1. И сказал Господь Моисею, говоря:
2. объяви сынам Израилевым и скажи им: если кто дает обет посвятить душу Господу по оценке твоей,
3. то оценка твоя мужчине от двадцати лет до шестидесяти должна быть пятьдесят сиклей серебряных, по сиклю священному;
4. если же это женщина, то оценка твоя должна быть тридцать сиклей;
5. от пяти лет до двадцати оценка твоя мужчине должна быть двадцать сиклей, а женщине десять сиклей;
6. а от месяца до пяти лет оценка твоя мужчине должна быть пять сиклей серебра, а женщине оценка твоя три сикля серебра;
7. от шестидесяти лет и выше мужчине оценка твоя должна быть пятнадцать сиклей серебра, а женщине десять сиклей.
8. Если же он беден и не в силах отдать по оценке твоей, то пусть представят его священнику, и священник пусть оценит его: соразмерно с состоянием давшего обет пусть оценит его священник.
9. Если же то будет скот, который приносят в жертву Господу, то все, что дано Господу, должно быть свято:
10. не должно выменивать его и заменять хорошее худым, или худое хорошим; если же станет кто заменять скотину скотиною, то и она и замен ее будет святынею.
11. Если же то будет какая-нибудь скотина нечистая, которую не приносят в жертву Господу, то должно представить скотину священнику,
12. и священник оценит ее, хороша ли она, или худа, и как оценит священник, так и должно быть;
13. если же кто хочет выкупить ее, то пусть прибавит пятую долю к оценке твоей.
15. если же посвятивший захочет выкупить дом свой, то пусть прибавит пятую часть серебра оценки твоей, и тогда будет его. (по аналогии с предыдущим примером)
16. Если поле из своего владения посвятит кто Господу, то оценка твоя должна быть по мере посева: за посев хомера ячменя пятьдесят сиклей серебра;
17. если от юбилейного года посвящает кто поле свое, — должно состояться по оценке твоей;
18. если же после юбилея посвящает кто поле свое, то священник должен рассчитать серебро по мере лет, оставшихся до юбилейного года, и должно убавить из оценки твоей;
19. если же захочет выкупить поле посвятивший его, то пусть он прибавит пятую часть серебра оценки твоей, и оно останется за ним;
20. если же он не выкупит поля, и будет продано поле другому человеку, то уже нельзя выкупить:
21. поле то, когда оно в юбилей отойдет, будет святынею Господу, как бы поле заклятое; священнику достанется оно во владение.
22. А если кто посвятит Господу поле купленное, которое не из полей его владения,
23. то священник должен рассчитать ему количество оценки до юбилейного года, и должен он отдать по расчету в тот же день, как святыню Господню;
24. поле же в юбилейный год перейдет опять к тому, у кого куплено, кому принадлежит владение той земли.
25. Всякая оценка твоя должна быть по сиклю священному, двадцать гер должно быть в сикле.
26. Только первенцев из скота, которые по первенству принадлежат Господу, не должен никто посвящать: вол ли то, или мелкий скот, — Господни они.
27. Если же скот нечистый, то должно выкупить по оценке твоей и приложить к тому пятую часть; если не выкупят, то должно продать по оценке твоей.
28. Только все заклятое, что под заклятием отдает человек Господу из своей собственности, — человека ли, скотину ли, поле ли своего владения, — не продается и не выкупается: все заклятое есть великая святыня Господня;
29. все заклятое, что заклято от людей, не выкупается: оно должно быть предано смерти.
30. И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня;
31. если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к цене ее пятую долю.
32. И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу;
Итак, израильтянам надлежало 10-ю часть из урожая и скота посвящать Богу, с возможностью выкупа.
33. не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не должно заменять его; если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет святынею и не может быть выкуплено. (становится херем в значении посвященное Богу)
2. объяви сынам Израилевым и скажи им: если кто дает обет посвятить душу Господу по оценке твоей,
3. то оценка твоя мужчине от двадцати лет до шестидесяти должна быть пятьдесят сиклей серебряных, по сиклю священному;
4. если же это женщина, то оценка твоя должна быть тридцать сиклей;
5. от пяти лет до двадцати оценка твоя мужчине должна быть двадцать сиклей, а женщине десять сиклей;
6. а от месяца до пяти лет оценка твоя мужчине должна быть пять сиклей серебра, а женщине оценка твоя три сикля серебра;
7. от шестидесяти лет и выше мужчине оценка твоя должна быть пятнадцать сиклей серебра, а женщине десять сиклей.
8. Если же он беден и не в силах отдать по оценке твоей, то пусть представят его священнику, и священник пусть оценит его: соразмерно с состоянием давшего обет пусть оценит его священник.
Эти первые восемь стихов вызвали у нас горячие споры - на первый взгляд выходит так, что человек, посвятивший себя Господу должен ещё и доплатить священнику за это по определенному тарифу. Но это показалось нам странным и противоречащим здравому смыслу.
Поэтому, поразмыслив и изучив другие переводы, мы пришли к выводу, что речь идет о возможности выкупа от посвящения. Скажем, человек посвятивший себя Иегове (для нужд служения) обет свой может выполнить собственно служением, а мог выполнить свой обед "по оценке", по тарифу, названному Моисеем, внеся за себя (или своего раба, ребенка) выкуп.
В этом тоже проявляется гуманное отношение Бога к человеку с его потребностями - допустим, в момент обета человек искренне готов был предоставить свои силы для служения, но со временем обстоятельства изменились (возможно заболел кто-то из близких и нуждается в помощи). Вот для таких случаев и давалось право выкупа от обета, чтобы человек смог решить свои проблемы и жить дальше с чистой совестью.
10. не должно выменивать его и заменять хорошее худым, или худое хорошим; если же станет кто заменять скотину скотиною, то и она и замен ее будет святынею.
11. Если же то будет какая-нибудь скотина нечистая, которую не приносят в жертву Господу, то должно представить скотину священнику,
12. и священник оценит ее, хороша ли она, или худа, и как оценит священник, так и должно быть;
13. если же кто хочет выкупить ее, то пусть прибавит пятую долю к оценке твоей.
Для ясности рассмотрим этот случай на примере: допустим человек посвящает для нужд служения осла - для жертв он не подходит, но его можно использовать для нужд служения как тягловое животное. В момент передачи животного священник его оценивает. И если этот человек вдруг снова захочет вернуть своего осла, то должен будет заплатить за него указанную стоимость, прибавив к ней пятую часть.
14. Если кто посвящает дом свой в святыню Господу, то священник должен оценить его, хорош ли он, или худ, и как оценит его священник, так и состоится;15. если же посвятивший захочет выкупить дом свой, то пусть прибавит пятую часть серебра оценки твоей, и тогда будет его. (по аналогии с предыдущим примером)
16. Если поле из своего владения посвятит кто Господу, то оценка твоя должна быть по мере посева: за посев хомера ячменя пятьдесят сиклей серебра;
17. если от юбилейного года посвящает кто поле свое, — должно состояться по оценке твоей;
18. если же после юбилея посвящает кто поле свое, то священник должен рассчитать серебро по мере лет, оставшихся до юбилейного года, и должно убавить из оценки твоей;
19. если же захочет выкупить поле посвятивший его, то пусть он прибавит пятую часть серебра оценки твоей, и оно останется за ним;
20. если же он не выкупит поля, и будет продано поле другому человеку, то уже нельзя выкупить:
21. поле то, когда оно в юбилей отойдет, будет святынею Господу, как бы поле заклятое; священнику достанется оно во владение.
22. А если кто посвятит Господу поле купленное, которое не из полей его владения,
23. то священник должен рассчитать ему количество оценки до юбилейного года, и должен он отдать по расчету в тот же день, как святыню Господню;
24. поле же в юбилейный год перейдет опять к тому, у кого куплено, кому принадлежит владение той земли.
25. Всякая оценка твоя должна быть по сиклю священному, двадцать гер должно быть в сикле.
26. Только первенцев из скота, которые по первенству принадлежат Господу, не должен никто посвящать: вол ли то, или мелкий скот, — Господни они.
27. Если же скот нечистый, то должно выкупить по оценке твоей и приложить к тому пятую часть; если не выкупят, то должно продать по оценке твоей.
28. Только все заклятое, что под заклятием отдает человек Господу из своей собственности, — человека ли, скотину ли, поле ли своего владения, — не продается и не выкупается: все заклятое есть великая святыня Господня;
29. все заклятое, что заклято от людей, не выкупается: оно должно быть предано смерти.
Эти два стиха 28 и 29 стали для нас самым сложным местом этого изучения. Дело в том, что в большинстве переводов 29 стих звучит как:
29. Человека, который был посвящен по обету, выкупить нельзя; его нужно предать смерти.
Это показалось нам странным т.к. мы знаем, что Иегова человеческих жертв не требовал и не принимал.
В таких случаях мы всегда обращаемся к первоисточнику и используем подстрочник: http://biblezoom.ru/ , вот из каких слов состоит этот стих:
1. Херем (посвященное или проклятое)
2. Который
3. Херем (посвященное или проклятое)
4. Каждый
5. Не, нет
6. Люди
7. От
8. Умирать, убивать
9. Выкупать
10. Умирать, убивать
Вот, что нам удалось выяснить.
Во первых нужно внести уточнение, что у посвящения Богу было две разновидности "по обету" и "по клятве" (заклятое). И в стихах 28 и 29 речь идет именно о посвященном через клятву - такой вид посвящения не предусматривает возможности выкупа.
А само слово "заклятый"-херем (посвященный через клятву) имеет два смысла - посвященный Богу (поступает в распоряжение священника) и проклятый (Богом или его народом) на уничтожение. И вот в 28 стихе речь идет о посвященном Богу - посвященных людях, животных или имуществе. А в 29 стихе речь идет именно о проклятом на уничтожение. Вот как мы для себя собрали 29 стих по словам подстрочника:
"Каждое посвящение, которое проклято на смерть от людей, не выкупается, а убивается"
Очевидно люди, которые имеются ввиду в 29 стихе, подлежали смерти по каким-то веским для этого причинам. И такое проклятие не могло быть заменено выкупом.
31. если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к цене ее пятую долю.
32. И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу;
Итак, израильтянам надлежало 10-ю часть из урожая и скота посвящать Богу, с возможностью выкупа.
33. не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не должно заменять его; если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет святынею и не может быть выкуплено. (становится херем в значении посвященное Богу)
34. Вот заповеди, которые заповедал Господь Моисею для сынов Израилевых на горе Синае.
(Книга Левит 27:1-34)
Комментариев нет:
Отправить комментарий