воскресенье, 23 октября 2016 г.

Изучение 78: Исход, глава 34 (Восстановление скрижалей с заповедями)

1. И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил;
2. и будь готов к утру, и взойди утром на гору Синай, и предстань предо Мною там на вершине горы;
3. но никто не должен восходить с тобою, и никто не должен показываться на всей горе; даже скот, мелкий и крупный, не должен пастись близ горы сей.
4. И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним, и, встав рано поутру, взошел на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные.
5. И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы.
6. И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь (Иегова), Господь (Иегова), Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,
7. сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода.

Иегова уважил просьбу Моисея и явился ему лично, насколько это было возможно. Здесь нет описания - как это выглядело и облик Бога нигде не описан.

8. Моисей тотчас пал на землю и поклонился Богу
9. и сказал: если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдет Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен; прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим.
10. И сказал Господь (Иегова): вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Господа; ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя;
11. сохрани то, что повелеваю тебе ныне: вот, Я изгоняю от лица твоего Аморреев, Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев, и Иевусеев;
12. смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас.
13. Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их.
14. ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа (Иеговы); потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель.
15. Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их;
16. и не бери из дочерей их жен сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих.

Стихи с 12 по 16 дают важную информацию для дальнейшего понимания Писания. Обратите внимание, что поклонение ложным богам сравнивается с блудодеянием, а себя Иегова олицетворяет с ревнивым супругом, как если бы народ был его брачным спутником. Запомним эти аналогии, мы ещё часто встретим их в дальнейшем. 

17. Не делай себе богов литых.
18. Праздник опресноков соблюдай: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в месяце Авиве вышел ты из Египта.
19. Все, разверзающее ложесна — Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец; (напомним, речь идет о первенцах)
20. первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи его; всех первенцев из сынов твоих выкупай; пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками.

Заметим, что поклонение Иегове и почитание Его, как и благодарность для народа Израиля являются величиной регламентированной и четко прописанной в этот данный период времени.

21. Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы. (т.е. в те горячие периоды, когда каждый день на вес золота, даже тогда находи время, чтобы посвятить его Господу)
22. И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года;

Отметим, что кроме праздников, связанных с поклонением или религиозных, упоминаются два праздника, связанных с урожаем, условно светских.

23. три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа (Иеговы) Бога Израилева,
24. ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа Бога твоего три раза в году.
25. Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра.
26. Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его.

Про козленка не совсем понятно - выглядит как этическое замечание о не сопоставимости таких действий, но при том, что жертвы приносились ежедневно в немалых количествах возникает мысль, что дело здесь не в этике. Может что-то не совместимое на биогенетическом уровне, о чем ни мы, ни тем более израильтяне не знали.

27. И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем.
28. И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие.
Моисей пробыл там с Господом сорок дней и сорок ночей; он ничего не ел и не пил. Он написал на плитках слова завета – десять заповедейd. (Новый русский перевод)
29. Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним.

30. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему.
31. И призвал их Моисей, и пришли к нему Аарон и все начальники общества, и разговаривал Моисей с ними.
32. После сего приблизились все сыны Израилевы, и он заповедал им все, что говорил ему Господь на горе Синае.
33. И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лице свое покрывало.
34. Когда же входил Моисей пред лице Господа, чтобы говорить с Ним, тогда снимал покрывало, доколе не выходил; а выйдя пересказывал сынам Израилевым все, что заповедано было.
35. И видели сыны Израилевы, что сияет лице Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лице свое, доколе не входил говорить с Ним.
(Книга Исход 34:1-35)

Комментариев нет:

Отправить комментарий