1. Когда те три мужа перестали отвечать Иову, потому что он был прав в глазах своих,
2. тогда воспылал гнев Елиуя, сына Варахиилова, Вузитянина из племени Рамова: воспылал гнев его на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога, (Иов пытался доказать, что прав он, а не Бог)
2. тогда воспылал гнев Елиуя, сына Варахиилова, Вузитянина из племени Рамова: воспылал гнев его на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога, (Иов пытался доказать, что прав он, а не Бог)
3. а на трех друзей его воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова.
4. Елиуй ждал, пока Иов говорил, потому что они летами были старше его.
5. Когда же Елиуй увидел, что нет ответа в устах тех трех мужей, тогда воспылал гнев его.
6. И отвечал Елиуй, сын Варахиилов, Вузитянин, и сказал: я молод летами, а вы — старцы; поэтому я робел и боялся объявлять вам мое мнение.
4. Елиуй ждал, пока Иов говорил, потому что они летами были старше его.
5. Когда же Елиуй увидел, что нет ответа в устах тех трех мужей, тогда воспылал гнев его.
6. И отвечал Елиуй, сын Варахиилов, Вузитянин, и сказал: я молод летами, а вы — старцы; поэтому я робел и боялся объявлять вам мое мнение.
7. Я говорил сам себе: «пусть говорят дни и многолетие поучает мудрости».
8. Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение.
9. Не многолетние только мудры, и не старики разумеют правду.
10. Поэтому я говорю: выслушайте меня, объявлю вам мое мнение и я.
11. Вот, я ожидал слов ваших, — вслушивался в суждения ваши, доколе вы придумывали, что сказать.
12. Я пристально смотрел на вас, и вот, никто из вас не обличает Иова и не отвечает на слова его.
13. Не скажите: «мы нашли мудрость: Бог опровергнет его, а не человек».
14. Если бы он обращал слова свои ко мне, то я не вашими речами отвечал бы ему.
15. Испугались, не отвечают более; перестали говорить.
16. И как я ждал, а они не говорят, остановились и не отвечают более,
17. то и я отвечу с моей стороны, объявлю мое мнение и я,
18. ибо я полон речами, и дух во мне теснит меня.
19. Вот, утроба моя, как вино неоткрытое: она готова прорваться, подобно новым мехам.
20. Поговорю, и будет легче мне; открою уста мои и отвечу.
21. На лицо человека смотреть не буду и никакому человеку льстить не стану,
22. потому что я не умею льстить: сейчас убей меня, Творец мой. (если бы льстил, мой Творец быстро бы покончил бы со мной)
Итак видим, что после изнурительных дебатов, когда силы сторон истощились возникает еще одни участник, который заявляет, что у него есть правильное мнение о случившемся с Иовом.
(Иов 32:1-22)1. Итак, слушай, Иов, речи мои и внимай всем словам моим.
2. Вот, я открываю уста мои, язык мой говорит в гортани моей.
3. Слова мои от искренности моего сердца, и уста мои произнесут знание чистое.
4. Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь.
5. Если можешь, отвечай мне и стань передо мною.
6. Вот я, по желанию твоему, вместо Бога. Я образован также из брения; (тебя не должно смущать, что я выше тебя, я такой же как ты)
7. поэтому страх передо мною не может смутить тебя, и рука моя не будет тяжела для тебя.
8. Ты говорил в уши мои, и я слышал звук слов:
9. «Чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды;
10. а Он нашел обвинение против меня и считает меня Своим противником;
11. поставил ноги мои в колоду, наблюдает за всеми путями моими».
12. Вот в этом ты не прав, отвечаю тебе, потому что Бог выше человека.
Елиуй говорит Иову, что он не прав в том, что требует от Бога отчета.
13. Для чего тебе состязаться с Ним? Он не дает отчета ни в каких делах Своих.
14. Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз:
15. во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе.
16. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление,
17. чтобы отвести человека от какого‐либо предприятия и удалить от него гордость,
18. чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом.
19. Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих, —
20. и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи.
21. Плоть на нем пропадает, так что ее не видно, и показываются кости его, которых не было видно.
22. И душа его приближается к могиле, и жизнь его — к смерти.
Елиуй описывает методы общения Бога и человека - либо человеку дается наставление во сне, либо на человека обрушивается болезнь, как метод наставления. Все это делается для того, чтобы скорректировать поступки человека и увести его от погибели. И такое может произойти даже несколько раз!
23. Если есть у него Ангел‐наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой путь его,
Иногда Иегова отправляет к человеку своих посланников - ангелов. Они тоже становятся Божьим инструментом спасения, если Бог считает человека достойным этого. Вспомним случай с Лотом.
24. Бог умилосердится над ним и скажет: «освободи его от могилы; Я нашел умилостивление».
25. Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей.
26. Будет молиться Богу, и Он — милостив к нему; с радостью взирает на лицо его и возвращает человеку праведность его.
27. Он будет смотреть на людей и говорить: «грешил я и превращал правду, и не воздано мне; (я согрешил, поступил неправильно, но не получил по заслугам)
28. Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет».
29. Вот, все это делает Бог два‐три раза с человеком,
30. чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых.
31. Внимай, Иов, слушай меня, молчи, и я буду говорить.
32. Если имеешь, что сказать, отвечай; говори, потому что я желал бы твоего оправдания;
33. если же нет, то слушай меня: молчи, и я научу тебя мудрости.
Другими словами Елиуй хочет донести до Иова, что испытания могут быть даны человеку Богом с целью его коррекции.
(Иов 33:1-33)
1. И продолжал Елиуй и сказал:
2. выслушайте, мудрые, речь мою, и приклоните ко мне ухо, рассудительные!
3. Ибо ухо разбирает слова, как гортань различает вкус в пище.
4. Установим между собою рассуждение и распознаем, что хорошо.
5. Вот, Иов сказал: «я прав, но Бог лишил меня суда.
6. Должен ли я лгать на правду мою? Моя рана неисцелима без вины».
7. Есть ли такой человек, как Иов, который пьет глумление, как воду,
8. вступает в сообщество с делающими беззаконие и ходит с людьми нечестивыми?
9. Потому что он сказал: «нет пользы для человека в благоугождении Богу».
Елиуй считает, что Иов скоро примкнет к нечестивым, раз заявляет, что нет смысла угождать Богу.
10. Итак, послушайте меня, мужи мудрые! Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие,
11. ибо Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему.
12. Истинно, Бог не делает неправды и Вседержитель не извращает суда.
13. Кто, кроме Его, промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною?
14. Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее (земли) и дыхание ее, —
15. вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах.
16. Итак, если ты имеешь разум, то слушай это и внимай словам моим.
17. Ненавидящий правду может ли владычествовать? И можешь ли ты обвинить Всеправедного?
18. Можно ли сказать царю: «ты — нечестивец», и князьям: «вы — беззаконники»?
19. Но Он не смотрит и на лица князей и не предпочитает богатого бедному, потому что все они — дело рук Его.
20. Внезапно они умирают; среди ночи народ возмутится, и они исчезают; и сильных изгоняют не силою.
21. Ибо очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его.
22. Нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие.
23. Потому Он уже не требует от человека, чтобы шел на суд с Богом.
24. Он сокрушает сильных без исследования и поставляет других на их места;
25. потому что Он делает известными дела их и низлагает их ночью, и они истребляются.
26. Он поражает их, как беззаконных людей, пред глазами других,
27. за то, что они отвратились от Него и не уразумели всех путей Его,
28. так что дошел до Него вопль бедных, и Он услышал стенание угнетенных.
29. Дарует ли Он тишину, кто может возмутить? скрывает ли Он лицо Свое, кто может увидеть Его? Будет ли это для народа, или для одного человека,
30. чтобы не царствовал лицемер к соблазну народа.
И вот снова видим ту же мысль, что была и у других обвинителей Иова - раз ты претерпеваешь, значит есть за что, Богу виднее.
31. К Богу должно говорить: «я потерпел, больше не буду грешить.
32. А чего я не знаю, Ты научи меня; и если я сделал беззаконие, больше не буду».
Главный совет Елиуя заключается в том, чтобы Иов раскаялся даже не понимая своей вины т.к., опять таки, Богу виднее.
33. По твоему ли рассуждению Он должен воздавать? И как ты отвергаешь, то тебе следует избирать, а не мне; говори, что знаешь.
34. Люди разумные скажут мне, и муж мудрый, слушающий меня:
35. «Иов не умно говорит, и слова его не со смыслом».
36. Я желал бы, чтобы Иов вполне был испытан, по ответам его, свойственным людям нечестивым.
37. Иначе он ко греху своему прибавит отступление, будет рукоплескать между нами и еще больше наговорит против Бога.
Елиуй говорит о том, что своими речами Иов может еще добавить отступничество от Бога.
(Иов 34:1-37)
1. И продолжал Елиуй и сказал:
2. считаешь ли ты справедливым, что сказал: «я правее Бога»?
3. Ты сказал: «что пользы мне? и какую прибыль я имел бы пред тем, как если бы я и грешил?»
4. Я отвечу тебе и твоим друзьям с тобою:
5. взгляни на небо и смотри; воззри на облака, они выше тебя.
6. Если ты грешишь, что делаешь ты Ему? и если преступления твои умножаются, что причиняешь ты Ему?
7. Если ты праведен, что даешь Ему? или что получает Он от руки твоей?
8. Нечестие твое относится к человеку, как ты, и праведность твоя к сыну человеческому.
Елиуй говорит, что праведен человек или преступен - это никак не влияет на Бога.
9. От множества притеснителей стонут притесняемые, и от руки сильных вопиют.
10. Но никто не говорит: «где Бог, Творец мой, Который дает песни в ночи,
11. Который научает нас более, нежели скотов земных, и вразумляет нас более, нежели птиц небесных?»
12. Там они вопиют, и Он не отвечает им, по причине гордости злых людей.
13. Но неправда, что Бог не слышит и Вседержитель не взирает на это.
То, что Бог не отвечает, это не значит, что Он не слышит.
14. Хотя ты сказал, что ты не видишь Его, но суд пред Ним, и — жди его.
15. Но ныне, потому что гнев Его не посетил его и он не познал его во всей строгости,
16. Иов и открыл легкомысленно уста свои и безрассудно расточает слова.
Логика Елиуя в том, чтобы Иов, даже не понимая по какой причине его постигла беда, раскаивался, просил Бога о милосердии и ждал суда. А не задавал вопросы, призывая Бога к ответу, увеличивая тем самым свою вину.
(Иов 35:1-16)
1. И продолжал Елиуй и сказал:
2. подожди меня немного, и я покажу тебе, что я имею еще что сказать за Бога.
3. Начну мои рассуждения издалека и воздам Создателю моему справедливость,
4. потому что слова мои точно не ложь: пред тобою — совершенный в познаниях.
5. Вот, Бог могуществен и не презирает сильного крепостью сердца;
6. Он не поддерживает нечестивых и воздает должное угнетенным;
7. Он не отвращает очей Своих от праведников, но с царями навсегда посаждает их на престоле, и они возвышаются.
8. Если же они окованы цепями и содержатся в узах бедствия,
9. то Он указывает им на дела их и на беззакония их, потому что умножились,
10. и открывает их ухо для вразумления и говорит им, чтоб они отстали от нечестия.
11. Если послушают и будут служить Ему, то проведут дни свои в благополучии и лета свои в радости;
12. если же не послушают, то погибнут от стрелы и умрут в неразумии.
13. Но лицемеры питают в сердце гнев и не взывают к Нему, когда Он заключает их в узы;
14. поэтому душа их умирает в молодости и жизнь их с блудниками.
15. Он спасает бедного от беды его и в угнетении открывает ухо его.
16. И тебя вывел бы Он из тесноты на простор, где нет стеснения, и поставляемое на стол твой было бы наполнено туком;
17. но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение — близки.
Елиуй убеждает Иова покориться и ждать развязки от Бога своей ситуации, а не пытаться судить о Его справедливости.
18. Да не поразит тебя гнев Божий наказанием! Большой выкуп не спасет тебя.
19. Даст ли Он какую цену твоему богатству? Нет, — ни золоту и никакому сокровищу.
20. Не желай той ночи, когда народы истребляются на своем месте.
21. Берегись, не склоняйся к нечестию, которое ты предпочел страданию.
22. Бог высок могуществом Своим, и кто такой, как Он, наставник?
23. Кто укажет Ему путь Его; кто может сказать: «Ты поступаешь несправедливо»?
24. Помни о том, чтобы превозносить дела Его, которые люди видят.
25. Все люди могут видеть их; человек может усматривать их издали.
26. Вот, Бог велик, и мы не можем познать Его; число лет Его неисследимо.
27. Он собирает капли воды; они во множестве изливаются дождем:
28. из облаков каплют и изливаются обильно на людей.
29. Кто может также постигнуть протяжение облаков, треск шатра Его?
30. Вот, Он распространяет над ним свет Свой и покрывает дно моря.
31. Оттуда Он судит народы, дает пищу в изобилии.
32. Он сокрывает в дланях Своих молнию и повелевает ей, кого разить.
33. Треск ее дает знать о ней; скот также чувствует происходящее.
(Иов 36:1-33)
1. И от сего трепещет сердце мое и подвиглось с места своего.
2. Слушайте, слушайте голос Его и гром, исходящий из уст Его.
3. Под всем небом раскат его, и блистание его — до краев земли.
4. За ним гремит глас; гремит Он гласом величества Своего и не останавливает его, когда голос Его услышан.
5. Дивно гремит Бог гласом Своим, делает дела великие, для нас непостижимые.
6. Ибо снегу Он говорит: «будь на земле»; равно мелкий дождь и большой дождь в Его власти.
7. Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его.
(Бог прекращает все дела людей, чтобы все смогли узнать Его дела)
8. Тогда зверь уходит в убежище и остается в своих логовищах.
9. От юга приходит буря, от севера — стужа.
10. От дуновения Божия происходит лед, и поверхность воды сжимается.
11. Также влагою Он наполняет тучи, и облака сыплют свет Его,
12. и они направляются по намерениям Его, чтоб исполнить то, что Он повелит им на лице обитаемой земли.
13. Он повелевает им идти или для наказания, или в благоволение, или для помилования.
14. Внимай сему, Иов; стой и разумевай чудные дела Божии.
15. Знаешь ли, как Бог располагает ими и повелевает свету блистать из облака Своего?
16. Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело Совершеннейшего в знании?
17. Как нагревается твоя одежда, когда Он успокаивает землю от юга?
18. Ты ли с Ним распростер небеса, твердые, как литое зеркало?
19. Научи нас, что сказать Ему? Мы в этой тьме ничего не можем сообразить.
20. Будет ли возвещено Ему, что я говорю? Сказал ли кто, что сказанное доносится Ему?
21. Теперь не видно яркого света в облаках, но пронесется ветер и расчистит их.
22. Светлая погода приходит от севера, и окрест Бога страшное великолепие.
23. Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает.
24. Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!
Вывод к которому призывает Елиуй - нам не постичь Бога, поэтому смиримся и надеемся на Его милосердие.
(Иов 37:1-24)
Комментариев нет:
Отправить комментарий