воскресенье, 19 июля 2020 г.

Изучение 209, Вторая книга Царств, глава 19,20 (Возвращение Давида в Иерусалим и восстановление царской власти)

1. И сказали Иоаву: вот, царь плачет и рыдает об Авессаломе.
2. И обратилась победа того дня в плач для всего народа; ибо народ услышал в тот день и говорил, что царь скорбит о своем сыне.
3. И входил тогда народ в город украдкою, как крадутся люди стыдящиеся, которые во время сражения обратились в бегство.
4. А царь закрыл лицо свое и громко взывал: сын мой, Авессалом! Авессалом, сын мой, сын мой!

5. И пришел Иоав к царю в дом и сказал: ты в стыд привел сегодня всех слуг твоих, спасших ныне жизнь твою и жизнь сыновей и дочерей твоих, и жизнь жен и жизнь наложниц твоих;
6. ты любишь ненавидящих тебя и ненавидишь любящих тебя, ибо ты показал сегодня, что ничто для тебя и вожди и слуги; сегодня я узнал, что если бы Авессалом остался жив, а мы все умерли, то тебе было бы приятнее;
7. итак, встань, выйди и поговори к сердцу рабов твоих, ибо, клянусь Господом, что, если ты не выйдешь, в эту ночь не останется у тебя ни одного человека; и это будет для тебя хуже всех бедствий, какие находили на тебя от юности твоей доныне.
Эта речь даёт понять какой мощной фигурой и хитрым политиком был Иоав при Давиде! А ведь это он убил Авессалома вопреки распоряжению Давида. Он поступил так по своему усмотрению. А теперь заставил Давида унять родительское горе и заняться восстановлением царской власти. Как помним, Давид был в бегах в Маханаиме и народ уже принял для себя другого царя!

8. И встал царь и сел у ворот, а всему народу возвестили, что царь сидит у ворот. И пришел весь народ пред лицо царя. Израильтяне же разбежались по своим шатрам.
Наблюдаем, что уже идет разделение Божьего народа на Иудеев и Израильтян.

9. И весь народ во всех коленах Израилевых спорил и говорил: царь избавил нас от рук врагов наших и освободил нас от рук Филистимлян, а теперь сам бежал из земли сей от Авессалома.
10. Но Авессалом, которого мы помазали в царя над нами, умер на войне; почему же теперь вы медлите возвратить царя?
Другими словами, народ колебался и не имел одного мнения как поступить дальше. Давид в их глазах был беглецом и потерявшим власть правителем.

11. И царь Давид послал сказать священникам Садоку и Авиафару: скажите старейшинам Иудиным: зачем хотите вы быть последними, чтобы возвратить царя в дом его, тогда как слова всего Израиля дошли до царя в дом его?
12. Вы братья мои, кости мои и плоть моя — вы; зачем хотите вы быть последними в возвращении царя в дом его?
13. И Амессаю скажите: не кость ли моя и плоть моя — ты? Пусть то и то сделает со мною Бог и еще больше сделает, если ты не будешь военачальником при мне, вместо Иоава, навсегда!
14. И склонил он сердце всех Иудеев, как одного человека; и послали они к царю сказать: возвратись ты и все слуги твои.
Видим, что если Израильтяне еще колебались с возвращением Давида, то Иудеи вообще не имели таких намерений. Поэтому Давид послал к ним парламентариев и убеждал их, включая обещание важных постов в своем царстве.

15. И возвратился царь, и пришел к Иордану, а Иудеи пришли в Галгал, чтобы встретить царя и перевезти царя чрез Иордан.
16. И поспешил Семей, сын Геры, Вениамитянин из Бахурима, и пошел с Иудеями навстречу царю Давиду,
Этот тот самый Семей, который сквернословил Давида, когда тот спасался бегством от Авессалома.

17. и тысяча человек из Вениамитян с ним, и Сива, слуга дома Саулова, с пятнадцатью сыновьями своими и двадцатью рабами своими; и перешли они Иордан пред лицом царя.
18. Когда переправили судно, чтобы перевезти дом царя и послужить ему, тогда Семей, сын Геры, пал пред царем, как только он перешел Иордан,
19. и сказал царю: не поставь мне, господин мой, в преступление, и не помяни того, чем согрешил раб твой в тот день, когда господин мой, царь, выходил из Иерусалима, и не держи того, царь, на сердце своем;
20. ибо знает раб твой, что согрешил, и вот, ныне я пришел первый из всего дома Иосифова, чтобы выйти навстречу господину моему, царю.
21. И отвечал Авесса, сын Саруин, и сказал: неужели Семей не умрет за то, что злословил помазанника Господня?
22. И сказал Давид: что мне и вам, сыны Саруины, что вы делаетесь ныне мне наветниками? Ныне ли умерщвлять кого‐либо в Израиле? Не вижу ли я, что ныне я — царь над Израилем?
23. И сказал царь Семею: ты не умрешь. И поклялся ему царь.
Дважды Давид помиловал Семея и защитил от Авессы -  когда он злословил его, и когда тот вышел ему на встречу.

24. И Мемфивосфей, сын Ионафана, сына Саулова, вышел навстречу царю. Он не омывал ног своих, не заботился о бороде своей и не мыл одежд своих с того дня, как вышел царь, до дня, когда он возвратился с миром.
25. Когда он вышел из Иерусалима навстречу царю, царь сказал ему: почему ты, Мемфивосфей, не пошел со мною?
26. Тот отвечал: господин мой, царь! слуга мой обманул меня; ибо я, раб твой, говорил: «оседлаю себе осла, и сяду на нем, и поеду с царем», так как раб твой хром.
27. А он оклеветал раба твоего пред господином моим, царем. Но господин мой, царь, как Ангел Божий; делай, что тебе угодно;
28. хотя весь дом отца моего был повинен смерти пред господином моим, царем, но ты посадил раба твоего между ядущими за столом твоим; какое же имею я право жаловаться еще пред царем?
29. И сказал ему царь: к чему ты говоришь все это? Я сказал, чтобы ты и Сива разделили между собою поля.
30. Но Мемфивосфей отвечал царю: пусть он возьмет даже все, после того как господин мой, царь, с миром возвратился в дом свой.
Непонятная ситуация с Мемфивосфеем - со слов Сивы он надеялся вернуть себе царскую власть в отсутствие Давида, и поэтому остался. Но видим, что всё это время Мемфивосфей провел в лишениях и самоограничениях, не ухаживая за собой. Так не ведет себя человек, который преследует корыстные цели. 

31. И Верзеллий Галаадитянин пришел из Роглима и перешел с царем Иордан, чтобы проводить его за Иордан.
32. Верзеллий же был очень стар, лет восьмидесяти. Он продовольствовал царя в пребывание его в Маханаиме, потому что был человек богатый.
33. И сказал царь Верзеллию: иди со мною, и я буду продовольствовать тебя в Иерусалиме.
34. Но Верзеллий отвечал царю: долго ли мне осталось жить, чтоб идти с царем в Иерусалим?
35. Мне теперь восемьдесят лет; различу ли хорошее от худого? Узнает ли раб твой вкус в том, что буду есть, и в том, что буду пить? И буду ли в состоянии слышать голос певцов и певиц? Зачем же рабу твоему быть в тягость господину моему, царю?
А Давиду самому было уже около семидесяти, но он стариком не называется.

36. Еще немного пройдет раб твой с царем за Иордан; за что же царю награждать меня такою милостью?
37. Позволь рабу твоему возвратиться, чтобы умереть в своем городе, около гроба отца моего и матери моей. Но вот, раб твой (сын мой - в другом переводе) Кимгам пусть пойдет с господином моим, царем, и поступи с ним, как тебе угодно.
38. И сказал царь: пусть идет со мною Кимгам, и я сделаю для него, что тебе угодно; и все, чего бы ни пожелал ты от меня, я сделаю для тебя.
39. И перешел весь народ Иордан, и царь также. И поцеловал царь Верзеллия и благословил его, и он возвратился в место свое.
40. И отправился царь в Галгал, отправился с ним и Кимгам; и весь народ Иудейский провожал царя, и половина народа Израильского.
41. И вот, все Израильтяне пришли к царю и сказали царю: зачем братья наши, мужи Иудины, похитили тебя и проводили царя и дом его и всех людей Давида с ним через Иордан?
42. И отвечали все мужи Иудины Израильтянам: затем, что царь ближний нам; и из‐за чего сердиться вам на это? Разве мы что‐нибудь съели у царя или получили от него подарки?
43. И отвечали Израильтяне мужам Иудиным и сказали: мы десять частей у царя, также и у Давида мы более, нежели вы; зачем же вы унизили нас? Не нам ли принадлежало первое слово о том, чтобы возвратить нашего царя? Но слово мужей Иудиных было сильнее, нежели слово Израильтян.
Возрастает противостояние между частями одного народа.
(Вторая книга Царств 19:1-43)

1. Там случайно находился один негодный человек, по имени Савей, сын Бихри, Вениамитянин; он затрубил трубою и сказал: нет нам части в Давиде, и нет нам доли в сыне Иессеевом; все по шатрам своим, Израильтяне!
2. И отделились все Израильтяне от Давида и пошли за Савеем, сыном Бихри; Иудеи же остались на стороне царя своего, от Иордана до Иерусалима.
Вспомним, что с Иудеями Давид начинал свой царский путь и вот снова видим, что они его поддержали. А Израильтяне откололись вслед за зачинщиком Савеем.

3. И пришел Давид в свой дом в Иерусалиме, и взял царь десять жен наложниц, которых он оставлял стеречь дом, и поместил их в особый дом под надзор, и содержал их, но не ходил к ним. И содержались они там до дня смерти своей, живя как вдовы.
4. И сказал Давид Амессаю: созови ко мне Иудеев в течение трех дней и сам явись сюда.
Это человек из Иудеев, которому Давид пообещал чин военначальника вместо Иоава.

5. И пошел Амессай созвать Иудеев, но промедлил более назначенного ему времени.
И первое же задание от Давида Амессай не выполнил должным образом.

6. Тогда Давид сказал Авессе: теперь наделает нам зла Савей, сын Бихри, больше, нежели Авессалом; возьми ты слуг господина твоего и преследуй его, чтобы он не нашел себе укрепленных городов и не скрылся от глаз наших.
7. И вышли за ним люди Иоавовы, и Хелефеи и Фелефеи, и все храбрые пошли из Иерусалима преследовать Савея, сына Бихри.
8. И когда они были близ большого камня, что у Гаваона, то встретился с ними Амессай. Иоав был одет в воинское одеяние свое и препоясан мечом, который висел при бедре в ножнах и который легко выходил из них и входил.
9. И сказал Иоав Амессаю: здоров ли ты, брат мой? И взял Иоав правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его.
10. Амессай же не остерегся меча, бывшего в руке Иоава, и тот поразил его им в живот, так что выпали внутренности его на землю, и не повторил ему удара, и он умер. Иоав и Авесса, брат его, погнались за Савеем, сыном Бихри.
Иоав уже известен нам своими независимыми и очень радикальными поступками. Помним как он хитростью убил военначальника Саула, который был повинен в гибели его брата. Это было сделано вопреки воле Давида. Затем он умертвил Авессалома, сына Давида - опять вопреки воле отца. И вот снова он поступает жестко, убивая человека, которого Давид собирался сделать военначальником, и убирает конкурента.

11. Один из отроков Иоавовых стоял над Амессаем и говорил: тот, кто предан Иоаву и кто за Давида, пусть идет за Иоавом!
Он говорил это людям Амессая, которые пришли с ним.

12. Амессай же лежал в крови среди дороги; и тот человек, увидев, что весь народ останавливается над ним, стащил Амессая с дороги в поле и набросил на него одежду, так как он видел, что всякий проходящий останавливался над ним.
13. Но когда он был стащен с дороги, то весь народ Израильский пошел вслед за Иоавом преследовать Савея, сына Бихри.
14. А он прошел чрез все колена Израильские до Авела‐Беф‐Мааха и чрез весь Берим; и люди собирались и шли за ним.
15. И пришли и осадили его в Авеле‐Беф‐Маахе; и насыпали вал пред городом и подступили к стене, и все люди, бывшие с Иоавом, старались разрушить стену.
16. Тогда одна умная женщина закричала со стены города: послушайте, послушайте, скажите Иоаву, чтобы он подошел сюда, и я поговорю с ним.
17. И подошел к ней Иоав, и сказала женщина: ты ли Иоав? И сказал: я. Она сказала: послушай слов рабы твоей. И сказал он: слушаю.
18. Она сказала: прежде говаривали: «кто хочет спросить, спроси в Авеле»; и так решали дело.
19. Я из мирных, верных городов Израиля; а ты хочешь уничтожить город, и притом мать городов в Израиле; для чего тебе разрушать наследие Господне?
Смысл её слов заключался в том, чтобы прежде военного разрушения их спросили - не союзники ли они. 

20. И отвечал Иоав и сказал: да не будет этого от меня, чтобы я уничтожил или разрушил!
21. Это не так; но человек с горы Ефремовой, по имени Савей, сын Бихри, поднял руку свою на царя Давида; выдайте мне его одного, и я отступлю от города. И сказала женщина Иоаву: вот, голова его будет тебе брошена со стены.
22. И пошла женщина по всему народу со своим умным словом; и отсекли голову Савею, сыну Бихри, и бросили Иоаву. Тогда Иоав затрубил трубою, и разошлись от города все люди по своим шатрам; Иоав же возвратился в Иерусалим к царю.
23. И был Иоав поставлен над всем войском Израильским, а Ванея, сын Иодаев, — над Хелефеями и над Фелефеями;
24. Адорам — над сбором податей; Иосафат, сын Ахилуда, — дееписателем;
25. Суса — писцом; Садок и Авиафар — священниками;
26. также и Ира Иаритянин был священником у Давида.
Видим, что по возвращении, Давид восстановил полностью свою царскую власть и сформировал новое правительство.

(Вторая книга Царств 20:1-26)

Комментариев нет:

Отправить комментарий