воскресенье, 10 сентября 2017 г.

Изучение 105, книга Левит - обзор и выводы

Книга Левит является сюжетным продолжением книги Исход. Как помним позади у израильтян остались глобальные судьбоносные события:  выход из египетского плена, преследование фараона и других неприятелей, первые тяготы кочевой жизни во время перехода по пустыне. И главное событие - заключение соглашения с Иеговой, в котором Он поклялся быть их Богом, а они - Его народом.

И вот наступил момент, описанный в книге Левит, когда Иегова начинает строить уклад жизни своего народа по своим принципам. Он дает им новый свод законов и правил, но вписывает их в понятный для израильтян образ жизни и развития. В новых законах не содержится новаторских знаний по науке, технике или медицине. Не меняет Иегова и общественный устрой израильского общества. Новые принципы и правила вводятся в понятных народу на тот момент категориях.


Первый блок законов касается регламента отношений Бога с Его народом и относится к правилам поклонения. Тут нужно ещё раз отметить, что израильтяне, прожив более 400лет в Египте, имели уже устойчивые стереотипы каким должно быть поклонение божеству. Это были традиции громоздких и изнурительных обрядов. Поэтому поклонение Иегове должно было вызывать доверие и уважение у Его народа. Именно этим мы можем объяснить такой регламент жертв и ритуалов, который был предписан израильтянам. Можем заметить идентичные элементы поклонения, которые присутствуют в любом поклонении божествам того времени - это  жертвенник, ритуал жертвоприношения и место поклонения (храм).
Но при этом присутствуют принципиальные отличия - недопустимость создания идолов и недопустимость человеческих жертв. А также жесткий свод правил того что,  когда и как можно и нужно приносить в жертву.

Первые три главы книги Левит дают израильтянам разъяснение по трем основным видам жертв. Что же означали эти жертвы? Всесожжение - для очищения от грехов. Хлебное приношение и Мирная жертва - на наш взгляд были актом благодарности Богу.
Обращает на себя внимание тот факт, что от людей с разным уровнем благосостояния требовались разные по стоимости жертвы: от состоятельных граждан - крупный скот, а от бедных - мелкий, вплоть до птиц.
Но несмотря на подробнейших регламент и множество детальных инструкций, в новом законе речь идет всего о шести видах жертв:  всесожжение, хлебное приношение, мирная жертва, жертва за грех, жертва повинности и жертва посвящения. А все описания можно классифицировать по разделам: 
- кто может/должен принести жертву,
- по какому поводу должна приноситься жертва;
- что можно/нужно приносить в жертву;
- как должна приноситься конкретная жертва;
- действия  и поведение священника по принесению каждого вида жертв

Формируется кодекс священника - правила того кто и как может проводить служение Богу. Вспомним, что священниками могли быть только определенные Иеговой люди.  Для служения предназначалась специальная ритуальная одежда, одевать которую требовалось только после предварительного омовения. Служение требовалось проводить только в трезвом виде. Священникам предназначалась определенная священная пища из жертв. Для священников вводились некоторые ограничения, например, не прикасаться к умершим.

В книге Левит описывается первое служение по новым правилам: жертва за грех (за весь народ), всесожжение, жертва мирная и хлебное приношение.

Говоря о жертвах за грех, вводится подробная расшифровка понятия "грех" - что же именно является грехом в глазах Бога. И на основе этого вводится свод моральных правил.
Видим, что в глазах Бога грехом было убийство или телесный ущерб ближнему, богохульство, поклонение другим богам, ложь, воровство,  блудодеяние и гомосексуализм, магия и ворожба. И прописаны также менее тяжелые проступки такие как нарушение клятвы, оскорбление в адрес родителей, лжесвидетельство, вражда, месть, вплоть до несвоевременного расчета с наемным работником.
В законе о наказании за грех заложен принцип равнозначной меры - жизнь за жизнь, глаз за глаз, зуб за зуб и т.д.

Во многих законах и правилах просматривается забота Бога о здоровье своего народа. Вспомним закон о чистых и нечистых животных, где, на наш взгляд, причина такого требования была основана на бактериологических  особенностях того региона. По той же причине возникло требование не прикасаться к мертвечине, больным и нечистым (например, к женщинам во время кровотечений). Можем наблюдать элементы карантина, которые прописаны, например, в законе о проказе.  А также меры гигиены в требованиях омыться, помыть посуду и выстирать одежду после контакта с нечистым или больным.

Отдельным блоком прописаны законы о взаимоотношении полов в том числе с родственниками и недопустимость однополых отношений.

Особым образом говориться о значении крови в глазах Бога и о запрете употреблять ее в пищу.

Во взаимоотношениях с израильтянами Иегова вводит обязательные ежегодные религиозные праздники:
1. Пасха + опресноки (первый месяц, примерно апрель)
2. День седьмиц (или Пятидсятница, примерно середина июня), а отсчет начинался от Первого снопа (50 дней со следующего дня после окончания Опресноков).
3. Кущи - (15 день, седьмой месяц, примерно октябрь)
Но кроме этого существовало требование о соблюдении суббот и ежегодном очищении народа.

Интересным новаторством в законе стало понятие Юбилейного года, когда прежним хозяевам возвращалось  все недвижимое имущество - земля и дома, а раб-израильтянин получал освобождение.
А также гуманный подход проявлен в законе о выкупе из посвящения, дающем возможность компенсировать за себя (или свое имущество) определенную стоимость и получить свободу.

Вся книга Левит изобилует часто повторяющейся фразой, в синодальном переводе она звучит как "Я Господь, Бог ваш" и понимается как "Я ваш господин и Бог".  Иногда она дополнена словами "... выведший вас из Египта, чтоб вы не были там рабами, и сокрушил узы ярма вашего, и повел вас с поднятою головою".
Мы обратили внимание на то, что в оригинале вместо титула "Господь" стоит имя личное "Иегова". И это в корне меняет значение этой фразы. А то, что она так часто повторяется  в Библии говорит о ее несомненной важности, поэтому мы ещё раз хотели бы подчеркнуть ее настоящий смысл. На наш взгляд он следующий: 
"Ибо я Иегова, Бог ваш, тот, который вывел вас из египетского рабства" - другими словами:
"потому, что я, Иегова, я тот Бог, который вывел вас из египетского рабства, а не какое-то другое божество, и теперь я буду вашим Богом".  В таком значении эта фраза должна была сообщить израильтянам о том, что их богом теперь является Бог Иегова, а не кто-то из прежде знакомых им "богов" Египта.

И, наконец, подводя итоги своду новых законов, Иегова сообщает какой результат будет для его народа в случае соблюдение или не соблюдение Божьих заповедей - глава 26 о благословении и проклятии для израильтян. Это очень знаковая информация для нас потому, что на протяжении истории мы видели и продолжаем видеть ее исполнение на судьбе еврейского народа. Точное исполнение Божьих пророчеств дает уверенность в непреложности Божьих обещаний. И это важно помнить современному человеку, читающему в Библии пророчества о судьбе всего человечества, а значит о нас с вами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий