воскресенье, 8 сентября 2019 г.

Изучение 177, Книга Судей, глава 10-11 (Цена победы Иеффая)

1. После Авимелеха восстал для спасения Израиля Фола, сын Фуи, сына Додова, из колена Иссахарова. Он жил в Шамире на горе Ефремовой.
2. Он был судьею Израиля двадцать три года, и умер, и погребен в Шамире.
3. После него восстал Иаир из Галаада и был судьею Израиля двадцать два года.
4. У него было тридцать сыновей, ездивших на тридцати молодых ослах, и тридцать городов было у них; их до сего дня называют селениями Иаира, что в земле Галаадской.
5. И умер Иаир, и погребен в Камоне.
6. Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа (Иеговы) и служили Ваалам и Астартам, и богам Арамейским, и богам Сидонским, и богам Моавитским, и богам Аммонитским, и богам Филистимским; а Господа (Иегову) оставили и не служили Ему.
7. И воспылал гнев Господа на Израиля, и Он предал их в руки Филистимлян и в руки Аммонитян;
8. они теснили и мучили сынов Израилевых с того года восемнадцать лет, всех сынов Израилевых по ту сторону Иордана в земле Аморрейской, которая в Галааде.
9. Наконец Аммонитяне перешли Иордан, чтобы вести войну с Иудою и Вениамином и с домом Ефремовым. И весьма тесно было сынам Израиля.
10. И возопили сыны Израилевы к Господу (Иегове), и говорили: согрешили мы пред Тобою, потому что оставили Бога нашего и служили Ваалам.
11. И сказал Господь (Иегова) сынам Израилевым: не угнетали ли вас Египтяне, и Аморреи, и Аммонитяне, и Филистимляне,
12. и Сидоняне, и Амаликитяне, и Моавитяне, и когда вы взывали ко Мне, не спасал ли Я вас от рук их?
13. А вы оставили Меня и стали служить другим богам; за то Я не буду уже спасать вас:
14. пойдите, взывайте к богам, которых вы избрали, пусть они спасают вас в тесное для вас время.
15. И сказали сыны Израилевы Господу (Иегове): согрешили мы; делай с нами все, что Тебе угодно, только избавь нас ныне.
16. И отвергли от себя чужих богов и стали служить Господу (Иегове). И не потерпела душа Его страдания Израилева.
17. Аммонитяне собрались и расположились станом в Галааде; собрались также сыны Израилевы и стали станом в Массифе.
18. Народ и князья Галаадские сказали друг другу: кто начнет войну против Аммонитян, тот будет начальником всех жителей Галаадских.
(Книга Судей 10:1-18)

1. Иеффай Галаадитянин был человек храбрый. Он был сын блудницы; от Галаада родился Иеффай.
2. И жена Галаадова родила ему сыновей. Когда возмужали сыновья жены, изгнали они Иеффая, сказав ему: ты не наследник в доме отца нашего, потому что ты сын другой женщины.
3. И убежал Иеффай от братьев своих и жил в земле Тов; и собрались к Иеффаю праздные люди и выходили с ним.
Праздные люди - это те, кто зарабатывал на жизнь не трудом. Другими словами, разбойники или наёмники. А собрались они к Иеффаю т.к. он "был человеком храбрым". И, вероятно, он был их предводителем. А "выходили" они с ним, очевидно, на разбойничьи набеги.
О "праздных людях" мы уже читали в предыдущих главах, когда таковых нанял себе Авимелех.

4. Чрез несколько времени Аммонитяне пошли войною на Израиля.
5. Во время войны Аммонитян с Израильтянами пришли старейшины Галаадские взять Иеффая из земли Тов
6. и сказали Иеффаю: приди, будь у нас вождем, и сразимся с Аммонитянами.
Почему старейшины пришли к отшельнику Иеффаю? Наверное потому, что он был известным и успешным воином со своими боевыми отрядами.

7. Иеффай сказал старейшинам Галаадским: не вы ли возненавидели меня и выгнали из дома отца моего? зачем же пришли ко мне ныне, когда вы в беде?
8. Старейшины Галаадские сказали Иеффаю: для того мы теперь пришли к тебе, чтобы ты пошел с нами и сразился с Аммонитянами и был у нас начальником всех жителей Галаадских.
9. И сказал Иеффай старейшинам Галаадским: если вы возвратите меня, чтобы сразиться с Аммонитянами, и Господь предаст мне их, то останусь ли я у вас начальником?
10. Старейшины Галаадские сказали Иеффаю: Господь да будет свидетелем между нами, что мы сделаем по слову твоему!
11. И пошел Иеффай со старейшинами Галаадскими, и народ поставил его над собою начальником и вождем, и Иеффай произнес все слова свои пред лицом Господа в Массифе.
12. И послал Иеффай послов к царю Аммонитскому сказать: что тебе до меня, что ты пришел ко мне воевать на земле моей?
13. Царь Аммонитский сказал послам Иеффая: Израиль, когда шел из Египта, взял землю мою от Арнона до Иавока и Иордана; итак, возврати мне ее с миром.
14. Иеффай в другой раз послал послов к царю Аммонитскому
15. сказать ему: так говорит Иеффай: Израиль не взял земли Моавитской и земли Аммонитской;
16. ибо, когда шли из Египта, Израиль пошел в пустыню к Чермному морю и пришел в Кадес;
17. оттуда послал Израиль послов к царю Едомскому сказать: «позволь мне пройти землею твоею»; но царь Едомский не послушал; и к царю Моавитскому он посылал, но и тот не согласился; посему Израиль оставался в Кадесе.
18. И пошел пустынею, и миновал землю Едомскую и землю Моавитскую, и, придя к восточному пределу земли Моавитской, расположился станом за Арноном; но не входил в пределы Моавитские, ибо Арнон есть предел Моава.
19. И послал Израиль послов к Сигону, царю Аморрейскому, царю Есевонскому, и сказал ему Израиль: «позволь нам пройти землею твоею в свое место».
20. Но Сигон не согласился пропустить Израиля чрез пределы свои, и собрал Сигон весь народ свой, и расположился станом в Иааце, и сразился с Израилем.
21. И предал Господь (Иегова), Бог Израилев, Сигона и весь народ его в руки Израилю, и он побил их; и получил Израиль в наследие всю землю Аморрея, жившего в земле той;
22. и получили они в наследие все пределы Аморрея от Арнона до Иавока и от пустыни до Иордана.
23. Итак, Господь (Иегова), Бог Израилев, изгнал Аморрея от лица народа Своего Израиля, а ты хочешь взять его наследие?
24. Не владеешь ли ты тем, что дал тебе Хамос, бог твой? И мы владеем всем тем, что дал нам в наследие Господь (Иегова), Бог наш.
Вот, яркий пример того, как замена имени личного на титул (Иегова на Господь), изменяет смысл текста. Обратите внимание, что Иеффай противопоставляет бога аморреев Хамоса Богу Израильтян Иегове. Именно это имя личное стоит в оригинале текста, а не титул Господь. И это очень важно для полного понимания Писания. Поэтому мы стараемся всегда вписывать это имя там, где оно употребляется в оригинале и влияет на смысл.

25. Разве ты лучше Валака, сына Сепфорова, царя Моавитского? Ссорился ли он с Израилем, или воевал ли с ними?
26. Израиль уже живет триста лет в Есевоне и в зависящих от него городах, в Ароере и зависящих от него городах, и во всех городах, которые близ Арнона; для чего вы в то время не отнимали их?
27. А я не виновен пред тобою, и ты делаешь мне зло, выступив против меня войною. Господь Судия да будет ныне судьею между сынами Израиля и между Аммонитянами!
28. Но царь Аммонитский не послушал слов Иеффая, с которыми он посылал к нему.
29. И был на Иеффае Дух Господень, и прошел он Галаад и Манассию, и прошел Массифу Галаадскую, и из Массифы Галаадской пошел к Аммонитянам.
30. И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои,
31. то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение.
Т.е Иеффай предполагал, что из ворот его дома выйдет животное, которое он принесет во всесожжение Иегове.

32. И пришел Иеффай к Аммонитянам сразиться с ними, и предал их Господь в руки его;
33. и поразил их поражением весьма великим, от Ароера до Минифа двадцать городов, и до Авель‐Керамима, и смирились Аммонитяне пред сынами Израилевыми.
34. И пришел Иеффай в Массифу в дом свой, и вот, дочь его выходит навстречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери.


35. Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз о тебе уста мои пред Господом и не могу отречься.
36. Она сказала ему: отец мой! ты отверз уста твои пред Господом и делай со мною то, что произнесли уста твои, когда Господь совершил чрез тебя отмщение врагам твоим Аммонитянам.
37. И сказала отцу своему: сделай мне только вот что: отпусти меня на два месяца; я пойду, взойду на горы и опла́чу девство мое с подругами моими.
38. Он сказал: пойди. И отпустил ее на два месяца. Она пошла с подругами своими и оплакивала девство свое в горах.
39. По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля,
40. что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина, четыре дня в году.
Конечно, этот эпизод вызвал у нас большие волнения и вопросы относительно судьбы дочери Иеффая. Как он "совершил над нею обет свой"? 
Мы много раз находили в Библии свидетельство о том, что человеческие жертвы не приемлемы для Иеговы. Принесение детей в жертву было одной из причин, по которой были уничтожены народы ханаанских земель. 
Кроме того, когда о ком-то из израильтян говорилось - принадлежит Господу, как, например, о первенцах, вступал в силу закон о выкупе.
Даже если бы Иеффай отважился выполнить буквально своё намерение, то ему пришлось бы обратиться к левитам в Силом, т.к. там находился жертвенник. И, наверняка они отказались бы выполнить подобное жертвоприношение, т.к. человеческие жертвы были запрещены. А может быть так и было - во всех трудных и спорных вопросах израильтянам предписывалось обращаться за разъяснением к левитам. Возможно они и дали подходящий совет Иеффаю.
Обратите внимание, что дочь попросила отца об уединении с подругами, чтобы оплакивать своё девство, а не свою жизнь. Думаем, её уделом стало дальнейшее служение при скинии. Вот почему она оплакивала своё девство - ей предстояло служение и безбрачие.
(Книга Судей 11:1-40)

Комментариев нет:

Отправить комментарий