воскресенье, 8 августа 2021 г.

Изучение 250, Четвертая книга Царств, краткий обзор и выводы

Четвертая и заключительная книга Царств - это финал истории о жизни божьего народа в обетованной земле и изгнании из неё.

Подытоживая все периоды жизни израильтян в обетованной земле, можно сказать, что это длинный, протяженностью около 700 лет путь отступничества от Бога. В большей или меньшей мере оно проявлялось постоянно за редким исключением. Но наиболее всеобъемлющий размах приобрело в период, описанный в Четвертой книге Царств.

Вот, наиболее знаковые события, которыми запомнилась эта книга.

Начинается она с эпизода, когда царь Израиля Охозия (сын Ахава и Иезавели) обращается с вопросом о своём здоровье к Вельзевулу, аккаронскому божеству и это ставится ему в вину. Иегова упрекает  царя в том, что он ведет себя так, как будто израильтяне не имеют своего Бога. Через пророка Илию Охозии передается приговор о скорой смерти.

Четвертая книга знакомит нас с жизнью и деятельностью двух выдающихся пророков Иеговы  - Илии и Елисея. Мы имеем возможность читать описание захватывающего дух вознесения пророка Илии к Иегове без познания смерти. Такое происходит не впервые. Прежде Библия уже упоминала о другом верном служителе Иеговы, который таким же образом был забран Богом - им был Енох. После ухода Илии таким невероятным образом, его верный ученик Елисей получает духовную силу своего учителя вдвойне. Новые возможности он щедро использует, чтобы совершать чудеса. Его послужной список начинается с того, что он разделяет воды Иордана и очищает питьевую воду города Иерихона, чтобы сделать её пригодной и полезной.

Елисей продолжает творить знаменательные дела, например, невероятным образом наполняет сосуды вдовы маслом, чтобы она смогла рассчитаться с долгами. Затем, как и Илия, воскрешает сына женщины, которая давала ему кров и прибежище. Потом нейтрализует яд  в похлебке, когда ею отравились пророки. Насыщает 20ю хлебцами сто человек. Елисей исцеляет сирийского военачальника Неемана от проказы, после чего Нееман полностью обращается к Иегове. Помогает одному из пророков поднять со дна реки арендованный топор сверхъестественным образом. А также много чего другого впечатляющего и невероятного.

Тем временем два царства, на которые разделился божий народ - Израиль и Иуда плетут параллельно каждый свою историю. Если Иуда ещё отчасти держится Бога, то Израиль полностью предается нравам и обычаям тех народов, земли которых он занял. За отступничество Иегова наказывает их, насылая войны и бедствия. Но и спасает, демонстрируя своё участие и помощь. Вот, некоторые эпизоды, которые запомнились наиболее ярко:

Израиль страдает из-за осады сириян, в городе царит настолько жестокий голод, что матери едят своих детей!  Но Иегова спасает израильтян всего за один день.  Он делает так, что сирийским войскам, которые держали осаду города, послышались топот копыт и ржание, как от большого войска, и они в страхе разбежались. А жители города смогли воспользоваться их провизией и имуществом.

Иегова предаёт поражению и уничтожению Моав от рук трех царей - Израиля, Иуды и Едома. Хотя они тоже были отступниками, но их руками Иегова истребляет народ, который занимался жертвоприношением детей.

Иегова исполняет приговор над домом Ахава и Иезавели, уничтожая всех их потомков. Это та царская пара, правившая в Самарии, которые не просто насаждали поклонение другим богам, а и уничтожали Божьих пророков. Для этого Елисей помазывает военачальника Ииуя  царем над Израилем,  который становится орудием исполнения Божьих приговоров.

Иегова поддерживает потомков царя Давида, как и обещал ему. Из наследников иудейского царя Охозии чудом спасается всего один - семилетний мальчик Иоас. Он впервые за много поколений царей иудейских начал делать угодное в глазах Иеговы. 

Читаем упоминание о том, что между Израилем и Иудой происходит братоубийственная война. Но её, зачинщик Амасия, сын Иоаса Иудейского терпит поражение. Скорей всего потому, что это было неугодным в глазах Иеговы, который поддерживал всех потомков Авраама.

Во многом Четвертая книга царств - это хронология заговоров и борьбы за власть. Видим, что если Иуда ещё как-то держался Божьих норм, то Израиль полностью находился в отступничестве.

Наступает момент, когда даже иудейский царь Ахаз  "проводит своих детей через огонь" - другими словами приносит детей в жертву через сжигание. Кроме того, он устраивает в доме Иеговы жертвенник по типу ассирийских для служения чужим богам.

Итак, можем констатировать, что и Иуда, и Израиль полностью сравнялись с теми народами, которых истребил Иегова за их мерзости, и чьи земли стали обетованной землей для Божьего народа. Почему же такой виной  считалось поклонение другим богам? Дело в том, что за поклонением иным богам скрывалось поклонение божьим противникам - воинству небесному. Кто же это такие? Это Сатана и его последователи демоны, которые поддерживали любое поклонение, отводящее людей от Иеговы.

И, после многих веков Божьего терпения и назидания наступает развязка, предсказанная еще в Левите. За отступничество и многочисленные прегрешения Божий народ изгоняется в плен. Сначала изгнанию подвергается Израиль, а затем и Иуда.  



Хотя, справедливости ради, нужно вспомнить двух праведных царей Иуды, которые восстановили поклонение Иегове - это Езекия и Иосия. Про Езекию сказано, что он уничтожил медного змея - ещё того, которым Моисей защищал иудеев при выходе из Египта в пустыне от укусов ядовитых змей. Оказывается иудеи все эти долгие годы поклонялись этому змею, как истукану. А любое материальное обожествление богопротивно в глазах Иеговы. Этот важный момент помогает лучше понять взаимосвязь Бога с человеком. В противовес этому рассказывается, как Езекия вопрошал Иегову и практически моментально получал ответы на свои вопросы через пророков - вот как работает общение Бога и человека! Поучительный пример для нас. Может в настоящее время мы не имеем рядом Божьих пророков, но можем быть точно уверены, что Иегова слышит и не оставляет без ответа мольбы верных своих служителей.

Вместо выселенных израильтян земли занимают ассирийцы. И даже их царь понимает, что для благополучного проживания на этой земле нужно установить правильные отношения с Её Богом. Поэтому он находит и возвращает в Самарию одного из священников Иеговы

27. И повелел царь Ассирийский, и сказал: отправьте туда одного из священников, которых вы выселили оттуда; пусть пойдет и живет там, и он научит их закону Бога той земли.
28. И пришел один из священников, которых выселили из Самарии, и жил в Вефиле, и учил их, как чтить Господа (Иегову).
41. Народы сии чтили Господа (Иегову), но и истуканам своим служили. Да и дети их и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их.
Эта фраза очень поучительна для тех, кому безусловным авторитетом служат традиции. "Дети детей" поступали так же, как и их предки, которые поступали против Бога. Поэтому нужно руководствоваться Библией, а не традициями, чтобы разобраться что правильно в глазах Бога, а что нет.
В конце-концов, несмотря на преданность Езекии и Иосии, мера терпения Иеговы переполняется. Последним виновником, переполнившим её стал царь Иуды Манасия. Его отступничество и злодеяния переплюнули все, происходившие до него. И наступает момент, когда вавилонский царь Навуходоносор порабощает и выводит в плен иудеев. Иерусалим повержен, а храм Иеговы разрушен и разграблен.
Один из полезных выводов, содержащийся в Четвертой книге Царств заключается в том, что нам дается возможность увидеть как сбываются прогнозы Иеговы. Ещё при входе в обетованную землю звучало предупреждение об отступничестве и возмездии за это (Левит, 26 глава). Бесконечно долго по человеческим меркам развивались события, но финал, все-таки наступил. Как это произошло и сбылось очень поучительный материал для нас! Ведь относительно теперешнего человечества тоже имеются прогнозы Иеговы, которым ещё предстоит сбыться. На этом примере мы можем увидеть как это звучало и как сбылось. Поэтому делаем выводы и строим отношения с Богом не теряя времени и руководствуясь примерами его верных служителей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий