1. Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа.
Видим уже второй раз как в пределах Божьих происходит собрание духовных личностей, называемых "сынами Божьими" вместе с Иеговой и сатаной. Можем отметить, что такие встречи носили не единоразовый характер. И заметим, что сатана свободно на них присутствовал, будучи противником Бога.
2. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.
3. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно.
4. И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него;
Другими словами сатана заявлял, что страх потерять свою жизнь заставит человека отвернуться от Бога.
5. но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, — благословит ли он Тебя?
6. И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу (в смысле жизнь) его сбереги.
6. И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу (в смысле жизнь) его сбереги.
7. И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.
8. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел.
9. И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри.
10. Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими.
9. И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри.
10. Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими.
Как видим, расчеты сатаны оказались напрасными - Иов не проклял Бога, даже в муках и болезни.
11. И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его.
12. И, подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу.
13. И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико.
(Иов 2:1-13)
1. После того открыл Иов уста свои и проклял день свой (день в который он родился).
2. И начал Иов и сказал:
3. погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: «зачался человек»!
4. День тот да будет тьмою; да не взыщет его Бог свыше, и да не воссияет над ним свет!
5. Да омрачит его тьма и тень смертная, да обложит его туча, да страшатся его, как палящего зноя!
6. Ночь та, — да обладает ею мрак, да не сочтется она в днях года, да не войдет в число месяцев!
7. О! ночь та — да будет она безлюдна (бесплодна); да не войдет в нее веселье!
8. Да проклянут ее проклинающие день, способные разбудить левиафана!
(Пусть проклянут ее такие мощные силы, которым под силу разбудить даже огромное морское чудовище)
9. Да померкнут звезды рассвета ее: пусть ждет она света, и он не приходит, и да не увидит она ресниц денницы (лучи зари)
10. за то, что не затворила дверей чрева (утробу) матери моей и не сокрыла горести от очей моих!
11. Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева?
12. Зачем приняли меня колени? зачем было мне сосать сосцы?
Весь предыдущий эпизод Иов проклинает сутки, в которые он родился и сожалеет о своём появлении на свет.
13. Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно
14. с царями и советниками земли, которые застраивали для себя пустыни,
15. или с князьями, у которых было золото, и которые наполняли домы свои серебром;
16. или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие света.
17. Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах.
18. Там узники вместе наслаждаются покоем и не слышат криков приставника.
19. Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего.
Очень важный эпизод, описывающий состояние умершего. Констатируем, что вкладывал в это понятие Иов - равенство между всеми умершими и покой, как отсутствие действия.
20. На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душою,
21. которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад,
22. обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб?
23. На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком?
24. Вздохи мои предупреждают хлеб мой (вздохи стали моей пищей), и стоны мои льются, как вода,
25. ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне.
26. Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастье.
Иов жаждет смерти как блага.
(Иов 3:1-26)
1. И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал:
2. если попытаемся мы сказать к тебе слово, — не тяжело ли будет тебе? Впрочем, кто может возбранить слову (но как тут промолчать)!
3. Вот, ты наставлял многих и опустившиеся руки поддерживал,
4. падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колени ты укреплял.
5. А теперь дошло до тебя (горе), и ты изнемог; коснулось тебя, и ты упал духом.
6. Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою, и непорочность путей твоих — упованием твоим?
(Не должна ли тебя поддержать твоя богобоязненность, которой ты укреплял других)
7. Вспомни же, погибал ли кто невинный и где праведные бывали искореняемы?
8. Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его;
(На праведников беды не обрушиваются)
9. от дуновения Божия погибают и от духа гнева Его исчезают.
10. Рев льва и голос рыкающего умолкает, и зубы скимнов (молодых львов) сокрушаются;
11. могучий лев погибает без добычи, и дети львицы рассеиваются.
12. И вот, ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое приняло нечто от него.
13. Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей,
14. объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои.
15. И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне.
16. Он стал, — но я не распознал вида его, — только облик был пред глазами моими; тихое веяние, — и я слышу голос:
17. человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего?
Елифаз говорит о ночном видении, в котором некий дух задал ему вопросы о том, может ли человек быть праведнее своего Творца.
18. Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки:
Еще одно упоминание об Ангелах.
19. тем более — в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли.
Обратим внимание, Елифаз говорит о человеческом теле как о вместилище для человека, разделяя личность и тело.
20. Между утром и вечером они распадаются; не увидишь, как они вовсе исчезнут.
21. Не погибают ли с ними и достоинства их? Они умирают, не достигнув мудрости.
То есть Творец и в Ангелах находит недостатки, тем более в бренных людях. Поэтому человек не может быть непорочным перед Богом. Другими словами Елифаз подводит к тому, что вероятно есть за Иовом грех, за который пришло Божье возмездие.
(Иов 4:1-21)
1. Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых обратишься ты?
Если ты считаешь, что это несправедливо, то обратись к высшим силам, которые тебя рассудят. Другими словами Елифаз предлагает Иову решить свой вопрос с Богом и выяснить, за что на него обрушились эти несчастья. И что это не просто так.
2. Так, глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность.
3. Видел я, как глупец укореняется, и тотчас проклял дом его.
4. Дети его далеки от счастья, их будут бить у ворот, и не будет заступника.
5. Жатву его съест голодный и из‐за терна возьмет ее, и жаждущие поглотят имущество его.
6. Так, не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда;
Беда не происходит с человеком просто так - есть причина. Глупец тот, который самостоятельно пытается преодолеть свои несчастья, без поиска причины.
7. но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх.
8. Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу,
9. Который творит дела великие и неисследимые, чудные без числа,
10. дает дождь на лицо земли и посылает воды на лицо полей;
11. униженных поставляет на высоту, и сетующие возносятся во спасение.
12. Он разрушает замыслы коварных, и руки их не довершают предприятия.
13. Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным:
14. днем они встречают тьму и в полдень ходят ощупью, как ночью.
15. Он спасает бедного от меча, от уст их и от руки сильного.
16. И есть несчастному надежда, и неправда затворяет уста свои.
17. Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай,
18. ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют.
19. В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло.
20. Во время голода избавит тебя от смерти, и на войне — от руки меча.
21. От бича языка укроешь себя и не убоишься опустошения, когда оно придет.
22. Опустошению и голоду посмеешься и зверей земли не убоишься,
23. ибо с камнями полевыми у тебя союз, и звери полевые в мире с тобою.
24. И узнаешь, что шатер твой в безопасности, и будешь смотреть за домом твоим, и не согрешишь.
25. И увидишь, что семя твое многочисленно, и отрасли твои, как трава на земле.
26. Войдешь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время.
27. Вот, что мы дознали; так оно и есть: выслушай это и заметь для себя.
Другими словами Елифас предлагает Иову обратиться к Богу, чтобы разобраться со своим бедственным положением и получить от Бога подкрепление.
(Иов 5:1-27)
Комментариев нет:
Отправить комментарий