воскресенье, 11 июля 2021 г.

Изучение 246, Четвертая книга Царств, глава 18, 19 (Царь Езекия восстанавливает народ Бога)

 1. В третий год Осии, сына Илы, царя Израильского, воцарился Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского.
2. Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ави, дочь Захарии.
3. И делал он угодное в очах Господних (Иеговы) во всем так, как делал Давид, отец его (предок его);
4. он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан.

Как удивительная подробность! Оказывается, единственный материальный предмет, который оказался у иудеев после выхода из Египта, был превращён ими в атрибут поклонения, вопреки Божьему запрету. Почему же Иегова так препятствовал любому материальному объекту поклонения? Да потому, что Он находился и так рядом со своим народом. И для контакта с Богом не требовалось никаких материальных визуализаций!
Попробуем провести аналогию - допустим ваш родитель, отец, сейчас далеко от вас. Но вы можете в любой момент ему позвонить и пообщаться. Нужно ли вам ставить перед собой его портрет, а тем более, сооружать фигурку чего-либо, чтобы пообщаться? И обращаться к этой фигурке? Это было бы, по меньшей мере, странным! Такая же история и со взаимоотношениями израильтян с Иеговой - Он настолько был в тесной связи с ними, что достаточно было молитвы, чтобы быть услышанными!
А в ситуации с медным змеем получилось, что иудеи обожествляли именно сам предмет, через который произошло чудо, вместо того, чтобы быть благодарными его Автору, Иегове.

5. На Господа (Иегову), Бога Израилева, уповал он; и такого, как он, не было между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него.
6. И прилепился он к Господу (Иегове) и не отступал от Него, и соблюдал заповеди Его, какие заповедал Господь (Иегова) Моисею.
7. И был Господь (Иегова) с ним: везде, куда он ни ходил, поступал он благоразумно. И отложился (восстал) он от царя Ассирийского, и не стал служить ему.
8. Он поразил Филистимлян до Газы и в пределах ее, от сторожевой башни до укрепленного города.
9. В четвертый год царя Езекии, то есть в седьмой год Осии, сына Илы, царя Израильского, пошел Салманассар, царь Ассирийский, на Самарию, и осадил ее,
10. и взял ее через три года; в шестой год Езекии, то есть в девятый год Осии, царя Израильского, взята Самария.
11. И переселил царь Ассирийский Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских,
12. за то, что они не слушали гласа Господа (Иеговы), Бога своего, и преступили завет Его, всё, что заповедал Моисей, раб Господень, они и не слушали и не исполняли.
Обратим внимание - царь сирийский действовал по воле Иеговы. 

13. В четырнадцатый год царя Езекии пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды и взял их.
14. И послал Езекия, царь Иудейский, к царю Ассирийскому в Лахис сказать: виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу. И наложил царь Ассирийский на Езекию, царя Иудейского, триста талантов серебра и тридцать талантов золота.
15. И отдал Езекия все серебро, какое нашлось в доме Господнем (Иеговы) и в сокровищницах дома царского.
16. В то время снял Езекия золото с дверей дома Господня (Иеговы) и с дверных столбов, которые позолотил Езекия, царь Иудейский, и отдал его царю Ассирийскому.
17. И послал царь Ассирийский Тартана (главнокомандующего)  и Рабсариса (главный придворный) и Рабсака (главный виночерпий) из Лахиса к царю Езекии с большим войском в Иерусалим. И пошли, и пришли к Иерусалиму; и пошли, и пришли, и стали у водопровода верхнего пруда, который на дороге поля белильничьего (поля прачечников).
18. И звали они царя. И вышел к ним Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Севна писец, и Иоах, сын Асафов, дееписатель.
19. И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий, царь Ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь? (на что ты надеешься?)
20. Ты говорил только пустые слова: для войны нужны совет и сила. Ныне же на кого ты уповаешь, что отложился от меня?
21. Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрется на нее, войдет ему в руку и проколет ее. Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него.
22. А если вы скажете мне: «на Господа (Иегову), Бога нашего, мы уповаем», то на того ли, которого высоты и жертвенники отменил Езекия, и сказал Иуде и Иерусалиму: «пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме»?
23. Итак, вступи в союз с господином моим, царем Ассирийским: я дам тебе две тысячи коней, можешь ли достать себе всадников на них?
24. Как тебе одолеть и одного вождя из малейших слуг господина моего? И уповаешь на Египет ради колесниц и коней?
25. Притом же разве я без воли Господней (Иеговы) пошел на место сие, чтобы разорить его? Господь (Иегова) сказал мне: «пойди на землю сию и разори ее».
Ещё одно подтверждение того, что по воле Иеговы происходили беды Его народа, в качестве наказания.

26. И сказал Елиаким, сын Хелкиин, и Севна и Иоах Рабсаку: говори рабам твоим по‐арамейски, потому что понимаем мы, а не говори с нами по‐иудейски вслух народа, который на стене.
27. И сказал им Рабсак: разве только к господину твоему и к тебе послал меня господин мой сказать сии слова? Нет, также и к людям, которые сидят на стене, чтобы есть помет свой и пить мочу свою с вами.
28. И встал Рабсак и возгласил громким голосом по‐иудейски, и говорил, и сказал: слушайте слово царя великого, царя Ассирийского!
То есть ассирийский чиновник стал агитировать сам иудейский народ подчиниться ассирийскому царю.

29. Так говорит царь: пусть не обольщает вас Езекия, ибо он не может вас спасти от руки моей;
30. и пусть не обнадеживает вас Езекия Господом (Иеговой), говоря: «спасет нас Господь (Иегова), и не будет город сей отдан в руки царя Ассирийского».
31. Не слушайте Езекии. Ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьет воду из своего колодезя,
32. пока я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля, в землю хлеба и вина, в землю плодов и виноградников, в землю масличных дерев и меда, и будете жить, и не умрете. Не слушайте же Езекии, который обольщает вас, говоря: «Господь (Иегова) спасет нас».
33. Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского?
34. Где боги Емафа и Арпада? Где боги Сепарваима, Ены и Иввы? Спасли ли они Самарию от руки моей?
35. Кто из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели Господь (Иегова) спасет Иерусалим от руки моей?
36. И молчал народ, и не отвечали ему ни слова, потому что было приказание царя: «не отвечайте ему».
37. И пришел Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Севна писец и Иоах, сын Асафов, дееписатель, к Езекии в разодранных одеждах, и пересказали ему слова Рабсаковы.
(Четвёртая книга Царств 18:1-37)

1. Когда услышал это царь Езекия, то разодрал одежды свои и покрылся вретищем, и пошел в дом Господень (Иеговы).
2. И послал Елиакима, начальника дворца, и Севну писца, и старших священников, покрытых вретищами, к Исаии пророку, сыну Амосову.
Здесь впервые встречаем упоминание о великом пророке Исаии.

3. И они сказали ему: так говорит Езекия: день скорби и наказания и посрамления — день сей; ибо дошли младенцы до отверстия утробы матерней, а силы нет родить.
4. Может быть, услышит Господь (Иегова), Бог твой, все слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живого и поносить словами, какие слышал Господь (Иегова), Бог твой. Принеси же молитву об оставшихся, которые находятся еще в живых.
5. И пришли слуги царя Езекии к Исаии,
6. и сказал им Исаия: так скажите господину вашему: так говорит Господь (Иегова): не бойся слов, которые ты слышал, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского.
7. Вот, Я пошлю в него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле его.
8. И возвратился Рабсак, и нашел царя Ассирийского воюющим против Ливны, ибо он слышал, что тот отошел от Лахиса.
9. И услышал он о Тиргаке, царе Ефиопском; ему сказали: вот, он вышел сразиться с тобою. И снова послал он послов к Езекии сказать:
10. так скажите Езекии, царю Иудейскому: пусть не обманывает тебя Бог твой, на Которого ты уповаешь, думая: «не будет отдан Иерусалим в руки царя Ассирийского».
11. Ведь ты слышал, что сделали цари Ассирийские со всеми землями, положив на них заклятие, — и ты ли уцелеешь?
12. Боги народов, которых разорили отцы мои, спасли ли их? Спасли ли Гозан, и Харан, и Рецеф, и сынов Едена, что в Фалассаре?
13. Где царь Емафа, и царь Арпада, и царь города Сепарваима, Ены и Иввы?
14. И взял Езекия письмо из руки послов, и прочитал его, и пошел в дом Господень (Иеговы), и развернул его Езекия пред лицом Господним (Иеговы),
15. и молился Езекия пред лицом Господним (Иеговы) и говорил: Господи (Иегова), Боже Израилев, сидящий на херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю.
16. Приклони, Господи (Иегова), ухо Твое и услышь; открой, Господи (Иегова), очи Твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Бога живого!
17. Правда, о, Господи (Иегова), цари Ассирийские разорили народы и земли их,
18. и побросали богов их в огонь; но это не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень; потому и истребили их.
19. И ныне, Господи (Иегова), Боже наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства земли, что Ты, Господи (Иегова), Бог один.
20. И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать: так говорит Господь (Иегова), Бог Израилев: то, о чем ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского, Я услышал.
Вот, как происходило общение с Богом! Очень быстро и эффективно!

21. Вот слово, которое изрек Господь (Иегова) о нем: презрит (презирает) тебя, посмеется над тобою девствующая дочь Сиона; вслед тебя покачает головою дочь Иерусалима.
22. Кого ты порицал и поносил? И на кого ты возвысил голос и поднял так высоко глаза свои? На Святого Израилева!
23. Чрез послов твоих ты порицал Господа (Иегову) и сказал: «со множеством колесниц моих я взошел на высоту гор, на ребра Ливана, и срубил рослые кедры его, отличные кипарисы его, и пришел на самое крайнее пристанище его, в рощу сада его;
24. и откапывал я и пил воду чужую, и осушу ступнями ног моих все реки Египетские».
25. Разве ты не слышал, что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил тем, что ты опустошаешь укрепленные города, превращая в груды развалин?
Иегова напомнил ассирийскому царю, что по Его воле тот осуществил свои завоевания. И  напрасно приписывает себе эти заслуги.

26. И жители их сделались маломощны, трепещут и остаются в стыде. Они стали как трава на поле и нежная зелень, как порост на кровлях и опаленный хлеб, прежде нежели выколосился.
27. Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдешь ли, Я все знаю; знаю и дерзость твою против Меня.
28. За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою пришел ты.
29. И вот тебе, Езекия, знамение: ешьте в этот год выросшее от упавшего зерна, и в другой год — самородное, а на третий год сейте и жните, и садите виноградные сады и ешьте плоды их.
Другими словами, два года иудеи смогут получать урожай, не обрабатывая землю!

30. И уцелевшее в доме Иудином, оставшееся, пустит опять корень внизу и принесет плод вверху,
31. ибо из Иерусалима произойдет остаток, и спасенное от горы Сиона. Ревность (рвение)  Господа (Иеговы) Саваофа (Иеговы воинствующего)  сделает сие.
Здесь Иегова обещает Езекии, что народ свой он восстановит из иудеев.

32. Посему так говорит Господь (Иегова) о царе Ассирийском: не войдет он в сей город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала.
33. Тою же дорогою, которою пришел, возвратится, и в город сей не войдет, говорит Господь (Иегова).
34. Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего.
35. И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот, все тела мертвые.



Если вспомним прежние поражения противников Божьего народа, то это были фантастические баталии - например,  трубы Гедеона, которые заставили весь стан перебить друг-друга, или рвы с водой, которые при утреннем восходе солнца окрасились в багряное, введя неприятеля в обман. Таких эпизодов было множество, где хитроумный замысел играл главную роль в поражении. Но, на этот раз, видимо ярость Иеговы была настолько сильной, что Ангел Иеговы просто умертвил 185 тысяч воинов без лишних церемоний.

36. И отправился, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии.
37. И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него.
(Четвёртая книга Царств 19:1-37)

Комментариев нет:

Отправить комментарий