1. В третий год Осии, сына Илы, царя Израильского, воцарился Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского.
2. Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ави, дочь Захарии.
3. И делал он угодное в очах Господних (Иеговы) во всем так, как делал Давид, отец его (предок его);
4. он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан.
2. Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ави, дочь Захарии.
3. И делал он угодное в очах Господних (Иеговы) во всем так, как делал Давид, отец его (предок его);
4. он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан.
Как удивительная подробность! Оказывается, единственный материальный предмет, который оказался у иудеев после выхода из Египта, был превращён ими в атрибут поклонения, вопреки Божьему запрету. Почему же Иегова так препятствовал любому материальному объекту поклонения? Да потому, что Он находился и так рядом со своим народом. И для контакта с Богом не требовалось никаких материальных визуализаций!
Попробуем провести аналогию - допустим ваш родитель, отец, сейчас далеко от вас. Но вы можете в любой момент ему позвонить и пообщаться. Нужно ли вам ставить перед собой его портрет, а тем более, сооружать фигурку чего-либо, чтобы пообщаться? И обращаться к этой фигурке? Это было бы, по меньшей мере, странным! Такая же история и со взаимоотношениями израильтян с Иеговой - Он настолько был в тесной связи с ними, что достаточно было молитвы, чтобы быть услышанными!
А в ситуации с медным змеем получилось, что иудеи обожествляли именно сам предмет, через который произошло чудо, вместо того, чтобы быть благодарными его Автору, Иегове.
5. На Господа (Иегову), Бога Израилева, уповал он; и такого, как он, не было между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него.
6. И прилепился он к Господу (Иегове) и не отступал от Него, и соблюдал заповеди Его, какие заповедал Господь (Иегова) Моисею.
7. И был Господь (Иегова) с ним: везде, куда он ни ходил, поступал он благоразумно. И отложился (восстал) он от царя Ассирийского, и не стал служить ему.
8. Он поразил Филистимлян до Газы и в пределах ее, от сторожевой башни до укрепленного города.
9. В четвертый год царя Езекии, то есть в седьмой год Осии, сына Илы, царя Израильского, пошел Салманассар, царь Ассирийский, на Самарию, и осадил ее,
10. и взял ее через три года; в шестой год Езекии, то есть в девятый год Осии, царя Израильского, взята Самария.
11. И переселил царь Ассирийский Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских,
12. за то, что они не слушали гласа Господа (Иеговы), Бога своего, и преступили завет Его, всё, что заповедал Моисей, раб Господень, они и не слушали и не исполняли.
9. В четвертый год царя Езекии, то есть в седьмой год Осии, сына Илы, царя Израильского, пошел Салманассар, царь Ассирийский, на Самарию, и осадил ее,
10. и взял ее через три года; в шестой год Езекии, то есть в девятый год Осии, царя Израильского, взята Самария.
11. И переселил царь Ассирийский Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских,
12. за то, что они не слушали гласа Господа (Иеговы), Бога своего, и преступили завет Его, всё, что заповедал Моисей, раб Господень, они и не слушали и не исполняли.
Обратим внимание - царь сирийский действовал по воле Иеговы.
13. В четырнадцатый год царя Езекии пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды и взял их.
14. И послал Езекия, царь Иудейский, к царю Ассирийскому в Лахис сказать: виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу. И наложил царь Ассирийский на Езекию, царя Иудейского, триста талантов серебра и тридцать талантов золота.
15. И отдал Езекия все серебро, какое нашлось в доме Господнем (Иеговы) и в сокровищницах дома царского.
14. И послал Езекия, царь Иудейский, к царю Ассирийскому в Лахис сказать: виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу. И наложил царь Ассирийский на Езекию, царя Иудейского, триста талантов серебра и тридцать талантов золота.
15. И отдал Езекия все серебро, какое нашлось в доме Господнем (Иеговы) и в сокровищницах дома царского.
16. В то время снял Езекия золото с дверей дома Господня (Иеговы) и с дверных столбов, которые позолотил Езекия, царь Иудейский, и отдал его царю Ассирийскому.
17. И послал царь Ассирийский Тартана (главнокомандующего) и Рабсариса (главный придворный) и Рабсака (главный виночерпий) из Лахиса к царю Езекии с большим войском в Иерусалим. И пошли, и пришли к Иерусалиму; и пошли, и пришли, и стали у водопровода верхнего пруда, который на дороге поля белильничьего (поля прачечников).
18. И звали они царя. И вышел к ним Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Севна писец, и Иоах, сын Асафов, дееписатель.
19. И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий, царь Ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь? (на что ты надеешься?)
20. Ты говорил только пустые слова: для войны нужны совет и сила. Ныне же на кого ты уповаешь, что отложился от меня?
21. Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрется на нее, войдет ему в руку и проколет ее. Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него.
22. А если вы скажете мне: «на Господа (Иегову), Бога нашего, мы уповаем», то на того ли, которого высоты и жертвенники отменил Езекия, и сказал Иуде и Иерусалиму: «пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме»?
18. И звали они царя. И вышел к ним Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Севна писец, и Иоах, сын Асафов, дееписатель.
19. И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий, царь Ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь? (на что ты надеешься?)
20. Ты говорил только пустые слова: для войны нужны совет и сила. Ныне же на кого ты уповаешь, что отложился от меня?
21. Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрется на нее, войдет ему в руку и проколет ее. Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него.
22. А если вы скажете мне: «на Господа (Иегову), Бога нашего, мы уповаем», то на того ли, которого высоты и жертвенники отменил Езекия, и сказал Иуде и Иерусалиму: «пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме»?
23. Итак, вступи в союз с господином моим, царем Ассирийским: я дам тебе две тысячи коней, можешь ли достать себе всадников на них?
24. Как тебе одолеть и одного вождя из малейших слуг господина моего? И уповаешь на Египет ради колесниц и коней?
25. Притом же разве я без воли Господней (Иеговы) пошел на место сие, чтобы разорить его? Господь (Иегова) сказал мне: «пойди на землю сию и разори ее».
24. Как тебе одолеть и одного вождя из малейших слуг господина моего? И уповаешь на Египет ради колесниц и коней?
25. Притом же разве я без воли Господней (Иеговы) пошел на место сие, чтобы разорить его? Господь (Иегова) сказал мне: «пойди на землю сию и разори ее».
Ещё одно подтверждение того, что по воле Иеговы происходили беды Его народа, в качестве наказания.
26. И сказал Елиаким, сын Хелкиин, и Севна и Иоах Рабсаку: говори рабам твоим по‐арамейски, потому что понимаем мы, а не говори с нами по‐иудейски вслух народа, который на стене.
27. И сказал им Рабсак: разве только к господину твоему и к тебе послал меня господин мой сказать сии слова? Нет, также и к людям, которые сидят на стене, чтобы есть помет свой и пить мочу свою с вами.
28. И встал Рабсак и возгласил громким голосом по‐иудейски, и говорил, и сказал: слушайте слово царя великого, царя Ассирийского!
27. И сказал им Рабсак: разве только к господину твоему и к тебе послал меня господин мой сказать сии слова? Нет, также и к людям, которые сидят на стене, чтобы есть помет свой и пить мочу свою с вами.
28. И встал Рабсак и возгласил громким голосом по‐иудейски, и говорил, и сказал: слушайте слово царя великого, царя Ассирийского!
То есть ассирийский чиновник стал агитировать сам иудейский народ подчиниться ассирийскому царю.
29. Так говорит царь: пусть не обольщает вас Езекия, ибо он не может вас спасти от руки моей;
30. и пусть не обнадеживает вас Езекия Господом (Иеговой), говоря: «спасет нас Господь (Иегова), и не будет город сей отдан в руки царя Ассирийского».
31. Не слушайте Езекии. Ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьет воду из своего колодезя,
32. пока я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля, в землю хлеба и вина, в землю плодов и виноградников, в землю масличных дерев и меда, и будете жить, и не умрете. Не слушайте же Езекии, который обольщает вас, говоря: «Господь (Иегова) спасет нас».
32. пока я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля, в землю хлеба и вина, в землю плодов и виноградников, в землю масличных дерев и меда, и будете жить, и не умрете. Не слушайте же Езекии, который обольщает вас, говоря: «Господь (Иегова) спасет нас».
33. Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского?
34. Где боги Емафа и Арпада? Где боги Сепарваима, Ены и Иввы? Спасли ли они Самарию от руки моей?
35. Кто из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели Господь (Иегова) спасет Иерусалим от руки моей?
34. Где боги Емафа и Арпада? Где боги Сепарваима, Ены и Иввы? Спасли ли они Самарию от руки моей?
35. Кто из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели Господь (Иегова) спасет Иерусалим от руки моей?
36. И молчал народ, и не отвечали ему ни слова, потому что было приказание царя: «не отвечайте ему».
37. И пришел Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Севна писец и Иоах, сын Асафов, дееписатель, к Езекии в разодранных одеждах, и пересказали ему слова Рабсаковы.
(Четвёртая книга Царств 18:1-37)
37. И пришел Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Севна писец и Иоах, сын Асафов, дееписатель, к Езекии в разодранных одеждах, и пересказали ему слова Рабсаковы.
(Четвёртая книга Царств 18:1-37)
1. Когда услышал это царь Езекия, то разодрал одежды свои и покрылся вретищем, и пошел в дом Господень (Иеговы).
2. И послал Елиакима, начальника дворца, и Севну писца, и старших священников, покрытых вретищами, к Исаии пророку, сыну Амосову.
Здесь впервые встречаем упоминание о великом пророке Исаии.
3. И они сказали ему: так говорит Езекия: день скорби и наказания и посрамления — день сей; ибо дошли младенцы до отверстия утробы матерней, а силы нет родить.
4. Может быть, услышит Господь (Иегова), Бог твой, все слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живого и поносить словами, какие слышал Господь (Иегова), Бог твой. Принеси же молитву об оставшихся, которые находятся еще в живых.
5. И пришли слуги царя Езекии к Исаии,
6. и сказал им Исаия: так скажите господину вашему: так говорит Господь (Иегова): не бойся слов, которые ты слышал, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского.
7. Вот, Я пошлю в него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле его.
8. И возвратился Рабсак, и нашел царя Ассирийского воюющим против Ливны, ибо он слышал, что тот отошел от Лахиса.
9. И услышал он о Тиргаке, царе Ефиопском; ему сказали: вот, он вышел сразиться с тобою. И снова послал он послов к Езекии сказать:
10. так скажите Езекии, царю Иудейскому: пусть не обманывает тебя Бог твой, на Которого ты уповаешь, думая: «не будет отдан Иерусалим в руки царя Ассирийского».
11. Ведь ты слышал, что сделали цари Ассирийские со всеми землями, положив на них заклятие, — и ты ли уцелеешь?
12. Боги народов, которых разорили отцы мои, спасли ли их? Спасли ли Гозан, и Харан, и Рецеф, и сынов Едена, что в Фалассаре?
13. Где царь Емафа, и царь Арпада, и царь города Сепарваима, Ены и Иввы?
14. И взял Езекия письмо из руки послов, и прочитал его, и пошел в дом Господень (Иеговы), и развернул его Езекия пред лицом Господним (Иеговы),
15. и молился Езекия пред лицом Господним (Иеговы) и говорил: Господи (Иегова), Боже Израилев, сидящий на херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю.
16. Приклони, Господи (Иегова), ухо Твое и услышь; открой, Господи (Иегова), очи Твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Бога живого!
17. Правда, о, Господи (Иегова), цари Ассирийские разорили народы и земли их,
18. и побросали богов их в огонь; но это не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень; потому и истребили их.
19. И ныне, Господи (Иегова), Боже наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства земли, что Ты, Господи (Иегова), Бог один.
20. И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать: так говорит Господь (Иегова), Бог Израилев: то, о чем ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского, Я услышал.
Вот, как происходило общение с Богом! Очень быстро и эффективно!
21. Вот слово, которое изрек Господь (Иегова) о нем: презрит (презирает) тебя, посмеется над тобою девствующая дочь Сиона; вслед тебя покачает головою дочь Иерусалима.
22. Кого ты порицал и поносил? И на кого ты возвысил голос и поднял так высоко глаза свои? На Святого Израилева!
23. Чрез послов твоих ты порицал Господа (Иегову) и сказал: «со множеством колесниц моих я взошел на высоту гор, на ребра Ливана, и срубил рослые кедры его, отличные кипарисы его, и пришел на самое крайнее пристанище его, в рощу сада его;
24. и откапывал я и пил воду чужую, и осушу ступнями ног моих все реки Египетские».
25. Разве ты не слышал, что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил тем, что ты опустошаешь укрепленные города, превращая в груды развалин?
Иегова напомнил ассирийскому царю, что по Его воле тот осуществил свои завоевания. И напрасно приписывает себе эти заслуги.
26. И жители их сделались маломощны, трепещут и остаются в стыде. Они стали как трава на поле и нежная зелень, как порост на кровлях и опаленный хлеб, прежде нежели выколосился.
27. Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдешь ли, Я все знаю; знаю и дерзость твою против Меня.
28. За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою пришел ты.
29. И вот тебе, Езекия, знамение: ешьте в этот год выросшее от упавшего зерна, и в другой год — самородное, а на третий год сейте и жните, и садите виноградные сады и ешьте плоды их.
Другими словами, два года иудеи смогут получать урожай, не обрабатывая землю!
30. И уцелевшее в доме Иудином, оставшееся, пустит опять корень внизу и принесет плод вверху,
31. ибо из Иерусалима произойдет остаток, и спасенное от горы Сиона. Ревность (рвение) Господа (Иеговы) Саваофа (Иеговы воинствующего) сделает сие.
Здесь Иегова обещает Езекии, что народ свой он восстановит из иудеев.
32. Посему так говорит Господь (Иегова) о царе Ассирийском: не войдет он в сей город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала.
33. Тою же дорогою, которою пришел, возвратится, и в город сей не войдет, говорит Господь (Иегова).
34. Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего.
35. И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот, все тела мертвые.
Если вспомним прежние поражения противников Божьего народа, то это были фантастические баталии - например, трубы Гедеона, которые заставили весь стан перебить друг-друга, или рвы с водой, которые при утреннем восходе солнца окрасились в багряное, введя неприятеля в обман. Таких эпизодов было множество, где хитроумный замысел играл главную роль в поражении. Но, на этот раз, видимо ярость Иеговы была настолько сильной, что Ангел Иеговы просто умертвил 185 тысяч воинов без лишних церемоний.
36. И отправился, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии.
37. И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него.
(Четвёртая книга Царств 19:1-37)
Комментариев нет:
Отправить комментарий