среда, 15 августа 2018 г.

Изучение 141, Второзаконие, глава 15-17 (Прощение долгов,три праздника Иегове, поклонение светилам, основы правосудия)

1. В седьмой год делай прощение.
2. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата (израильтянина) своего, ибо провозглашено прощение ради Господа;
3. с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости.
4. Разве только не будет у тебя нищего (среди тебя не должно быть бедных): ибо благословит тебя Господь на той земле, которую Господь (Иегова), Бог твой, дает тебе в удел, чтобы ты взял ее в наследство,
5. если только будешь слушать гласа Господа (Иеговы), Бога твоего, и стараться исполнять все заповеди сии, которые я сегодня заповедую тебе;
6. ибо Господь (Иегова), Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать.
7. Если же будет у тебя нищий кто‐либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь (Иегова), Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим,
8. но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается;
9. берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: «приближается седьмой год, год прощения», и чтоб от того глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе грех;
Из этого стиха можно сделать вывод, что отсчет семилетних периодов одинаков для всех, а не с момента выдачи в долг.

10. дай ему взаймы, и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь (Иегова), Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками;
11. ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей.
В этих стихах говорится о том, что по благословению Бога израильтяне на своей земле будут жить в изобилии, но неудачники, оказавшиеся нищими, все-таки будут случаться. Иегова заверяет, что помогая таким людям, человек будет делать угодное в Божьих глазах и не потерпит ущерба из-за своей щедрости.

12. Если продастся тебе брат твой, Еврей или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу;
13. когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками,
14. но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего: дай ему, чем благословил тебя Господь (Иегова), Бог твой:
15. помни, что и ты был рабом в земле Египетской и избавил тебя Господь (Иегова), Бог твой, потому я сегодня и заповедую тебе сие.
16. Если же он скажет тебе: «не пойду я от тебя, потому что я люблю тебя и дом твой», потому что хорошо ему у тебя,
17. то возьми шило и проколи ухо его к двери; и будет он рабом твоим навек. Так поступай и с рабою твоею.
18. Не считай этого для себя тяжким, что ты должен отпустить его от себя на свободу, ибо он в шесть лет заработал тебе вдвое против платы наемника; и благословит тебя Господь (Иегова), Бог твой, во всем, что ни будешь делать.
А вот с рабами, как видим, другая ситуация, чем с дачей взаймы - отсчет семи лет происходит с момента продажи в рабство.

19. Все первородное мужеского пола, что родится от крупного скота твоего и от мелкого скота твоего, посвящай Господу (Иегове), Богу твоему: не работай на первородном воле твоем и не стриги первородного из мелкого скота твоего;
20. пред Господом (Иеговой), Богом твоим, каждогодно съедай это ты и семейство твое, на месте, которое изберет Господь;
21. если же будет на нем порок, хромота, или слепота, или другой какой‐нибудь порок, то не приноси его в жертву Господу (Иегове), Богу твоему,
22. но в жилищах твоих ешь его; нечистый, как и чистый, могут есть, как серну и как оленя;
23. только крови его не ешь: на землю выливай ее, как воду.
Почему "нечистый как и чистый"? Дело в том, что жертвенное могли есть только чистые люди, а просто мясо (как серну и оленя) можно было есть как чистому, так и нечистому.
(Книга Второзаконие 15:1-23)


1. Наблюдай месяц Авив и совершай Пасху Господу (Иегове), Богу твоему, потому что в месяце Авиве вывел тебя Господь (Иегова), Бог твой, из Египта ночью.
2. И закалай Пасху Господу (Иегове), Богу твоему, из мелкого и крупного скота на месте, которое изберет Господь, чтобы пребывало там имя Его.
3. Не ешь с нею квасного; семь дней ешь с нею опресноки, хлебы бедствия, ибо ты с поспешностью вышел из земли Египетской, дабы ты помнил день исшествия своего из земли Египетской во все дни жизни твоей;
4. не должно находиться у тебя ничто квасное во всем уделе твоем в продолжение семи дней, и из мяса, которое ты принес в жертву вечером в первый день, ничто не должно оставаться до утра.
5. Не можешь ты закалать Пасху в котором‐нибудь из жилищ твоих, которые Господь (Иегова), Бог твой, даст тебе;
6. но только на том месте, которое изберет Господь (Иегова), Бог твой, чтобы пребывало там имя Его, закалай Пасху вечером при захождении солнца, в то самое время, в которое ты вышел из Египта;
Важное уточнение - Пасху тоже нужно было приготавливать и есть на "месте, которое изберет Иегова".

7. и испеки и съешь на том месте, которое изберет Господь (Иегова), Бог твой, а на другой день можешь возвратиться и войти в шатры твои.
8. Шесть дней ешь пресные хлебы, а в седьмой день отдание праздника Господу (Иегове), Богу твоему; не занимайся работою.
9. Семь седмиц (недель) отсчитай себе; начинай считать семь седмиц с того времени, как появится серп на жатве;
10. тогда совершай праздник седмиц Господу, Богу твоему, по усердию руки твоей, сколько ты дашь, смотря по тому, чем благословит тебя Господь (Иегова), Бог твой;
11. и веселись пред Господом (Иеговой), Богом твоим, ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота, и вдова, которые среди тебя, на месте, которое изберет Господь (Иегова), Бог твой, чтобы пребывало там имя Его;
12. помни, что ты был рабом в Египте, и соблюдай и исполняй постановления сии.
13. Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего;
14. и веселись в праздник твой ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в жилищах твоих;
15. семь дней празднуй Господу (Иегове), Богу твоему, на месте, которое изберет Господь (Иегова), Бог твой, ибо благословит тебя Господь (Иегова), Бог твой, во всех произведениях твоих и во всяком деле рук твоих, и ты будешь только веселиться.
16. Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лицо Господа (Иеговы), Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей; и никто не должен являться пред лицо Господа с пустыми руками,
Это важное дополнение к тому, что мы уже читали о праздниках, учрежденных Иеговой для народа в главе Левит 23. Эти знаковые события должны были отмечаться на том месте, которое изберет для своего пребывания среди народа Иегова.

17. но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа (Иеговы), Бога твоего, какое Он дал тебе.
18. Во всех жилищах твоих, которые Господь (Иегова), Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным;
19. не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров (не бери взяток), ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых;
20. правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь (Иегова), Бог твой, дает тебе.
21. Не сади себе рощи из каких‐либо дерев при жертвеннике Господа (Иеговы), Бога твоего, который ты сделаешь себе,
22. и не ставь себе столба, что ненавидит Господь (Иегова), Бог твой.
Речь идет о рощах и столбах для поклонений, которые практиковались у окрестных народов.
(Книга Второзаконие 16:1-22)

1. Не приноси в жертву Господу (Иегове), Богу твоему, вола или овцы, на которой будет порок, или что‐нибудь худое, ибо это мерзость для Господа (Иеговы), Бога твоего.
Даже пословица на этот счет существует: "На тобі Боже, що мені не гоже".

2. Если найдется среди тебя в каком‐либо из жилищ твоих, которые Господь (Иегова), Бог твой, дает тебе, мужчина или женщина, кто сделает зло пред очами Господа (Иеговы), Бога твоего, преступив завет Его,
3. и пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел,
Обратите внимание, что в один ряд со служением другим богам, про которых мы знаем, что за ними стояли демоны, стоит служение небесным светилам. Почему? Потому, что любое поклонение не Иегове уводит человека от истинного Бога, а соответственно приводит к Его противнику.

4. и тебе возвещено будет, и ты услышишь, то ты хорошо разыщи; и если это точная правда, если сделана мерзость сия в Израиле,
5. то выведи мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие, к воротам твоим и побей их камнями до смерти.
6. По словам двух свидетелей или трех свидетелей, должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля;
Это требование, о двух свидетелях, израильтяне получили от Иеговы задолго до возникновения римского права, на котором основана вся мировая судебная практика.

7. рука свидетелей должна быть на нем прежде всех, чтоб убить его, потом рука всего народа; и так истреби зло из среды себя.
8. Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить между кровью и кровью, между судом и судом, между побоями и побоями, и будут несогласные мнения в воротах твоих,  (судьи располагались и принимали судебные решения у ворот города) то встань и пойди на место, которое изберет Господь (Иегова), Бог твой,
9. и приди к священникам левитам и к судье, который будет в те дни, и спроси их, и они скажут тебе, как рассудить;

10. и поступи по слову, какое они скажут тебе, на том месте, которое изберет Господь, и постарайся исполнить все, чему они научат тебя;
11. по закону, которому научат они тебя, и по определению, какое они скажут тебе, поступи, и не уклоняйся ни направо, ни налево от того, что они скажут тебе.
12. А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом (Иеговой), Богом твоим, или судьи, тот должен умереть, — и так истреби зло от Израиля;
13. и весь народ услышит и убоится, и не будут впредь поступать дерзко.
14. Когда ты придешь в землю, которую Господь (Иегова), Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: «поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня»,
15. то поставь над собою царя, которого изберет Господь (Иегова), Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою царем иноземца, который не брат тебе.
16. Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: «не возвращайтесь более путем сим»;
17. и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно.
18. Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов,
19. и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии;
20. чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля.
Говоря о царе, Иегова предвидел развитие событий, но не вмешивался в их ход. Он только подсказывал народу как уменьшить вред от этих решений.
(Книга Второзаконие 17:1-20)

Комментариев нет:

Отправить комментарий