воскресенье, 13 августа 2017 г.

Изучение 102, Левит, глава 25 (Юбилейный год: земля, недвижимость и рабы)

1. И сказал Господь Моисею на горе Синае, говоря:
2. объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню;
3. шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их,
4. а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай;
5. что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли;
По аналогии с краем поля, который требовалось оставлять не сжатым - все, что на нем осталось становилось доступно каждому, кто нуждался в пище. Так и в этом случае - каждый мог воспользоваться плодами, выросшими на земле в субботний год.

6. и будет это в продолжение субботы земли всем вам в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, поселившемуся у тебя;
7. и скоту твоему и зверям, которые на земле твоей, да будут все произведения ее в пищу.

Интереснейшее правило как распоряжаться плодоносной землей от Творца и Создателя! Теперь даже школьники в младшей школе знают, что земля должна находится "под парами" или отдыхать для восстановления плодоносности. Но в то время такая аграрная практика была новаторством. И, опять же, не смотря на то, что этот год отдыха называется годом Господним, усматриваем практичную причину для такого требования - улучшение плодородности земли. Таким образом видим, что большинство законов и требований Бога было продиктовано заботой о пользе и благе народа. 
А если подумать о том, что целый год человек освобождался от земледельческих работ, то вырисовываются роскошные каникулы, в наше время их назвали бы творческим отпуском - благодаря этому пункту можем по настоящему оценить щедрость и любовь Создателя!

8. И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет;
9. и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый день месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей;
10. и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя.

Очень интересная практика - вводится юбилейный год, который наступает каждый пятидесятый год после вступления в обещанную землю в день Очищения народа. И весь год посвящен тем же идеям, что и день очищения - прощению, раскаянию, очищению от грехов и прочим добродетельным делам. А также весьма практичным действиям, направленным на всеобщее благоденствие - читаем.

11. Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз ее,
12. ибо это юбилей: священным да будет он для вас; с поля ешьте произведения ее.
13. В юбилейный год возвратитесь каждый во владение свое.
Здесь речь идет о возвращении из рабства и возвращение своей прежней недвижимости - земель и домов.

14. Если будешь продавать что ближнему твоему, или будешь покупать что у ближнего твоего, не обижайте друг друга;
15. по расчислению лет после юбилея ты должен покупать у ближнего твоего, и по расчислению лет дохода он должен продавать тебе;
16. если много остается лет, умножь цену; а если мало лет остается, уменьши цену, ибо известное число лет жатв он продает тебе.
Земля продавалась не навсегда, а до следующего юбилейного года. Поэтому цена земли складывалась из цен будущих урожаев кратно количеству лет, оставшихся до следующего юбилея.

17. Не обижайте один другого; бойся Бога твоего, ибо Я Господь (Иегова), Бог ваш.
18. Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле;
19. и будет земля давать плод свой, и будете есть досыта, и будете жить спокойно на ней.
20. Если скажете: что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших?
21. Я пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года;
22. и будете сеять в восьмой год, но есть будете произведения старые до девятого года; доколе не поспеют произведения его, будете есть старое.
23. Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня;
24. по всей земле владения вашего дозволяйте выкуп земли.
25. Если брат твой обеднеет и продаст от владения своего, то придет близкий его родственник и выкупит проданное братом его;
26. если же некому за него выкупить, но сам он будет иметь достаток и найдет, сколько нужно на выкуп,
27. то пусть он расчислит годы продажи своей и возвратит остальное тому, кому он продал, и вступит опять во владение свое;
28. если же не найдет рука его, сколько нужно возвратить ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет оно, и он опять вступит во владение свое.
29. Если кто продаст жилой дом в городе, огражденном стеною, то выкупить его можно до истечения года от продажи его: в течение года выкупить его можно;
30. если же не будет он выкуплен до истечения целого года, то дом, который в городе, имеющем стену, останется навсегда у купившего его в роды его, и в юбилей не отойдет от него.
31. А домы в селениях, вокруг которых нет стены, должно считать наравне с полем земли: выкупать их можно, и в юбилей они отходят.
32. А города левитов, домы в городах владения их, левитам всегда можно выкупать;
33. а кто из левитов не выкупит, то проданный дом в городе владения их в юбилей отойдет, потому что домы в городах левитских составляют их владение среди сынов Израилевых;
34. и полей вокруг городов их продавать нельзя, потому что это вечное владение их.
Видим что для левитов определен особый статус, возникает вопрос - почему?  Поскольку левиты были коленом священников и должны были исправно выполнять обязанности, связанные со служением, им обеспечивали особые условия, чтобы они не нуждались и не имели потребность зарабатывать себе на жизнь вместо служения. Именно они были соработниками Аарона и его сыновей в исполнении многочисленных ритуалов при скинии и не только.

35. Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою;
36. не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою;
37. серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли. (Другими словами в долг давать можно, но не под проценты)
38. Я Господь (Иегова), Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтобы дать вам землю Ханаанскую, чтоб быть вашим Богом.
39. Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской:
40. он должен быть у тебя как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя,
41. а тогда пусть отойдет он от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих,
42. потому что они — Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской: не должно продавать их, как продают рабов;
43. не господствуй над ним с жестокостью и бойся Бога твоего.
44. А чтобы раб твой и рабыня твоя были у тебя, то покупайте себе раба и рабыню у народов, которые вокруг вас;
45. также и из детей поселенцев, поселившихся у вас, можете покупать, и из племени их, которое у вас, которое у них родилось в земле вашей, и они могут быть вашей собственностью;
46. можете передавать их в наследство и сынам вашим по себе, как имение; вечно владейте ими, как рабами. А над братьями вашими, сынами Израилевыми, друг над другом, не господствуйте с жестокостью.
Поощряет ли в этом законе Иегова рабство?
Это очень важный момент, на котором строили свою политику многие рабовладельцы прошлого. Давайте разберемся.
На момент вывода израильтян из Египта рабство, как социальный устрой, присутствовал во всех уголках древнего мира и это было общепринятой нормой и практикой. Иегова, объявив израильтян своим народом, не меняет хода развития человеческой истории - для этого у Него назначен определенный момент, но об этом позже. А в данный момент Он только регламентирует и упорядочивает сложившийся уклад людей. Так же, как и в других сферах - питание, гигиена, законность вплоть до поклонения Богу.

47. Если пришлец или поселенец твой будет иметь достаток, а брат твой пред ним обеднеет и продастся пришельцу, поселившемуся у тебя, или кому-нибудь из племени пришельца,
48. то после продажи можно выкупить его; кто-нибудь из братьев его должен выкупить его,
49. или дядя его, или сын дяди его должен выкупить его, или кто-нибудь из родства его, из племени его, должен выкупить его; или если будет иметь достаток, сам выкупится.
50. И он должен рассчитаться с купившим его, начиная от того года, когда он продал себя, до года юбилейного, и серебро, за которое он продал себя, должно отдать ему по числу лет; как временный наемник он должен быть у него;
51. и если еще много остается лет, то по мере их он должен отдать в выкуп за себя серебро, за которое он куплен;
52. если же мало остается лет до юбилейного года, то он должен сосчитать и по мере лет отдать за себя выкуп.
53. Он должен быть у него, как наемник, во все годы; он не должен господствовать над ним с жестокостью в глазах твоих.
54. Если же он не выкупится таким образом, то в юбилейный год отойдет сам и дети его с ним,
55. потому что сыны Израилевы Мои рабы; они Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской. Я Господь (Иегова), Бог ваш.

Обратите внимание, Иегова называет израильтян своими рабами - вряд ли Он представлялся своему народу жестоким угнетателем. Скорее заботливым хозяином, который обеспечивал кровом и едой, а также заботой о всякой нужде. Поэтому говоря о рабстве, Иегова призывает свой народ не проявлять жестокость, напоминая им, что и они Его рабы.
(Книга Левит 25:1-55)

Комментариев нет:

Отправить комментарий