воскресенье, 25 февраля 2018 г.

Изучение 121, Числа, глава 21 (Медный змей. Истребление израильтянами трех царей )

1. Ханаанский царь Арада, живущий к югу, услышав, что Израиль идет дорогою от Афарима, вступил в сражение с Израильтянами и несколько из них взял в плен.
2. И дал Израиль обет Господу, и сказал: если предашь народ сей в руки мои, то положу заклятие на города их. (мы полностью уничтожим его города. Новый русский перевод)
3. Господь услышал голос Израиля и предал Хананеев в руки ему, и он положил заклятие на них и на города их (Они полностью уничтожили их с их городами. Новый русский перевод) и нарек имя месту тому: Хорма (уничтожение).
4. От горы Ор отправились они путем Чермного (Красного) моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути,
5. и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища.
6. И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых.
7. И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе.
8. И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя (укрепил его на шесте), и всякий ужаленный, взглянув на него, останется жив.

9. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив.
Интересное наблюдение - за ропот на Бога израильтяне наказаны вполне естественным образом - среди их поселения размножилась популяция ядовитых змей. Это не сверхестественное чудо, а вполне объяснимое природное явление, но возникшее по воле Бога. И когда израильтяне признали свою вину и попросили пощады, Иегова не истребляет змей и не удаляет их из стана, а дает израильтянам противоядие от укусов в виде медного змея.

10. И отправились сыны Израилевы, и остановились в Овофе;
11. и отправились из Овофа, и остановились в Ийе‐Авариме, в пустыне, что против Моава, к восходу солнца;
12. оттуда отправились и остановились на долине Заред;
13. отправившись отсюда, остановились у той части Арнона в пустыне, которая течет вне пределов Аморрея, ибо Арнон граница Моава, между Моавом и Аморреем.
14. Потому и сказано в книге браней Господних:
15. Вагеб в Суфе и потоки Арнона, и верховье потоков, которое склоняется к Шебет‐Ару и прилегает к пределам Моава.
16. Отсюда отправились к Беэр; это тот колодезь, о котором Господь сказал Моисею: собери народ, и дам им воды.
17. Тогда воспел Израиль песнь сию: наполняйся, колодезь, пойте ему;
18. колодезь, который выкопали князья, вырыли вожди народа с законодателем жезлами своими. Из пустыни отправились в Матанну,
19. из Матанны в Нагалиил, из Нагалиила в Вамоф,
20. из Вамофа в Гай, который в земле Моава, на вершине горы Фасги, обращенной лицом к пустыне.
21. И послал Израиль послов к Сигону, царю Аморрейскому, чтобы сказать:
22. позволь мне пройти землею твоею; не будем заходить в поля и виноградники, не будем пить воды из колодезей твоих, а пойдем путем царским, доколе не перейдем пределов твоих.
23. Но Сигон не позволил Израилю идти через свои пределы; и собрал Сигон весь народ свой и выступил против Израиля в пустыню, и дошел до Иаацы, и сразился с Израилем.
24. И поразил его Израиль мечом и взял во владение землю его от Арнона до Иавока, до пределов Аммонитских, ибо крепок был предел Аммонитян;
25. и взял Израиль все города сии, и жил Израиль во всех городах Аморрейских, в Есевоне и во всех зависящих от него;
26. ибо Есевон был город Сигона, царя Аморрейского, и он воевал с прежним царем Моавитским и взял из руки его всю землю его до Арнона.
27. Потому говорят приточники (сочинители колких стихов): идите в Есевон, да устроят и утвердят город Сигона;
28. ибо огонь вышел из Есевона, пламень из города Сигонова, и пожрал Ар‐Моав и владеющих высотами Арнона. (видимо строки эти содержат едкую иронию, которая нам уже не понятна)
29. Горе тебе, Моав! погиб ты, народ Хамоса! Разбежались сыновья его, и дочери его сделались пленницами Аморрейского царя Сигона;
30. мы поразили их стрелами; погиб Есевон до Дивона, мы опустошили их до Нофы, которая близ Медевы.
31. И жил Израиль в земле Аморрейской.
32. И послал Моисей высмотреть Иазер, и взяли селения, зависящие от него, и прогнали Аморреев, которые в них были.
33. И поворотили, и пошли к Васану. И выступил против них Ог, царь Васанский, сам и весь народ его, на сражение к Едреи.
34. И сказал Господь Моисею: не бойся его, ибо Я предам его и весь народ его и всю землю его в руки твои, и поступишь с ним, как поступил с Сигоном, царем Аморрейским, который жил в Есевоне.
35. И поразили они его и сынов его, и весь народ его, так что ни одного не осталось, и овладели землею его.
(Книга Числа 21:1-35)
Первое впечатление от прочитанного - та мера жестокости, с которой израильтяне расправились с окрестными народами. Хотя давайте вспомним, что главой раньше похожая ситуация возникла у израильтян с Едомом, после отказа которого пропустить их по своей земле, они пошли в обход. А в этой главе мы видим поголовное уничтожение трех царей и их городов вместе с жителями. Это цари ханаанский, аморрейский и васанский. Почему же по отношению к этим народам израильтяне проявили такую беспощадную жестокость?
Тут нужно вспомнить об обещаниях Иеговы, данных Аврааму Бытие 15:18-21: 
18. В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата:
19. Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев,
20. Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов,
21. Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев.

Почему Иегова обещает Аврааму земли, которые уже населены другими народами?
На этот вопрос находим ответ в Левит 20:
23. Не поступайте по обычаям народа, который Я прогоняю от вас; ибо они все это делали, и Я вознегодовал на них,

24. и сказал Я вам: вы владейте землею их, и вам отдаю в наследие землю, в которой течет молоко и мед. Я Господь, Бог ваш, Который отделил вас от всех народов.

А позже во Второзаконии 9:5:
5. не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову…

Какого же рода было "нечестие" этих народов, которое повлекло за собой их полное уничтожение от руки израильтян? Как помним, одной из "мерзостей", которая ставились в вину этим народам было "проводить сыновей и дочерей своих" через огонь. Другими словами эти народы выделялись жертвоприношением детей своим божествам. Хотя и другие отвратительные занятия, связанные с поклонением были на их счету.
Нужно не забывать, что Иегова - творец всего живущего на земле, единственный вправе распоряжаться своим творением и делать он это может как естественным, так и сверхъестественным образом. В данном случае орудием наказания для нечестивых народов был избран израильский народ.
Интересным дополнением к этому вопросу может послужить стих Бытие 15:16:
16. в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.
О чем это говорит? О том, что у аморреев, как и у других народов было время измениться, чтобы избежать такой участи и не подвергнуться истреблению. 
Итак, эта глава рассказывает нам о мере справедливости Бога, а вовсе не о жестокости израильтян по Его воле.





Комментариев нет:

Отправить комментарий