пятница, 14 августа 2015 г.

Изучение 50: Исход, глава 1 (Умножение израильтян в Египте, истребление мальчиков)

Начинаем изучение второй книги Библии - Исход. Авторство этой книги, как и предыдущей, приписывают Моисею. Эта часть охватывает временной период около 500 лет - от переселения Израиля с домом в Египет до выхода израильтян из Египта, и ещё плюс пару лет.

1. Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом, вошли каждый с домом своим:
2. Рувим, Симеон, Левий и Иуда,
3. Иссахар, Завулон и Вениамин,
4. Дан и Неффалим, Гад и Асир.
5. Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят, а Иосиф был уже в Египте.
6. И умер Иосиф и все братья его и весь род их;

Как мы уже выяснили в прошлом изучении - эти семьдесят потомков Иакова посчитаны за все времена до момента его смерти в Египте.

7. а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та.
8. И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа,
9. и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас;
10. перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли нашей.
11. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов.

12. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых.

Здесь стоит вспомнить о Божьем благословении, обещанном ещё Аврааму, о том, что потомство его будет многочисленным, как морской песок. Как видим, против этого оказалось бессильно любое человеческое противодействие.

13. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам
14. и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.

Новое занятие появилось у израильтян - теперь они не только пастухи, но и ремесленники и строители.

15. Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа,
16. и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет.
17. Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых.

Мы уже обсуждали как то выражение "бояться Бога" означает не поступать против воли Бога, боятся огорчить Его. Откуда было известно что этот поступок будет неугоден Богу? Ведь у израильтян не было ещё четкого свода законов. Но возможно была устная традиция, сформированная после многочисленных случаев общения патриархов с Богом лично.

18. Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых?
19. Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают.
20. За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался.
21. И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их.

То есть, люди, стремящиеся жить в согласии с Богом - "боящиеся Бога" - получали его поощрение в виде разных благ, например, "устроения дома". Во всяком случае, так было в те далекие патриархальные времена: богоугодный поступок - вознаграждение.

22. Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у Евреев сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых.
(Книга Исход 1:1-22)

Комментариев нет:

Отправить комментарий