Книга Второзаконие - это как взгляд в прошлое, чтобы подытожить всё случившееся с момента выхода израильтян из Египта. И, в то же время, это напутствие для грядущих поколений перед вступлением народа в обещанную Богом землю.
Начинается повествование пересказом самых важных событий за период сорокалетнего странствия. А затем и повторением Закона с многократным его дополнением. Причем Закон начинается с пункта, запрещающего использовать изображения для поклонения. И это не случайно выносится на первый план, т.к. это одна из составляющих поклонения "другим богам", о которых в книге Второзаконие часто звучит жесткое предостережение, а точнее запрет. Преданность ставится в основу добрых взаимоотношений народа с Богом. А в 32 главе дается объяснение тому кто же эти "другие боги".
32:17. приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши.
А бесы - это тоже духовные личности, бывшие ангелы, которые стали сторонниками Сатаны.В то же время Иегова заявляет народу: "Нет Бога, кроме Меня". Титул "Бог" используется здесь в значении Всевышний, жизнедатель, дающий всему жизнь и возможность существовать - именно так и расшифровывается имя - Иегова.
Перед израильтянами открывается не только земля "где течет молоко и мед", но и возможность благоденствовать и процветать при условии, что они будут жить в гармонии с Богом и старательно выполнять Его требования. Однако открывается и другая перспектива - в том случае, если Божьи требования будут забыты и отвергнуты. Описание бедствий, которые могут постигнуть израильтян поражает своими ужасными подробностями. И, к сожалению, зная как развивались события в дальнейшем, можно сказать, что израильтяне выбрали именно этот путь, за что и страдают вплоть до теперешнего времени. Исполнение библейских пророчеств ошеломляет и отрезвляет нас, заставляя думать о том, что обещано Богом для всего человечества и еще не сбылось.
Закон, который заново повторяют израильтяне перед входом в обетованную землю, дополняется (через Моисея) многочисленными подробностями. Их можно разделить условно на следующие разделы:
- регламент для взаимоотношений с Богом
- медицина и гигиена
- право
Что касается регламента взаимоотношений с Богом, то сообщается о будущем месте постоянного поклонения, куда весь народ (в лице мужского населения) должен собираться три раза в год для принесения жертв и празднования. Заметим, что все, что касается взаимоотношений Бога и народа описано до мельчайших подробностей. Отступлений и вольностей в поклонении не допускается! Также сообщается о процедуре входа в новую землю - израильтяне должны будут записать слова Закона на побеленных камнях и объявить с вершины двух гор о благословении и проклятии, а также после перехода принести жертву на жертвеннике, сооруженном из неотесанных камней.
Устанавливаются правила служения для колена Левитов.
Снова и снова читаем о недопустимости занятий ворожбой, колдовством, вызыванием мертвых и видим требование избегать людей, которые занимаются подобными вещами. Причина та же - это взаимодействие с бесами. В законе появляется понятие "общества Господня" и сообщается о том, кто будет вхож или не вхож в него. Закрепляется правило десятины - необходимая мера для обеспечения левитов и обездоленных, ставшая законом, снова говориться о недопустимости однополых отношений.
Среди медицинских и гигиенических законов снова видим запрет об употреблении крови в пищу, разделение еды на чистую и нечистую, о туалете за станом проживания.
Видим, также, правовые дополнения к Закону в вопросах: о прощении в седьмой год, о двух свидетелях для подтверждения обвинения, вводится институт судей, читаем о городах для убийц без умысла, о воинской повинности, о потерянных вещах и их сохранении, о женской и мужской одежде, об ограждениях на кровле, о моральных ограничениях для женщин до брака, о механизме развода, о залоге (жернова, процент, залог вне дома). Читаем снова о щедрости и милосердии к вдовам, сиротам и пришельцам, о восстановлении семени брату. Принцип равновесия в возмездии - "глаз за глаз, зуб за зуб, жизнь за жизнь".
В заключение Моисей описывает, как народ снова собирается, чтобы подтвердить своё намерение следовать за Богом, подобно тому, как их отцы собирались перед горой Хорив. Израильтяне снова подтверждают свои намерения новой клятвой. Звучат впечатляющие слова Бога о благословении и проклятии для израильтян. А также благословение израилевым коленам. А в последней главе читаем о драматичной кончине Моисея, так и не получившего права перейти в землю, к которой он вел народ столько долгих лет!
Итак, подытожим наиболее важные мысли книги Второзаконие. На наш взгляд это - верность Богу Иегове, в противовес поклонению бесам в виде: поклонения другим богам, поклонения изваяниям или изображениям, занятию ворожбой и вызыванием мертвых, астрологией, предсказанием будущего. Также снова звучит запрет не употреблять в пищу кровь и запрет однополых отношений. Израильтянам предстояло сделать выбор: послушание Иегове и благополучная жизнь на прекрасной земле вместо несчастий в изгнании без Бога.
Итак, подытожим наиболее важные мысли книги Второзаконие. На наш взгляд это - верность Богу Иегове, в противовес поклонению бесам в виде: поклонения другим богам, поклонения изваяниям или изображениям, занятию ворожбой и вызыванием мертвых, астрологией, предсказанием будущего. Также снова звучит запрет не употреблять в пищу кровь и запрет однополых отношений. Израильтянам предстояло сделать выбор: послушание Иегове и благополучная жизнь на прекрасной земле вместо несчастий в изгнании без Бога.
Комментариев нет:
Отправить комментарий