воскресенье, 2 мая 2021 г.

Изучение 238, Четвертая книга Царств, глава 5 (Елисей исцеляет Неемана от проказы)

 1. Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь (Иегова) победу Сириянам; и человек сей был отличный воин, но прокаженный.
У нас возник вопрос - почему Иегова даровал победу сириянам, хотя это и не его народ? Уже не в первые мы наблюдаем, что у Иеговы и окрестных с Израилем народов были свои взаимоотношения и свои договоренности. Одно упоминание о подобном договоре можно встретить, например, во Второзаконие, глава2, стих 9:
и поворотили, и шли к пустыне Моава. 9 И сказал мне Господь: не вступай во вражду с Моавом и не начинай с ними войны; ибо Я не дам тебе ничего от земли его во владение, потому что Ар отдал Я во владение сынам Лотовым; 

2. Сирияне однажды пошли отрядами и взяли в плен из земли Израильской маленькую девочку, и она служила жене Неемановой.
3. И сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его!
4. И пошел Нееман и передал это господину своему, говоря: так и так говорит девочка, которая из земли Израильской.
5. И сказал царь Сирийский Нееману: пойди, сходи, а я пошлю письмо к царю Израильскому. Он пошел и взял с собою десять талантов серебра и шесть тысяч сиклей золота, и десять перемен одежд;
6. и принес письмо царю Израильскому, в котором было сказано: вместе с письмом сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его.
7. Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня.
Можно понять удивление и недоумение израильского царя!Царь израильский был в подвластном положении и не мог ослушаться просьбы сирийского царя. Но как её выполнить не понимал.

8. Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле.
9. И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев.
10. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист.
11. И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа (Иеговы), Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу;
12. разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе.
Иногда для человека важнее ритуал, чем суть. Давайте не уподобляться Нееману в своём отношении к вере, ориентируясь на суть, а не на формальности и ритуалы.

13. И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что‐нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: «омойся, и будешь чист».
14. И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился.



15. И возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак, прими дар от раба твоего.
16. И сказал он: жив Господь (Иегова), пред лицом Которого стою! не приму. И тот принуждал его взять, но он не согласился.
17. И сказал Нееман: если уже не так, то пусть рабу твоему дадут земли, сколько снесут два лошака, потому что не будет впредь раб твой приносить всесожжения и жертвы другим богам, кроме Господа (Иеговы);
Другими словами, Нееман пожелал взять с собой израильской земли, чтобы приносить жертвы Иегове. Это связанно с требованием Иеговы о том, каким образом совершать поклонение Ему:
Исход 20:24-25
24. сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя;
25. если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их…

18. только вот в чем да простит Господь (Иегова) раба твоего: когда пойдет господин мой в дом Риммона для поклонения там и опрется на руку мою, и поклонюсь я в доме Риммона, то, за мое поклонение в доме Риммона, да простит Господь (Иегова) раба твоего в случае сем.
Он просит прощения заранее за то, что когда царь пойдет на поклонение в дом Риммона и обопрётся на руку Неемана, то и ему придётся присутствовать на поклонении этому богу.

19. И сказал ему: иди с миром. И он отъехал от него на небольшое пространство земли.
20. И сказал Гиезий, слуга Елисея, человека Божия: вот, господин мой отказался взять из руки Неемана, этого Сириянина, то, что он приносил. Жив Господь (Иегова)! Побегу я за ним, и возьму у него что‐нибудь.
21. И погнался Гиезий за Нееманом. И увидел Нееман бегущего за собою, и сошел с колесницы навстречу ему, и сказал: с миром ли?
22. Он отвечал: с миром; господин мой послал меня сказать: «вот, теперь пришли ко мне с горы Ефремовой два молодых человека из сынов пророческих; дай им талант серебра и две перемены одежд».
23. И сказал Нееман: возьми, пожалуй, два таланта. И упрашивал его. И завязал он два таланта серебра в два мешка и две перемены одежд и отдал двум слугам своим, и понесли перед ним.
24. Когда он пришел к холму, то взял из рук их и спрятал дома. И отпустил людей, и они ушли.
25. Когда он пришел и явился к господину своему, Елисей сказал ему: откуда, Гиезий? И сказал он: никуда не ходил раб твой.
26. И сказал он ему: разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратился навстречу тебе человек тот с колесницы своей? время ли брать серебро и брать одежды, или масличные деревья и виноградники, и мелкий или крупный скот, и рабов или рабынь?
27. Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него белый от проказы, как снег.
Жаль, что соблазнился Гиезий материальными богатствами. А мог бы стать достойным приемником Елисея, каким Елисей стал после Илии.
(Четвёртая книга Царств 5:1-27)

Комментариев нет:

Отправить комментарий