воскресенье, 28 апреля 2019 г.

Изучение 166, книга Иисуса Навина, глава 13-15 (Пределы израильские, часть 1)

Следующие три главы - это снова реестр земель, завоеванных иудеями под предводительством Бога Иеговы. Подробное описание даёт возможность судить о Божьем укладе и о порядке в любых вопросах.

1. Когда Иисус состарился, вошел в лета преклонные, тогда Господь сказал ему: ты состарился, вошел в лета преклонные, а земли брать в наследие остается еще очень много.
Мы помним, что к началу завоевательных походов Иисусу Навину было около шестидесяти лет.
Сколько сейчас Иисусу, на момент подведения итогов, пока не знаем.

2. Остается сия земля: все округи Филистимские и вся земля Гессурская.
3. От Сихора, что пред Египтом, до пределов Екрона к северу, считаются Ханаанскими пять владельцев Филистимских: Газский, Азотский, Аскалонский, Гефский, Екронский и Аввейский;
4. к югу же вся земля Ханаанская от Меары Сидонской до Афека, до пределов Аморрейских,
5. также земля Гевла и весь Ливан к востоку солнца от Ваал‐Гада, что подле горы Ермона, до входа в Емаф.
6. Всех горных жителей от Ливана до Мисрефоф‐Маима, всех Сидонян Я изгоню от лица сынов Израилевых. Раздели же ее в удел Израилю, как Я повелел тебе;
7. раздели землю сию в удел девяти коленам и половине колена Манассиина.
8. А колено Рувимово и Гадово с другою половиною колена Манассиина получили удел свой от Моисея за Иорданом к востоку, как дал им Моисей, раб Господень,
9. от Ароера, который на берегу потока Арнона, и город, который среди потока, и всю равнину Медеву до Дивона;
10. также все города Сигона, царя Аморрейского, который царствовал в Есевоне, до пределов Аммонитских,
11. также Галаад и область Гессурскую и Маахскую, и всю гору Ермон и весь Васан до Салхи,
12. все царство Ога Васанского, который царствовал в Астарофе и в Едреи. Он оставался один из Рефаимов, которых Моисей поразил и прогнал.
13. Но сыны Израилевы не выгнали жителей Гессура и Маахи, и живет Гессур и Мааха среди Израиля до сего дня.
14. Только колену Левиину не дал он удела: жертвы Господа (Иеговы), Бога Израилева, суть удел его, как сказал ему Господь.
15. Колену сынов Рувимовых по племенам их дал удел Моисей:
16. пределом их был Ароер, который на берегу потока Арнона, и город, который среди потока, и вся равнина при Медеве,
Слово "предел" везде по тексту означает "граница".
17. Есевон и все города его, которые на равнине, и Дивон, Вамоф‐Ваал и Беф‐Ваал‐Меон,
18. Иааца, Кедемоф и Мефааф,
19. Кириафаим, Сивма и Цереф‐Шахар на горе Емек,
20. Беф‐Фегор и места при подошве Фасги и Беф‐Иешимоф,
21. и все города на равнине, и все царство Сигона, царя Аморрейского, который царствовал в Есевоне, которого убил Моисей, равно как и вождей Мадиамских: Евия, и Рекема, и Цура, и Хура, и Реву, князей Сигоновых, живших в земле той;
22. также Валаама, сына Веорова, прорицателя, убили сыны Израилевы мечом в числе убитых ими.
23. Пределом сынов Рувимовых был Иордан. Вот удел сынов Рувимовых по племенам их, города и села их.
24. Моисей дал также удел колену Гадову, сынам Гадовым, по племенам их:
25. пределом их был Иазер и все города Галаадские, и половина земли сынов Аммоновых до Ароера, что пред Раввою,
26. и земли от Есевона до Рамаф‐Мицфы и Ветонима и от Маханаима до пределов Давира,
27. и на долине Беф‐Гарам и Беф‐Нимра и Сокхоф и Цафон, остаток царства Сигона, царя Есевонского; пределом его был Иордан до моря Хиннерефского за Иорданом к востоку.
28. Вот удел сынов Гадовых по племенам их, города и села их.
29. Моисей дал удел и половине колена Манассиина, который принадлежал половине колена сынов Манассииных, по племенам их;
30. предел их был: от Маханаима весь Васан, все царство Ога, царя Васанского, и все селения Иаировы, что в Васане, шестьдесят городов;
31. а половина Галаада и Астароф и Едрея, царственные города Ога Васанского, даны сынам Махира, сына Манассиина, половине сынов Махировых, по племенам их.
32. Вот что Моисей дал в удел на равнинах Моавитских за Иорданом против Иерихона к востоку.
33. Но колену Левиину Моисей не дал удела: Господь (Иегова), Бог Израилев, Сам есть удел их, как Он говорил им.
(Книга Иисуса Навина 13:1-33)

1. Вот что получили в удел сыны Израилевы в земле Ханаанской, что разделили им в удел Елеазар священник и Иисус, сын Навин, и начальники поколений в коленах сынов Израилевых;
2. по жребию делили они, как повелел Господь через Моисея, девяти коленам и половине колена Манассиина,
3. ибо двум коленам и половине колена Манассиина Моисей дал удел за Иорданом, левитам же не дал удела между ними;
4. ибо от сынов Иосифовых произошли два колена: Манассиино и Ефремово; посему они и не дали левитам части в земле, а только города для жительства с предместьями их для скота их и для других выгод их.
Простым вычислением можно обнаружить, что по сути речь идет о тринадцати коленах: двух с половиной до Иордана и девяти с половиной после Иордана, а также колено левитов. Поэтому, говоря о двенадцати коленах израилевых, помним, что это двенадцать, получивших в надел землю, но вместе с левитами их было тринадцать. Также можем вспомнить, что сыновей у  Иакова - Израиля было двенадцать. Но сыновья Иосифа оба стали родоначальниками колен.

5. Как повелел Господь Моисею, так и сделали сыны Израилевы, когда делили на уделы землю.
6. Сыны Иудины пришли в Галгал к Иисусу. И сказал ему Халев, сын Иефоннии, Кенезеянин: ты знаешь, что говорил Господь Моисею, человеку Божию, о мне и о тебе в Кадес‐Варне;


7. я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес‐Варни осмотреть землю, и я принес ему в ответ, что было у меня на сердце:
8. братья мои, которые ходили со мною, привели в робость сердце народа, а я в точности следовал Господу (Иегове), Богу моему;
9. и клялся Моисей в тот день и сказал: «земля, по которой ходила нога твоя, будет уделом тебе и детям твоим навек, ибо ты в точности последовал Господу (Иегове), Богу моему»;
10. итак, вот, Господь сохранил меня в живых, как Он говорил; уже сорок пять лет прошло от того времени, когда Господь сказал Моисею слово сие, и Израиль ходил по пустыне; теперь, вот, мне восемьдесят пять лет;
11. но и ныне я столько же крепок, как и тогда, когда посылал меня Моисей: сколько тогда было у меня силы, столько и теперь есть для того, чтобы воевать и выходить и входить;
12. итак, дай мне сию гору, о которой говорил Господь в тот день; ибо ты слышал в тот день, что там живут сыны Енаковы, и города у них большие и укрепленные; может быть, Господь будет со мною, и я изгоню их, как говорил Господь.
Наконец мы снова встречаем Халева - живого и невредимого по прошествии стольких лет! Тогда  правда этих двоих разведчиков оказалась подвигом и сохранила им жизни среди сотен тысяч прочих мужчин, не доживших до входа в обетованную землю. И в результате этого поступка Иисус стал предводителем израильского народа. А вот о Халеве было ничего не известно. И вот, наконец, этот герой снова возник на страницах Писания - по прежнему славный и верный Иегове.

13. Иисус благословил его и дал в удел Халеву, сыну Иефонниину, Хеврон.
14. Таким образом Хеврон остался уделом Халева, сына Иефонниина, Кенезеянина, до сего дня, за то, что он в точности последовал повелению Господа (Иеговы), Бога Израилева.
15. Имя Хеврону прежде было Кириаф‐Арбы, как назывался между сынами Енака один человек великий. И земля успокоилась от войны.
(Книга Иисуса Навина 14:1-15)

1. Жребий колену сынов Иудиных, по племенам их, выпал такой: в смежности с Идумеею была пустыня Син, к югу, при конце Фемана;
2. южным пределом их был край моря Соленого от простирающегося к югу залива;
3. на юге идет он к возвышенности Акраввимской, проходит Цин и, восходя с южной стороны к Кадес‐Варне, проходит Хецрон и, восходя до Аддара, поворачивает к Каркае,
4. потом проходит Ацмон, идет к потоку Египетскому, так что конец сего предела есть море. Сей будет южный ваш предел.
5. Пределом же к востоку море Соленое, до устья Иордана; а предел с северной стороны начинается от залива моря, от устья Иордана;
6. отсюда предел восходит к Беф‐Хогле и проходит с северной стороны к Беф‐Араве, и идет предел вверх до камня Богана, сына Рувимова;
7. потом восходит предел к Давиру от долины Ахор и на севере поворачивает к Галгалу, который против возвышенности Адуммима, лежащего с южной стороны потока; отсюда предел проходит к водам Ен‐Шемеша и оканчивается у Ен‐Рогела;
8. отсюда предел идет вверх к долине сына Енномова с южной стороны Иевуса, который есть Иерусалим, и восходит предел на вершину горы, которая к западу против долины Енномовой, которая на краю долины Рефаимов к северу;
9. от вершины горы предел поворачивает к источнику вод Нефтоах и идет к городам горы Ефрона, и поворачивает предел к Ваалу, который есть Кириаф‐Иарим;
10. потом поворачивает предел от Ваала к морю, к горе Сеиру, и идет северною стороною горы Иеарим, которая есть Кесалон, и, нисходя к Вефсамису, проходит чрез Фимну;
11. отсюда предел идет северною стороною Екрона, и поворачивает предел к Шикарону, проходит чрез гору Ваал и доходит до Иавнеила, и оканчивается предел у моря. Западный предел составляет великое море.
12. Вот предел сынов Иудиных с племенами их со всех сторон.
13. И Халеву, сыну Иефонниину, Иисус дал часть среди сынов Иудиных, как повелел Господь Иисусу: Кириаф‐Арбы, отца Енакова, иначе Хеврон.
14. И выгнал оттуда Халев трех сынов Енаковых: Шешая, Ахимана и Фалмая, детей Енаковых.
15. Отсюда пошел против жителей Давира (имя Давиру прежде было Кириаф‐Сефер).
16. И сказал Халев: кто поразит Кириаф‐Сефер и возьмет его, тому отдам Ахсу, дочь мою, в жену.
Если вы думаете, что дочь восьмидесятипятилетнего Халева - это сомнительная награда, то задумайтесь, что означают слова "выходить и входить". Думаем они означают, что у Халева могут быть и вполне юные дочери.

17. И взял его Гофониил, сын Кеназа, брата Халевова, и отдал он в жену ему Ахсу, дочь свою.
18. Когда надлежало ей идти, ее научили просить у отца ее поле, и она сошла с осла. Халев сказал ей: что тебе?
19. Она сказала: дай мне благословение; ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники вод. И дал он ей источники верхние и источники нижние.
"Научили" в значении "подговорили" как сделать лучше. Очевидно источники вод были большой ценностью в тех засушливых местах!

20. Вот удел колена сынов Иудиных, по племенам их:
21. города с края колена сынов Иудиных в смежности с Идумеею на юге были: Кавцеил, Едер и Иагур,
22. Кина, Димона, Адада,
23. Кедес, Асор и Ифнан,
24. Зиф, Телем и Валоф,
25. Гацор‐Хадафа, Кириаф, Хецрон, иначе Гацор,
26. Амам, Шема и Молада,
27. Хацар‐Гадда, Хешмон и Веф‐Палет,
28. Хацар‐Шуал, Вирсавия и Визиофея,
29. Ваала, Иим и Ацем,
30. Елфолад, Кесил и Хорма,
31. Циклаг, Мадмана и Сансана,
32. Леваоф, Шелихим, Аин и Риммон: всех двадцать девять городов с их селами.
33. На низменных местах: Ештаол, Цора и Ашна,
34. Заноах, Ен‐Ганним, Таппуах и Гаенам,
35. Иармуф, Одоллам, Сохо и Азека,
36. Шаараим, Адифаим, Гедера или Гедерофаим: четырнадцать городов с их селами.
37. Ценан, Хадаша, Мигдал‐Гад,
38. Дилеан, Мицфе и Иокфеил,
39. Лахис, Воцкаф и Еглон,
40. Хаббон, Лахмас и Хифлис,
41. Гедероф, Беф‐Дагон, Наема и Макед: шестнадцать городов с их селами.
42. Ливна, Ефер и Ашан,
43. Иффах, Ашна и Нецив,
44. Кеила, Ахзив и Мареша: девять городов с их селами.
45. Екрон с зависящими от него городами и селами его,
46. и от Екрона к морю все, что находится около Азота, с селами их,
47. Азот, зависящие от него города и села его, Газа, зависящие от нее города и села ее, до самого потока Египетского и великого моря, которое есть предел.
48. На горах: Шамир, Иаттир и Сохо,
49. Данна, Кириаф‐Санна, иначе Давир,
50. Анаф, Ештемо и Аним,
51. Гошен, Холон и Гило: одиннадцать городов с их селами.
52. Арав, Дума и Ешан,
53. Ианум, Беф‐Таппуах и Афека,
54. Хумта, Кириаф‐Арбы, иначе Хеврон, и Цигор: девять городов с их селами.
55. Маон, Кармил, Зиф и Юта,
56. Изреель, Иокдам и Заноах,
57. Каин, Гива и Фимна: десять городов с их селами.
58. Халхул, Беф‐Цур и Гедор,
59. Маараф, Беф‐Аноф и Елтекон: шесть городов с их селами. [Феко, Ефрафа, иначе Вифлеем, Фагор, Етам, Кулон, Татами, Сорес, Карем, Галлим, Вефир и Манохо: одиннадцать городов с их селами.]
60. Кириаф‐Ваал, иначе Кириаф‐Иарим, и Аравва: два города с их селами.
61. В пустыне: Беф‐Арава, Миддин и Секаха,
62. Нившан, Ир‐Мелах и Ен‐Геди: шесть городов с их селами.
63. Но Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому Иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме даже до сего дня.
Как же так могло случится? Поищем ответ в последующих главах.
(Книга Иисуса Навина 15:1-63)

Комментариев нет:

Отправить комментарий