификации потому, что огромное количество богов почиталось на той территории.

9. и стали делать сыны Израилевы дела неугодные Господу (Иегове), Богу своему, и построили себе высоты во всех городах своих, начиная от сторожевой башни до укрепленного города,
10. и поставили у себя статуи и изображения Астарт на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом,
11. и стали там совершать курения на всех высотах, подобно народам, которых изгнал от них Господь (Иегова), и делали худые дела, прогневляющие Господа (Иегову),
12. и служили идолам, о которых говорил им Господь (Иеговы): «не делайте сего»;
13. Тогда Господь (Иегова) чрез всех пророков Своих, чрез всякого прозорливца предостерегал Израиля и Иуду, говоря: возвратитесь со злых путей ваших и соблюдайте заповеди Мои, уставы Мои, по всему учению, которое Я заповедал отцам вашим и которое Я преподал вам чрез рабов Моих, пророков.
14. Но они не слушали и ожесточили выю (шею) свою, как была выя отцов их, которые не веровали в Господа (Иегову), Бога своего;
15. и презирали уставы Его, и завет Его, который Он заключил с отцами их, и откровения Его, какими Он предостерегал их, и пошли вслед суеты и осуетились, и вслед народов окрестных, о которых Господь (Иегова) заповедал им, чтобы не поступали так, как они,
16. и оставили все заповеди Господа (Иеговы), Бога своего, и сделали себе литые изображения двух тельцов, и устроили дубраву, и поклонялись всему воинству небесному, и служили Ваалу,
17. и проводили сыновей своих и дочерей своих чрез огонь, и гадали, и волшебствовали, и предались тому, чтобы делать неугодное в очах Господа (Иеговы) и прогневлять Его.
Итак, можем констатировать, что и Иуда, и Израиль полностью сравнялись с теми народами, которых истребил Иегова за их мерзости, и чьи земли стали обетованной землей для Божьего народа. Обратите внимание на фразу "воинство небесное" - дело в том, что за поклонением иным богам скрывалось поклонение божьим противникам - воинству небесному. Кто же это такие? Это Сатана и его последователи демоны, которые поддерживали любое поклонение, отводящее людей от Иеговы.

18. И прогневался Господь (Иегова) сильно на Израильтян, и отверг их от лица Своего. Не осталось никого, кроме одного колена Иудина.
19. И Иуда также не соблюдал заповедей Господа (Иеговы), Бога своего, и поступал по обычаям Израильтян, как поступали они.
20. И отвратился Господь (Иегова) от всех потомков Израиля, и смирил их, и отдавал их в руки грабителям, и наконец отверг их от лица Своего.
21. Израильтяне отторглись от дома Давидова и воцарили Иеровоама, сына Наватова; и отклонил Иеровоам Израильтян от Господа (Иеговы), и вовлек их в великий грех.
Главный грех Иероваама заключался в том, что он установил двух тельцов для поклонения. Это было прямым нарушением требования Иеговы не поклонятся никаким изображениям, а поклонятся только определенным образом.

22. И поступали сыны Израилевы по всем грехам Иеровоама, какие он делал, не отставали от них,
23. доколе Господь (Иегова) не отверг Израиля от лица Своего, как говорил чрез всех рабов Своих, пророков. И переселен Израиль из земли своей в Ассирию, где он и до сего дня.
24. И перевел царь Ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и из Сепарваима, и поселил их в городах Самарийских вместо сынов Израилевых. И они овладели Самариею, и стали жить в городах ее.
25. И как в начале жительства своего там они не чтили Господа (Иегову), то Господь посылал на них львов, которые умерщвляли их.
26. И донесли царю Ассирийскому, и сказали: народы, которых ты переселил и поселил в городах Самарийских, не знают закона Бога той земли, и за то Он посылает на них львов, и вот, они умерщвляют их, потому что они не знают закона Бога той земли.
27. И повелел царь Ассирийский, и сказал: отправьте туда одного из священников, которых вы выселили оттуда; пусть пойдет и живет там, и он научит их закону Бога той земли.
28. И пришел один из священников, которых выселили из Самарии, и жил в Вефиле, и учил их, как чтить Господа (Иегову).
Даже царь Ассирийский быстрее понял, как нужно правильно строить отношения с Иеговой, чтобы сохранить в здравии жителей той земли!

29. Притом сделал каждый народ и своих богов и поставил в капищах высот, какие устроили Самаряне, — каждый народ в своих городах, где живут они.
30. Вавилоняне сделали Суккот‐Беноф, Кутийцы сделали Нергала, Емафяне сделали Ашиму,
31. Аввийцы сделали Нивхаза и Тартака, а Сепарваимцы сожигали сыновей своих в огне Адрамелеху и Анамелеху, богам Сепарваимским.
32. Между тем чтили и Господа (Иегову), и сделали у себя священников высот из среды своей, и они служили у них в капищах высот.
33. Господа (Иегову) они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их.
34. До сего дня поступают они по прежним своим обычаям: не боятся Господа (Иегову) и не поступают по уставам и по обрядам, и по закону и по заповедям, которые заповедал Господь (Иегова) сынам Иакова, которому дал Он имя Израиля.
35. Заключил Господь (Иегова) с ними завет и заповедал им, говоря: не чтите богов иных, и не поклоняйтесь им, и не служите им, и не приносите жертв им,
36. но Господа (Иегову), Который вывел вас из земли Египетской силою великою и мышцею простертою, — Его чтите и Ему поклоняйтесь, и Ему приносите жертвы,
37. и уставы, и учреждения, и закон, и заповеди, которые Он написал вам, старайтесь исполнять во все дни, и не чтите богов иных;
38. и завета, который Я заключил с вами, не забывайте, и не чтите богов иных,
39. только Господа (Иегову), Бога вашего, чтите, и Он избавит вас от руки всех врагов ваших.
Ещё раз подчеркнем, что двумя способами Иегова самоидентифицировался для Своего народа - ссылаясь на то, что Он вывел их из Египта и называя своё личное Имя. Поэтому очень сложно сориентироваться в местах Библии, где это Имя заменено титулом "Господь". Во всех этих местах мы делаем вставку с личным именем Бога, как это есть в первоисточнике.

40. Но они не послушали, а поступали по прежним своим обычаям.
41. Народы сии чтили Господа (Иегову), но и истуканам своим служили. Да и дети их и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их.
Эта фраза очень поучительна для тех, кому безуловным авторитетом служат традиции. "Дети детей" поступали так же, как и их предки, которые поступали против Бога. Поэтому нужно руководствоваться Библией, чтобы разобраться что правильно в глазах Бога, а не традициями.

(Четвёртая книга Царств 17:1-41)

Комментариев нет:

Отправить комментарий