воскресенье, 26 ноября 2023 г.

Изучение 314, книга Иова, главы 20-25 (Обличения и оправдания)

1. И отвечал Софар Наамитянин и сказал:
2. размышления мои побуждают меня отвечать, и я поспешаю выразить их.
3. Упрек, позорный для меня, выслушал я, и дух разумения моего ответит за меня.
4. Разве не знаешь ты, что от века, - с того времени, как поставлен человек на земле, -
5. веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна?
6. Хотя бы возросло до небес величие его, и голова его касалась облаков, -
7. как помет его, на веки пропадает он; видевшие его скажут: где он?
8. Как сон, улетит, и не найдут его; и, как ночное видение, исчезнет.
9. Глаз, видевший его, больше не увидит его, и уже не усмотрит его место его.
10. Сыновья его будут заискивать у нищих, и руки его возвратят похищенное им.
11. Кости его наполнены грехами юности его, и с ним лягут они в прах.
12. Если сладко во рту его зло, и он таит его под языком своим,
13. бережет и не бросает его, а держит его в устах своих,
14. то эта пища его в утробе его превратится в желчь аспидов внутри его (в яд змеи - оборот подразумевающий, что зло станет ядом для него самого).
15. Имение, которое он глотал, изблюет: Бог исторгнет его из чрева его.
16. Змеиный яд он сосет; умертвит его язык ехидны (гадюки).
17. Не видать ему ручьев, рек, текущих медом и молоком!
"Молоко и мед" - это частый оборот, обозначающий изобилие.

18. Нажитое трудом возвратит, не проглотит; по мере имения его будет и расплата его, а он не порадуется.
19. Ибо он угнетал, отсылал бедных; захватывал домы, которых не строил;
20. не знал сытости во чреве своем и в жадности своей не щадил ничего.
21. Ничего не спаслось от обжорства его, зато не устоит счастье его.
22. В полноте изобилия будет тесно ему; всякая рука обиженного поднимется на него.
23. Когда будет чем наполнить утробу его, Он пошлет на него ярость гнева Своего и одождит на него болезни в плоти его.
24. Убежит ли он от оружия железного, - пронзит его лук медный;
25. станет вынимать стрелу, - и она выйдет из тела, выйдет, сверкая сквозь желчь его; ужасы смерти найдут на него!
26. Все мрачное сокрыто внутри его; будет пожирать его огонь, никем не раздуваемый; зло постигнет и оставшееся в шатре его.
27. Небо откроет беззаконие его, и земля восстанет против него.
28. Исчезнет стяжание дома его; все расплывется в день гнева Его.
29. Вот удел человеку беззаконному от Бога и наследие, определенное ему Вседержителем!
Интересный факт, который позволил нам еще раз убедиться в своём предположении: события книги Иова случились  еще в до Авраамово время. Мы обратили внимание на то, что ни Иов, ни его друзья ни разу не упоминают имени Бога - Иегова. Вероятно события, описанные здесь, произошли до того, как Иегова назвал через Моисея людям своё имя (Исход, 3:15)




1. И отвечал Иов и сказал:
2. выслушайте внимательно речь мою, и это будет мне утешением от вас.
3. Потерпите меня, и я буду говорить; а после того, как поговорю, насмехайся.
4. Разве к человеку речь моя? как же мне и не малодушествовать?
5. Посмотрите на меня и ужаснитесь, и положите перст на уста.
6. Лишь только я вспомню, - содрогаюсь, и трепет объемлет тело мое.
7. Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки?
8. Дети их с ними перед лицем их, и внуки их перед глазами их.
9. Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них.
10. Вол их оплодотворяет и не извергает, корова их зачинает и не выкидывает.
11. Как стадо, выпускают они малюток своих, и дети их прыгают.
12. Восклицают под голос тимпана и цитры и веселятся при звуках свирели;
13. проводят дни свои в счастьи и мгновенно нисходят в преисподнюю (быстро и безболезненно умирают).
14. А между тем они говорят Богу: отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих!
15. Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?
16. Видишь, счастье их не от их рук. - Совет нечестивых будь далек от меня!
17. Часто ли угасает светильник у беззаконных, и находит на них беда, и Он дает им в удел страдания во гневе Своем?
18. Они должны быть, как соломинка пред ветром и как плева, уносимая вихрем.
19. Скажешь: Бог бережет для детей его несчастье его. - Пусть воздаст Он ему самому, чтобы он это знал.
Иов говорит здесь, что не всегда беззаконник получает возмездие за свои дела. Даже если подумать, что на детей беззаконника обрушится возмездие, это будет неправильно - беззаконник сам должен пожинать плоды своих поступков.

20. Пусть его глаза увидят несчастье его, и пусть он сам пьет от гнева Вседержителева.
21. Ибо какая ему забота до дома своего после него, когда число месяцев его кончится?
Ещё раз отметим, что состояние человека после смерти описано как безучастное ко всем событиям для живых.

22. Но Бога ли учить мудрости, когда Он судит и горних (высших)?
23. Один умирает в самой полноте сил своих, совершенно спокойный и мирный;
24. внутренности его полны жира, и кости его напоены мозгом.
25. А другой умирает с душею огорченною, не вкусив добра.
26. И они вместе будут лежать во прахе, и червь покроет их.
27. Знаю я ваши мысли и ухищрения, какие вы против меня сплетаете.
28. Вы скажете: где дом князя, и где шатер, в котором жили беззаконные?
29. Разве вы не спрашивали у путешественников и незнакомы с их наблюдениями,
30. что в день погибели пощажен бывает злодей, в день гнева отводится в сторону?
31. Кто представит ему пред лице путь его, и кто воздаст ему за то, что он делал?
32. Его провожают ко гробам и на его могиле ставят стражу.
33. Сладки для него глыбы долины, и за ним идет толпа людей, а идущим перед ним нет числа.
34. Как же вы хотите утешать меня пустым? В ваших ответах остается одна ложь.
Иов упрекает друзей за извращение фактов - беззаконники далеко не всегда получают возмездие за свои поступки. Другими словами он им говорит, что тот, кто благоденствует - не всегда праведник, а тот кто страдает - не  всегда беззаконник.

1. И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал:
2. разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому.
3. Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности?
Тут Елифаз оказался неправ - вспомним диалог Иеговы и сатаны. Иегова с радостью и гордостью говорил об Иове, радуясь его праведности.

4. Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание, пойдет судиться с тобою?
5. Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца.
6. Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду.
7. Утомленному жаждою не подавал воды напиться и голодному отказывал в хлебе;
8. а человеку сильному ты давал землю, и сановитый селился на ней.
9. Вдов ты отсылал ни с чем и сирот оставлял с пустыми руками.
10. За то вокруг тебя петли, и возмутил тебя неожиданный ужас,
11. или тьма, в которой ты ничего не видишь, и множество вод покрыло тебя.
12. Не превыше ли небес Бог? посмотри вверх на звезды, как они высоко!
13. И ты говоришь: что знает Бог? может ли Он судить сквозь мрак?
14. Облака - завеса Его, так что Он не видит, а ходит только по небесному кругу.
15. Неужели ты держишься пути древних, по которому шли люди беззаконные,
16. которые преждевременно были истреблены, когда вода разлилась под основание их?
Видим упоминание о потопе.

17. Они говорили Богу: отойди от нас! и что сделает им Вседержитель?
18. А Он наполнял домы их добром. Но совет нечестивых будь далек от меня!
19. Видели праведники и радовались, и непорочный смеялся им:
20. враг наш истреблен, а оставшееся после них пожрал огонь.
21. Сблизься же с Ним - и будешь спокоен; чрез это придет к тебе добро.
22. Прими из уст Его закон и положи слова Его в сердце твое.
23. Если ты обратишься к Вседержителю, то вновь устроишься, удалишь беззаконие от шатра твоего
24. и будешь вменять в прах блестящий металл, и в камни потоков - золото Офирское.
25. И будет Вседержитель твоим золотом и блестящим серебром у тебя,
26. ибо тогда будешь радоваться о Вседержителе и поднимешь к Богу лице твое.
27. Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои.
28. Положишь намерение, и оно состоится у тебя, и над путями твоими будет сиять свет.
29. Когда кто уничижен будет, ты скажешь: возвышение! и Он спасет поникшего лицем,
30. избавит и небезвинного, и он спасется чистотою рук твоих.
Интересная мысль возникла по поводу этого стиха - получается, что если праведник заступается за виновного, то Бог прислушается к его просьбе.
Но в целом Елифаз снова убеждает Иова пересмотреть свою позицию и признать свою неправоту. Покаяться и смириться перед Богом, чтобы получить прощение и милость.

1. И отвечал Иов и сказал:
2. еще и ныне горька речь моя: страдания мои тяжелее стонов моих.
3. О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его!
4. Я изложил бы пред Ним дело мое и уста мои наполнил бы оправданиями;
5. узнал бы слова, какими Он ответит мне, и понял бы, что Он скажет мне.
6. Неужели Он в полном могуществе стал бы состязаться со мною? О, нет! Пусть Он только обратил бы внимание на меня.
Иов справедливо подозревает, что причина его бед не в том, что он настолько сильно обидел Бога.

7. Тогда праведник мог бы состязаться с Ним, - и я навсегда получил бы свободу от Судии моего.
8. Но вот, я иду вперед - и нет Его, назад - и не нахожу Его;
9. делает ли Он что на левой стороне, я не вижу; скрывается ли на правой, не усматриваю.
10. Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, - выйду, как золото.
(Как бы не испытывал меня Бог я выйду чист как переплавленное золото)

11. Нога моя твердо держится стези Его; пути Его я хранил и не уклонялся.
12. От заповеди уст Его не отступал; глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила.
13. Но Он тверд; и кто отклонит Его? Он делает, чего хочет душа Его.
14. Так, Он выполнит положенное мне, и подобного этому много у Него.
15. Поэтому я трепещу пред лицем Его; размышляю - и страшусь Его.
16. Бог расслабил сердце мое, и Вседержитель устрашил меня.
17. Зачем я не уничтожен прежде этой тьмы, и Он не сокрыл мрака от лица моего!

1. Почему не сокрыты от Вседержителя времена, и знающие Его не видят дней Его?
2. Межи передвигают, угоняют стада и пасут у себя.
3. У сирот уводят осла, у вдовы берут в залог вола;
4. бедных сталкивают с дороги, все уничиженные земли принуждены скрываться.
5. Вот они, как дикие ослы в пустыне, выходят на дело свое, вставая рано на добычу; степь дает хлеб для них и для детей их;
6. жнут они на поле не своем и собирают виноград у нечестивца;
7. нагие ночуют без покрова и без одеяния на стуже;
8. мокнут от горных дождей и, не имея убежища, жмутся к скале;
9. отторгают от сосцов сироту и с нищего берут залог;
10. заставляют ходить нагими, без одеяния, и голодных кормят колосьями;
11. между стенами выжимают масло оливковое, топчут в точилах и жаждут.
12. В городе люди стонут, и душа убиваемых вопит, и Бог не воспрещает того.
Иов констатирует, что несправедливость в мире существует и не наказывается Богом сразу.

13. Есть из них враги света, не знают путей его и не ходят по стезям его.
14. С рассветом встает убийца, умерщвляет бедного и нищего, а ночью бывает вором.
15. И око прелюбодея ждет сумерков, говоря: ничей глаз не увидит меня, - и закрывает лице.
16. В темноте подкапываются под домы, которые днем они заметили для себя; не знают света.
17. Ибо для них утро - смертная тень, так как они знакомы с ужасами смертной тени.
18. Легок такой на поверхности воды, проклята часть его на земле, и не смотрит он на дорогу садов виноградных.
19. Засуха и жара поглощают снежную воду: так преисподняя (могила) - грешников.
20. Пусть забудет его утроба матери; пусть лакомится им червь; пусть не остается о нем память; как дерево, пусть сломится беззаконник,
21. который угнетает бездетную, не рождавшую, и вдове не делает добра.
22. Он и сильных увлекает своею силою; он встает и никто не уверен за жизнь свою.
23. А Он дает ему все для безопасности, и он на то опирается, и очи Его видят пути их.
24. Поднялись высоко, - и вот, нет их; падают и умирают, как и все, и, как верхушки колосьев, срезываются.
25. Если это не так, - кто обличит меня во лжи и в ничто обратит речь мою?

1. И отвечал Вилдад Савхеянин и сказал:
2. держава (власть) и страх у Него; Он творит мир на высотах Своих!
3. Есть ли счет воинствам Его? и над кем не восходит свет Его?
4. И как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною?
5. Вот даже луна, и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его.
6. Тем менее человек, который есть червь, и сын человеческий, который есть моль.
Вилдад говорит о том, что нет непорочных людей и все грешны перед Богом. Подразумевая, что каждому, в том числе и Иову, всегда найдется в чем раскаяться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий