1. И сказал Господь Моисею, говоря:
2. повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех имеющих истечение, и всех осквернившихся от мертвого,
3. и мужчин и женщин вышлите, за стан вышлите их, чтобы не оскверняли они станов своих, среди которых Я живу.
4. И сделали так сыны Израилевы, и выслали их вон из стана; как говорил Господь Моисею, так и сделали сыны Израилевы.
5. И сказал Господь Моисею, говоря:
6. скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та,
7. то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили;
8. если же у него нет наследника, которому следовало бы возвратить за вину: то посвятить это Господу; пусть будет это священнику, сверх овна очищения, которым он очистит его;
9. и всякое возношение из всех святынь сынов Израилевых, которые они приносят к священнику, ему принадлежит,
10. и посвященное кем-либо ему принадлежит; все, что даст кто священнику, ему принадлежит.
11. И сказал Господь Моисею, говоря:
12. объяви сынам Израилевым и скажи им: если изменит кому жена, и нарушит верность к нему,
13. и переспит кто с ней и излиет семя, и это будет скрыто от глаз мужа ее, и она осквернится тайно, и не будет на нее свидетеля, и не будет уличена,
14. и найдет на него дух ревности, и будет ревновать жену свою, когда она осквернена, или найдет на него дух ревности, и он будет ревновать жену свою, когда она не осквернена, —
15. пусть приведет муж жену свою к священнику и принесет за нее в жертву десятую часть ефы ячменной муки, но не возливает на нее елея и не кладет ливана, потому что это приношение ревнования, приношение воспоминания, напоминающее о беззаконии;
16. а священник пусть приведет и поставит ее пред лице Господне,
19. И заклянет ее священник и скажет жене: если никто не переспал с тобою, и ты не осквернилась и не изменила мужу своему, то невредима будешь от сей горькой воды, наводящей проклятие;
20. но если ты изменила мужу твоему и осквернилась, и если кто переспал с тобою кроме мужа твоего, —
23. И напишет священник заклинания сии на свитке, и смоет их в горькую воду;
24. и даст жене выпить горькую воду, наводящую проклятие, и войдет в нее вода, наводящая проклятие, ко вреду ее.
25. И возьмет священник из рук жены хлебное приношение ревнования, и вознесет сие приношение пред Господом, и отнесет его к жертвеннику;
26. и возьмет священник горстью из хлебного приношения часть в память, и сожжет на жертвеннике, и потом даст жене выпить воды;
27. и когда напоит ее водою, тогда, если она нечиста и сделала преступление против мужа своего, горькая вода, наводящая проклятие, войдет в нее, ко вреду ее, и опухнет чрево ее и опадет лоно ее, и будет эта жена проклятою в народе своем;
28. если же жена не осквернилась и была чиста, то останется невредимою и будет оплодотворяема семенем.
Из этого следует, что этот обряд приводил к бесплодию. Но прямо не указано, что эти физиологические изменения приведут к смерти самой женщины. Скорее возмездием были позор среди народа и болезнь.
29. Вот закон о ревновании, когда жена изменит мужу своему и осквернится,
30. или когда на мужа найдет дух ревности, и он будет ревновать жену свою, тогда пусть он поставит жену пред лицем Господа, и сделает с нею священник все по сему закону, —
31. и будет муж чист от греха, а жена понесет на себе грех свой.
(Книга Числа 5:1-31)
2. повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех имеющих истечение, и всех осквернившихся от мертвого,
3. и мужчин и женщин вышлите, за стан вышлите их, чтобы не оскверняли они станов своих, среди которых Я живу.
Эти требования нам уже знакомы - они коротко повторяют законы, данные в книге Левит.
4. И сделали так сыны Израилевы, и выслали их вон из стана; как говорил Господь Моисею, так и сделали сыны Израилевы.
5. И сказал Господь Моисею, говоря:
6. скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та,
7. то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили;
8. если же у него нет наследника, которому следовало бы возвратить за вину: то посвятить это Господу; пусть будет это священнику, сверх овна очищения, которым он очистит его;
Нам думается, что здесь речь идет о чистосердечном признании - не тогда, когда есть свидетели и виновный уличен, а когда человек сам по велению совести признается в своем проступке и искупает его. И этот принцип искупления греха (но только некоторых) выкупом тоже уже описывался подробно раньше.
9. и всякое возношение из всех святынь сынов Израилевых, которые они приносят к священнику, ему принадлежит,
10. и посвященное кем-либо ему принадлежит; все, что даст кто священнику, ему принадлежит.
До этого писалось о части из жертв и имущества, которыми распоряжались священники - часть жертв должна была употребляться ими в пищу, а имущество шло на потребности скинии. Здесь же не видим такого уточнения - очевидно перечисленные жертвы использовались по усмотрению священника.
11. И сказал Господь Моисею, говоря:
12. объяви сынам Израилевым и скажи им: если изменит кому жена, и нарушит верность к нему,
13. и переспит кто с ней и излиет семя, и это будет скрыто от глаз мужа ее, и она осквернится тайно, и не будет на нее свидетеля, и не будет уличена,
А если бы была уличена, то закон требовал предать обоих прелюбодеев смерти - Левит 20:10
14. и найдет на него дух ревности, и будет ревновать жену свою, когда она осквернена, или найдет на него дух ревности, и он будет ревновать жену свою, когда она не осквернена, —
15. пусть приведет муж жену свою к священнику и принесет за нее в жертву десятую часть ефы ячменной муки, но не возливает на нее елея и не кладет ливана, потому что это приношение ревнования, приношение воспоминания, напоминающее о беззаконии;
16. а священник пусть приведет и поставит ее пред лице Господне,
17. и возьмет священник святой воды (чистая вода из проточного водоема) в глиняный сосуд, и возьмет священник земли с полу скинии и положит в воду;
18. и поставит священник жену пред лице Господне, и обнажит голову жены (распустит волосы), и даст ей в руки приношение воспоминания, — это приношение ревнования, в руке же у священника будет горькая вода, наводящая проклятие.19. И заклянет ее священник и скажет жене: если никто не переспал с тобою, и ты не осквернилась и не изменила мужу своему, то невредима будешь от сей горькой воды, наводящей проклятие;
20. но если ты изменила мужу твоему и осквернилась, и если кто переспал с тобою кроме мужа твоего, —
21. тогда священник пусть заклянет жену клятвою проклятия и скажет священник жене: да предаст тебя Господь проклятию и клятве в народе твоем, и да соделает Господь лоно твое опавшим и живот твой опухшим (бедра усохнут, а живот опухнет - в других переводах);
22. и да пройдет вода сия, наводящая проклятие, во внутренность твою, чтобы опух живот твой и опало лоно твое. И скажет жена: аминь, аминь.23. И напишет священник заклинания сии на свитке, и смоет их в горькую воду;
24. и даст жене выпить горькую воду, наводящую проклятие, и войдет в нее вода, наводящая проклятие, ко вреду ее.
25. И возьмет священник из рук жены хлебное приношение ревнования, и вознесет сие приношение пред Господом, и отнесет его к жертвеннику;
26. и возьмет священник горстью из хлебного приношения часть в память, и сожжет на жертвеннике, и потом даст жене выпить воды;
27. и когда напоит ее водою, тогда, если она нечиста и сделала преступление против мужа своего, горькая вода, наводящая проклятие, войдет в нее, ко вреду ее, и опухнет чрево ее и опадет лоно ее, и будет эта жена проклятою в народе своем;
28. если же жена не осквернилась и была чиста, то останется невредимою и будет оплодотворяема семенем.
Из этого следует, что этот обряд приводил к бесплодию. Но прямо не указано, что эти физиологические изменения приведут к смерти самой женщины. Скорее возмездием были позор среди народа и болезнь.
29. Вот закон о ревновании, когда жена изменит мужу своему и осквернится,
30. или когда на мужа найдет дух ревности, и он будет ревновать жену свою, тогда пусть он поставит жену пред лицем Господа, и сделает с нею священник все по сему закону, —
31. и будет муж чист от греха, а жена понесет на себе грех свой.
Что ещё можно сказать об этом законе? Видим, что закон о ревности не симметричный - если подобные опасения были у женщины, то способа проверить супруга и вывести его на чистую воду у нее не было. Хотя за уличение в прелюбодеянии предавались смерти оба участника.
По поводу самого обряда у нас следующие мысли: мораль древнего общества была полна разврата и в этом не усматривалось большой проблемы. К тому же пребывание израильтян в Египте не могло не сказаться на их морали. И вдруг закон Иеговы гласит, что прелюбодеяние заслуживает наказание смертью! Логично, что израильтянам пришлось менять привычки и взгляды - и из-за страха, и из-за желания жить в согласии с Богом. Но оставалась лазейка для греха - ведь если грех оставался тайным, то и наказания не следовало. Возможно поэтому вводится такой закон-проверка. Чтобы у народа было понимание, что даже сделанное втайне будет раскрыто и наказано.
(Книга Числа 5:1-31)
Комментариев нет:
Отправить комментарий