воскресенье, 31 июля 2016 г.

Изучение 73: Исход, глава 29 (Ритуал посвящения священников)

1. Вот что должен ты совершить над ними, чтобы посвятить их во священники Мне: возьми одного тельца из волов, и двух овнов без порока,
2. и хлебов пресных, и опресноков, смешанных с елеем, и лепешек пресных, помазанных елеем: из муки пшеничной сделай их,

Мы обратили внимание на изобилие и разнообразие продуктов, доступных израильтянам во время их скитания по пустыне. Хотя помним эпизод, где они голодали и получили от Иеговы манну и перепелов для пропитания. Очевидно не все участки их путешествия были так скудны и пустынны, чтобы питаться только манной. Смотрите, такой скот как буйволы и овцы требует обилия трав для выпаса - значит такие луга присутствовали на их маршруте. А также здесь упоминается пшеничная мука - значит где-то выращивались зерновые культуры. Вспомним при этом повеление от Бога отмечать как праздник начало и окончание сбора урожая. Елей - это оливковое масло, значит была возможность получать его, собирая урожай оливок. Судя по этому жизнеобеспечение израильтян было совсем не аскетичным.

3. и положи их в одну корзину, и принеси их в корзине, и вместе тельца и двух овнов.
4. Аарона же и сынов его приведи ко входу в скинию собрания и омой их водою.

Довольно часто мы будем встречать эпизоды, связанные с гигиеной, как составляющей образа жизни народа израильтян. И рекомендации по этому поводу исходит именно из уст Бога. 

5. И возьми одежды, и облеки Аарона в хитон и в верхнюю ризу, в ефод и в наперсник, и опояшь его по ефоду;
6. и возложи ему на голову кидар и укрепи диадиму святыни на кидаре;
7. и возьми елей помазания, и возлей ему на голову, и помажь его.
8. И приведи также сынов его и облеки их в хитоны;
9. и опояшь их поясом, Аарона и сынов его, и возложи на них повязки и будет им принадлежать священство по уставу на веки; и наполни руки Аарона и сынов его.
10. И приведи тельца пред скинию собрания, и возложат Аарон и сыны его руки свои на голову тельца,
11. и заколи тельца пред лицем Господним при входе в скинию собрания;
12. возьми крови тельца и возложи перстом твоим на роги жертвенника, а всю кровь вылей у основания жертвенника;

Вот и применение рогам жертвенника - их помазывают кровью жертвы. Кровь же имеет особое значение для Бога, какое - будем ещё разбираться.

13. возьми весь тук (жир), покрывающий внутренности, и сальник с печени, и обе почки и тук, который на них, и воскури на жертвеннике;
14. а мясо тельца и кожу его и нечистоты его сожги на огне вне стана: это — жертва за грех.
15. И возьми одного овна, и возложат Аарон и сыны его руки свои на голову овна;
16. и заколи овна, и возьми крови его, и покропи на жертвенник со всех сторон;
17. рассеки овна на части, вымой внутренности его и голени его, и положи их на рассеченные части его и на голову его;
18. и сожги всего овна на жертвеннике. Это всесожжение Господу, благоухание приятное, жертва Господу.

Давайте разберем фразу "благоухание приятное" - речь идет о запахе жаренного мяса и этот запах оценивается Богом как приятный. Интересно, Он тоже чувствует запахи или выражается категориями, понятными людям?

19. Возьми и другого овна, и возложат Аарон и сыны его руки свои на голову овна;
20. и заколи овна, и возьми крови его, и возложи на край правого уха Ааронова и на край правого уха сынов его, и на большой палец правой руки их, и на большой палец правой ноги их; и покропи кровью на жертвенник со всех сторон;

21. и возьми крови, которая на жертвеннике, и елея помазания, и покропи на Аарона и на одежды его, и на сынов его, и на одежды сынов его с ним, — и будут освящены, он и одежды его, и сыны его и одежды их с ним.
22. И возьми от овна тук и курдюк (жировое отложение в задней части барана), и тук, покрывающий внутренности, и сальник с печени, и обе почки и тук, который на них, правое плечо,
23. и один круглый хлеб, одну лепешку на елее и один опреснок из корзины, которая пред Господом,
24. и положи все на руки Аарону и на руки сынам его, и принеси это, потрясая пред лицем Господним;
25. и возьми это с рук их и сожги на жертвеннике со всесожжением, в благоухание пред Господом: это жертва Господу.
26. И возьми грудь от овна вручения, который для Аарона, и принеси ее, потрясая пред лицем Господним, — и это будет твоя доля;
27. и освяти грудь приношения, которая потрясаема была и плечо возношения, которое было возносимо, от овна вручения, который для Аарона и для сынов его, —
28. и будет это Аарону и сынам его в участок вечный от сынов Израилевых, ибо это — возношение; возношение должно быть от сынов Израилевых при мирных жертвах, возношение их Господу.
29. А священные одежды, которые для Аарона, перейдут после него к сынам его, чтобы в них помазывать их и вручать им священство;
30. семь дней должен облачаться в них священник из сынов его, заступающий его место, который будет входить в скинию собрания для служения во святилище.
31. Овна же вручения возьми и свари мясо его на месте святом;
32. и пусть съедят Аарон и сыны его мясо овна сего из корзины, у дверей скинии собрания,
33. ибо чрез это совершено очищение для вручения им священства и для посвящения их; посторонний не должен есть сего, ибо это святыня;
34. если останется от мяса вручения и от хлеба до утра, то сожги остаток на огне: не должно есть его, ибо это святыня.

Подведем итог по жертвам: телец приносился в жертву за грех, первый ягненок был жертвой всесожжения, второй - это жертва посвящения, из которого часть приносилась от лица колена священников. Хотя получали они этого ягненка от всего народа, но т.к. своего хозяйства у них не было, то это была их часть жертвы. А так же часть второго ягненка шла на пропитание священников. Как видим, обязанностей у них было немало и загружены они были так, что вести собственное хозяйство просто не успевали бы.

35. И поступи с Аароном и с сынами его во всем так, как Я повелел тебе; в семь дней наполняй руки их.
36. И тельца за грех приноси каждый день для очищения, и жертву за грех совершай на жертвеннике для очищения его, и помажь его для освящения его;
37. семь дней очищай жертвенник, и освяти его, и будет жертвенник святыня великая: все, прикасающееся к жертвеннику, освятится.
38. Вот что будешь ты приносить на жертвеннике: двух агнцев однолетних каждый день постоянно.

Можно только представить себе, какого размера были стада израильтян, если 730 баранов в год
приносились в жертвы.

39. одного агнца приноси поутру, а другого агнца приноси вечером,
40. и десятую часть ефы пшеничной муки, смешанной с четвертью гина битого елея, а для возлияния четверть гина вина, для одного агнца;

Значит и виноградники возделывались, если речь идет о приношении вина.

41. другого агнца приноси вечером: с мучным даром, подобным утреннему, и с таким же возлиянием приноси его в благоухание приятное, в жертву Господу.
42. Это — всесожжение постоянное в роды ваши пред дверями скинии собрания пред Господом, где буду открываться вам, чтобы говорить с тобою;

43. там буду открываться сынам Израилевым, и освятится место сие славою Моею.
44. И освящу скинию собрания и жертвенник; и Аарона и сынов его освящу, чтобы они священнодействовали Мне;

Какой сложный, многоступенчатый и подробный ритуал представляет собой посвящение Аарона с сыновьями в священники и освящение жертвенника. Для чего это было нужно и что означает?
На наш взгляд действие это было необходимо не для Бога, а именно для людей, для того, чтобы вызывать у них благоговение и доверие. Дело в том, что израильтяне, много поколений находившиеся в египетском плену, сформировали представление о поклонении божествам по египетским канонам. И убедительным для них должен был стать именно такой основательный и сложный ритуал. В таком случае формальны ли эти действия? Думаем, что нет - в них закладывался определенный символизм, разбирать, который мы будем по мере изучения.

45. и буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Богом,
46. и узнают, что Я Господь (Иегова), Бог их, Который вывел их из земли Египетской, чтобы Мне обитать среди них. Я Господь (Иегова), Бог их.

Наблюдаем заключительные "аккорды" соглашения между Богом Иеговой и израильтянами. О чем же это соглашение? О том, что Иегова будет осуществлять непосредственное, личное управление и руководство своим народом. Мы увидели подробный свод правил, определяющих мораль и поведение, конструкцию места для поклонения, детальное описание самого ритуала и даже одежд для священников! Израильтянам предстоит жить по новому укладу, имея Защитника, Покровителя и Управляющего в лице Бога. Обратите внимание, у израильтян не было царя! Руководство исходило от Бога и передавалось  через священников и пророков, а регулировалось судьями.
(Книга Исход 29:1-46)

Комментариев нет:

Отправить комментарий