Самый точный, на наш взгляд, обзор библейской книги Судей, содержится сразу же в первой главе этой книги в стихах с 16 го по 23:
17. но и судей они не слушали, а ходили блудно вслед других богов и поклонялись им, скоро уклонялись от пути, коим ходили отцы их, повинуясь заповедям Господним. Они так не делали.
18. Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их во все дни судьи: ибо жалел их Господь, слыша стон их от угнетавших и притеснявших их.
19. Но как скоро умирал судья, они опять делали хуже отцов своих, уклоняясь к другим богам, служа им и поклоняясь им. Не отставали от дел своих и от стропотного пути своего.
20. И воспылал гнев Господень на Израиля, и сказал Он: за то, что народ сей преступает завет Мой, который Я поставил с отцами их, и не слушает гласа Моего,
21. и Я не стану уже изгонять от них ни одного из тех народов, которых оставил Иисус, когда умирал, —
22. чтобы искушать ими Израиля: станут ли они держаться пути Господня и ходить по нему, как держались отцы их, или нет?
23. И оставил Господь народы сии, и не изгнал их вскоре, и не предал их в руки Иисуса.
Нужно понимать, что период, который описывается в книге Судей, отстоит от прихода израильтян в обетованную землю на долгих 300 лет. Это большая временная дистанция и много поколений родилось и выросло на новых землях вперемешку с коренными жителями. Состояние израильского сообщества можно описать как разброд и шатания. Каждый поступает как хочет и верит во что сам считает нужным. Между коленами вспыхивают кровопролитные конфликты. А мораль и нравы израильтян иногда переплевывают пороки и разврат местных жителей. Но главная проблема - израильтяне отступили от Иеговы.
События, описанные в книге Судей, поражают своей жестокостью. И невольно возникает мысль, что это последствия непослушания израильтян Иегове, когда Он требовал очистить эти земли от прОклятых народов. Читая о последствиях, понимаешь, что этих кровопролитий и ужасов можно было бы избежать, послушай они с самого начала Иегову.
Итак, какие же яркие события и персонажи представляют библейскую книгу Судей?
Конечно же, в первую очередь, это Гедеон и Самсон.
История с победой Гедеона силами 300 воинов над многотысячным противником не имеет аналогов. Похожий сюжет про 300 спартанцев закончился доблестным, но поражением. Это событие настолько невероятно, насколько были чудом расступившиеся воды моря. И произошло так для того, чтобы израильтяне увидели силу и поддержку своего Бога и утвердились в вере.
Самсон очень противоречивый герой - сластолюбивый, неумеренный и неразборчивый в отношениях с женщинами. Но, тем не менее, отдавший жизнь, чтобы мстить врагам Иеговы.
И, в завершение, сюжет с замученной наложницей. А вследствие этого - почти полное уничтожение колена Вениамина. Эта история не случайно так похожа на сюжет про Содом и Гоморру. И там и там одинаковыми оказались порочные нравы жителей города. Только в книге Судей трагедия в том, что речь идет о нравах израильтян.
Оба эти человека, Гедеон и Самсон, были судьями Иеговы. Этот этап в истории израильтян интересен особым укладом управления - без центрального лидера, какими были Моисей и Иисус Навин и без царей. Народ управлялся судьями.
Вот список и последовательность всех судей израилевых, записанных в книге Судей:
Гофониил - племянник Халева (разведчика в обетованной земле)Аод (левша)
Девора пророчица
Гедеон, он же Иероваал (противник Ваала)
Фола
Иаир
Иеффай (который имел своё ополчение из "праздных людей" и выполнил обед относительно своей дочери)
Есевон
Елон Завулонянин
Авдон
Самсон
Что ж, печально наблюдать, как божий народ, пройдя такие испытания и достигнув обетованной земли, так бесславно пропадает от распрей, притеснения и отступничества.
Иегова во всех этих историях проявляет себя как строгий родитель, наказывая детей и давая им возможность исправится. Но, раскаяние и исправление, к сожалению, длятся не долго.
Такой мы увидели библейскую книгу Судей - жестокую, но поучительную.
Комментариев нет:
Отправить комментарий