воскресенье, 12 апреля 2015 г.

Изучение 40: Бытие, глава 35 (Иаков снова получает поддержку Бога и имя Израиль)

1. Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего.


Мы обратили внимание на некоторое несоответствие - Бог дает указание поставить жертвенник Богу, говоря о себе в третьем лице. Возникает впечатление как будто речь идет о двух разных богах. Для разъяснения мы обратились к подстрочному переводу: http://biblezoom.ru/
И выяснили, что первое слово  Бог имеет значение:
Номер Стронга: 0430
אֱלהִים
Бог, бог, божество;


А второе слово означает:
Номер Стронга: 0410
אֵל
1. сила, мощь;
2. Бог, бог;



То есть, эта фраза может означать, что некий небожитель (божество или ангел) даёт рекомендации Иакову установить жертвенник в том месте где Бог проявил свою силу и мощь, помогая Иакову.
Если помните, мы уже сталкивались прежде с местами, где выражение "боги" означало не Творца и Всевышнего, а других небожителей, скорее всего ангелов, думаем так обстоит дело и в этом случае.

2. И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши;

Откуда у поклонников Бога предметы чужого культа? Очевидно после разграбления города Сихема, ведь, как правило, изваяния делались из драгоценных металлов.

3. встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною в пути, которым я ходил.
4. И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема.
5. И отправились они. И был ужас Божий на окрестных городах, и не преследовали сынов Иаковлевых.

С человеческой точки зрения нам показалась незаслуженой такая доброта и покровительство со стороны Бога после ужасной расправы над жителями Сихема. Мы задались вопросом - в чем тут заключается Божья справедливость?  И думаем вот в чем - Бог оказывает покровительство Иакову за его преданность и веру, потому, что во всех сложных жизненных ситуациях он неукоснительно следовал указаниям Бога и полностью ему доверял свою жизнь. Так же поступали Авраам и Исаак. А весь дом Иакова попадал под эту защиту.

6. И пришел Иаков в Луз, что в земле Ханаанской, то есть в Вефиль, сам и все люди, бывшие с ним,
7. и устроил там жертвенник, и назвал сие место: Эл-Вефиль, ибо тут явился ему Бог, когда он бежал от лица брата своего.
8. И умерла Девора, кормилица Ревеккина, и погребена ниже Вефиля под дубом, который и назвал Иаков дубом плача.
9. И явился Бог Иакову по возвращении его из Месопотамии, и благословил его,
10. и сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек ему имя: Израиль.

Вот снова эпизод, где к Иакову обращается Бог и здесь опять используется слово אֱלהִים

Бог, бог, божество;  Это дает нам повод думать, что Иакову  снова передает послание один из ангелов Всевышнего (божество), причем в характерной манере цитировать текст дословно. 

Как помните, подобное переименование уже имело место - когда Иаков боролся с ангелом. В библейской истории такое переименование происходило в момент перемены судьбы человека и перемена эта всегда связывалась со взаимоотношениями с Богом.


11. И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих;
12. землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию.
13. И восшел от него Бог с места, на котором говорил ему.

Иаков ещё раз получает заверение от Бога, что он наследник Авраамова благословения. Благодаря праведности Авраама, Исаака и Иакова, потомки, произошедшие от них, получили благословение от Бога не за свои поступки, а за праведность своих предков.

14. И поставил Иаков памятник на месте, на котором говорил ему Бог, памятник каменный, и возлил на него возлияние, и возлил на него елей;
15. и нарек Иаков имя месту, на котором Бог говорил ему: Вефиль.
16. И отправились из Вефиля. И когда еще оставалось некоторое расстояние земли до Ефрафы, Рахиль родила, и роды ее были трудны.
17. Когда же она страдала в родах, повивальная бабка сказала ей: не бойся, ибо и это тебе сын.
18. И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином.
19. И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем.
20. Иаков поставил над гробом ее памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня.


Имеется ввиду период написания этих строк Моисеем.

21. И отправился Израиль и раскинул шатер свой за башнею Гадер.
22. Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего. И услышал Израиль. Сынов же у Иакова было двенадцать.

К чему нам здесь сообщается об этом нелицеприятном эпизоде? Может это подчеркивает далекие от праведности нравы сыновей Иакова? В этом и заключается одна из характерных особенностей библейского изложения - реальность не приукрашивается автором из-за конъюнктуры или личных симпатий. Как увидим позже, Иаков не оставил без внимания этот поступок.

23. Сыновья Лии: первенец Иакова Рувим, по нем Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон.
24. Сыновья Рахили: Иосиф и Вениамин.
25. Сыновья Валлы, служанки Рахилиной: Дан и Неффалим.
26. Сыновья Зелфы, служанки Лииной: Гад и Асир. Сии сыновья Иакова, родившиеся ему в Месопотамии.
27. И пришел Иаков к Исааку, отцу своему, в Мамре, в Кириаф-Арбу, то есть Хеврон где странствовал Авраам и Исаак.
28. И было дней жизни Исааковой сто восемьдесят лет.
29. И испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему, будучи стар и насыщен жизнью; и погребли его Исав и Иаков, сыновья его.

И вот только теперь мы видим двух братьев Исава и Иакова вместе - на погребении отца. 
(Книга Бытие 35:1-29)

Комментариев нет:

Отправить комментарий