воскресенье, 14 июня 2015 г.

Изучение 45: Бытие, глава 40, 41 (Иосиф - путь от узника до правителя)

1. После сего виночерпий царя Египетского и хлебодар провинились пред господином своим, царем Египетским.
2. И прогневался фараон на двух царедворцев своих, на главного виночерпия и на главного хлебодара,
3. и отдал их под стражу в дом начальника телохранителей, в темницу, в место, где заключен был Иосиф.

Из этого стиха мы узнаем, что тюрьма, где был заключен Иосиф, находилась при доме начальника телохранителей Потифара,  туда же попали хлебодар с виночерпием.

4. Начальник телохранителей приставил к ним Иосифа, и он служил им. И пробыли они под стражею несколько времени.
5. Однажды виночерпию и хлебодару царя Египетского, заключенным в темнице, виделись сны, каждому свой сон, обоим в одну ночь, каждому сон особенного значения.
6. И пришел к ним Иосиф поутру, увидел их, и вот, они в смущении.
7. И спросил он царедворцев фараоновых, находившихся с ним в доме господина его под стражею, говоря: отчего у вас сегодня печальные лица?
8. Они сказали ему: нам виделись сны; а истолковать их некому. Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования? расскажите мне.

Снова видим, что удивительная способность Иосифа проявилась, но автором толкований Иосиф называет Бога.

9. И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною;
10. на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды;
11. и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону.
12. И сказал ему Иосиф: вот истолкование его: три ветви — это три дня;
13. через три дня фараон вознесет главу твою и возвратит тебя на место твое, и ты подашь чашу фараонову в руку его, по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием;
14. вспомни же меня, когда хорошо тебе будет, и сделай мне благодеяние, и упомяни обо мне фараону, и выведи меня из этого дома,
15. ибо я украден из земли Евреев; а также и здесь ничего не сделал, за что бы бросить меня в темницу.

16. Главный хлебодар увидел, что истолковал он хорошо, и сказал Иосифу: мне также снилось: вот на голове у меня три корзины решетчатых;
17. в верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря, и птицы клевали ее из корзины на голове моей.
18. И отвечал Иосиф и сказал: вот истолкование его: три корзины — это три дня;
19. через три дня фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве, и птицы будут клевать плоть твою с тебя.
20. На третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг своих и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих;
21. и возвратил главного виночерпия на прежнее место, и он подал чашу в руку фараону,
22. а главного хлебодара повесил, как истолковал им Иосиф.
23. И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его.

Сны, посланные хлебодару и виночерпию, не были случайностью. Дальше увидим какую роль они сыграли в жизни Иосифа.
(Книга Бытие 40:1-23)

1. По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки;
2. и вот, вышли из реки семь коров, хороших видом и тучных плотью, и паслись в тростнике;
3. но вот, после них вышли из реки семь коров других, худых видом и тощих плотью, и стали подле тех коров, на берегу реки;
4. и съели коровы худые видом и тощие плотью семь коров хороших видом и тучных. И проснулся фараон,
5. и заснул опять, и снилось ему в другой раз: вот, на одном стебле поднялось семь колосьев тучных и хороших;
6. но вот, после них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром;
7. и пожрали тощие колосья семь колосьев тучных и полных. И проснулся фараон и понял, что это сон.
8. Утром смутился дух его, и послал он, и призвал всех волхвов Египта и всех мудрецов его, и рассказал им фараон сон свой; но не было никого, кто бы истолковал его фараону.

Здесь впервые встречается упоминание о волхвах - кто были эти "мудрецы" Египта? Значение слова, которое используется в Писании следующее:
Номер Стронга: 2748
חַרְטם
тайноведец, волхв, мудрец. 

Каким образом эти "мудрецы" получали информацию? Производя обряды и ритуалы в которых , как правило, происходило обожествление небесных светил, сил природы, создание предметов культа, истуканов и пр. и обращение к ним. И судя по тому, что таких "специалистов" у фараона был целый штат их услуги были востребованы и определенную информацию они получали.

9. И стал говорить главный виночерпий фараону и сказал: грехи мои вспоминаю я ныне;
10. фараон прогневался на рабов своих и отдал меня и главного хлебодара под стражу в дом начальника телохранителей;
11. и снился нам сон в одну ночь, мне и ему, каждому снился сон особенного значения;
12. там же был с нами молодой Еврей, раб начальника телохранителей; мы рассказали ему сны наши, и он истолковал нам каждому соответственно с его сновидением;
13. и как он истолковал нам, так и сбылось: я возвращен на место мое, а тот повешен.
14. И послал фараон и позвал Иосифа. И поспешно вывели его из темницы. Он остригся и переменил одежду свою и пришел к фараону.
15. Фараон сказал Иосифу: мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны.

Как видим, волхвы фараона не смогли истолковать эти сны. Потому, что источник информации у египетских "мудрецов" был не от Бога. Вопрос  - от кого же? Кто ещё мог располагать информацией высшего порядка - например, о будущем? Возможно Ангелы? Вспомним, что не все Ангелы были преданы Богу, например те, которые вопреки воле Бога брали себе в жен человеческих женщин. Кем стали эти Ангелы впоследствии мы узнаем. Но как небожители они, все-таки, имели сверх естественные возможности и доступ к информации гораздо большей, чем человек.

16. И отвечал Иосиф фараону, говоря: это не мое; Бог даст ответ во благо фараону.

Иосиф хорошо понимал, что он - проводник Божьей информации и не приписывал себе этой славы.

17. И сказал фараон Иосифу: мне снилось: вот, стою я на берегу реки;
18. и вот, вышли из реки семь коров тучных плотью и хороших видом и паслись в тростнике;
19. но вот, после них вышли семь коров других, худых, очень дурных видом и тощих плотью: я не видывал во всей земле Египетской таких худых, как они;
20. и съели тощие и худые коровы прежних семь коров тучных;
21. и вошли тучные в утробу их, но не приметно было, что они вошли в утробу их: они были так же худы видом, как и сначала. И я проснулся.
22. Потом снилось мне: вот, на одном стебле поднялись семь колосьев полных и хороших;
23. но вот, после них выросло семь колосьев тонких, тощих и иссушенных восточным ветром;
24. и пожрали тощие колосья семь колосьев хороших. Я рассказал это волхвам, но никто не изъяснил мне.
25. И сказал Иосиф фараону: сон фараонов один: что Бог сделает, то Он возвестил фараону.
26. Семь коров хороших, это семь лет; и семь колосьев хороших, это семь лет: сон один;
27. и семь коров тощих и худых, вышедших после тех, это семь лет, также и семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром, это семь лет голода.
28. Вот почему сказал я фараону: что Бог сделает, то Он показал фараону.

29. Вот, наступает семь лет великого изобилия во всей земле Египетской;
30. после них настанут семь лет голода, и забудется все то изобилие в земле Египетской, и истощит голод землю,
31. и неприметно будет прежнее изобилие на земле, по причине голода, который последует, ибо он будет очень тяжел.
32. А что сон повторился фараону дважды, это значит, что сие истинно слово Божие, и что вскоре Бог исполнит сие.
33. И ныне да усмотрит фараон мужа разумного и мудрого и да поставит его над землею Египетскою.
34. Да повелит фараон поставить над землею надзирателей и собирать в семь лет изобилия пятую часть с земли Египетской;
35. пусть они берут всякий хлеб этих наступающих хороших годов и соберут в городах хлеб под ведение фараона в пищу, и пусть берегут;
36. и будет сия пища в запас для земли на семь лет голода, которые будут в земле Египетской, дабы земля не погибла от голода.
37. Сие понравилось фараону и всем слугам его.
38. И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?

Мы уже начали исследование по вопросу "Дух Божий - что это или кто это?" стр. Вопросы и поиск ответов. Что имел ввиду фараон говоря  "в котором был бы Дух Божий"? Думаем, знание от Бога, Божественная мудрость. Вряд ли фараон утверждает, что Иосифом управляет другая личность. Поэтому наше мнение, что здесь речь идет о силе и воле Бога, которой Он направляет людей на определенные поступки.

39. И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты;
40. ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя.
41. И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою.
42. И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему;
43. велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою.
44. И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской.
45. И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах, и дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И пошел Иосиф по земле Египетской.
46. Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице фараона, царя Египетского. И вышел Иосиф от лица фараонова и прошел по всей земле Египетской.
47. Земля же в семь лет изобилия приносила из зерна по горсти.
48. И собрал он всякий хлеб семи лет, которые были плодородны в земле Египетской, и положил хлеб в городах; в каждом городе положил хлеб полей, окружающих его.
49. И скопил Иосиф хлеба весьма много, как песку морского, так что перестал и считать, ибо не стало счета.
50. До наступления годов голода, у Иосифа родились два сына, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского.
51. И нарек Иосиф имя первенцу: Манассия, потому что говорил он Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего.
52. А другому нарек имя: Ефрем, потому что говорил он Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего.
53. И прошли семь лет изобилия, которое было в земле Египетской,
54. и наступили семь лет голода, как сказал Иосиф. И был голод во всех землях, а во всей земле Египетской был хлеб.
55. Но когда и вся земля Египетская начала терпеть голод, то народ начал вопиять к фараону о хлебе. И сказал фараон всем Египтянам: пойдите к Иосифу и делайте, что он вам скажет.
56. И был голод по всей земле; и отворил Иосиф все житницы, и стал продавать хлеб Египтянам. Голод же усиливался в земле Египетской.
57. И из всех стран приходили в Египет покупать хлеб у Иосифа, ибо голод усилился по всей земле.
(Книга Бытие 41:1-57)


Такой выдающийся человек как Иосиф, на наш взгляд, не мог бесследно раствориться в истории и мы попытались найти упоминание о нем  в исторических справках. Предлагаем вашему вниманию таблицу из статьи на http://nbad.narod.ru/exodus_case/08.htm Здесь рассказывается о выдающемся правителе Египта Имхотепе, а факты его биографии удивительным образом совпадают с библейскими данными об Иосифе, судите сами:


Таблица 3. Сравнение фактов из жизни Имхотепа и Иосифа
п/п
Имхотеп
Иосиф
1
Царский министр Нижнего Египта (север страны, там же располагается Саккара) (29).
«И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою», «велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою» (Быт.41:41, 43).
2
Второй человек в Египте после фараона (18, 19, 29).
«и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя» (Быт.41:40).
3
Администратор великого дворца (29).
«ты будешь над домом моим» (Быт.41:40).
4
Правитель по наследству (29).
«И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской» (Быт.41:44). Эти слова даровали Иосифу статус сына фараона, хотя фактически его права и полномочия были намного выше.
5
Жрец Гелиополя (19, 29).
Женился на дочери жреца Гелиопольского (Быт.41:45). Имея статус наместника единого Бога и высокое положение в политической системе, Иосиф вполне мог унаследовать пост своего тестя и стать верховным жрецом Гелиополя.
6
Строитель и архитектор (18, 19, 28, 29, 43).
По приказу Иосифа по всему Египту были построены склады и специальные хранилища для зерна и других продуктов питания, чтобы в голодные годы сбывать их населению страны и представителям других государств (Быт.41:35, 36, 47–49, 41:57 и другие отрывки).
7
Изобретатель искусства строительства из тесанного камня (14, 19, 28).
Если предположение о том, что комплекс в Саккаре являлся административным центром Иосифа, то тот, кто построил этот комплекс (сделанный из тёсанного камня) в этом городе, был также изобретателем искусства возведения зданий с применением нового материала.
8
Скульптор и изготовитель каменных ваз (29).
Эти виды деятельности в отношении Иосифа не упоминаются.
9
Возвеличен до статуса божества (14, 19, 29).
«И сказал фараон слугам своим: найдём ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?» (Быт.41:38).
10
О том, что люди падали ниц перед Имхотепом, нигде не упоминается, но, учитывая его положение в обществе, такое вполне вероятно.
Люди падали ниц перед Иосифом (Быт.41:43).
11
Обладал знаниями во врачебном искусстве. Древние Греки сравнивали Имхотепа со своим богом исцеления Асклепием (14, 18, 19, 28, 43).
Имел в своём подчинении врачей, являл чудеса и знамения от Бога (Быт.50:2).
12
Вёл активную деятельность во время семи голодных и семи урожайных лет (15, 16, 19, 43).
Вёл активную деятельность во время семи урожайных и семи голодных лет (Быт.41:1–32, 47–57).
13
«Мне нужен совет от Бога» (15, 16).
«И отвечал Иосиф фараону, говоря: это не моё; Бог даст ответ во благо фараону» (Быт.41:16).
14
Был назван сыном бога Птаха, создателя всего сущего (15, 16, 18, 19, 28).
Заявлял о своей вере в единого Бога, создателя всего сущего (Быт.40:8, 41:16, 41:25).
15
Даёт советы фараону (16)
Даёт советы фараону (Быт.41:1–57)
16
Приходит к фараону, когда тот сильно обеспокоен (16)
Приходит к фараону, когда тот сильно обеспокоен (Быт.41:8,14).
17
Прелагает обложить население страны 10% налогом, чтобы подготовиться к предстоящему семилетнему голоду (16).
Прелагает обложить население страны 20% налогом, чтобы подготовиться к предстоящему семилетнему голоду (Быт.41:34).
18
Указ о налогообложении не распространялся на жрецов (16)
Указ о налогообложении не распространялся на жрецов (Быт.47:26).
19
Становится богом исцеления и избавляет людей от болезней, когда они спят (18, 19).
Совершает чудеса в жизни людей и известен за то, что видит вещие сны и умеет истолковывать сновидения других (Быт. 37:5–11,20, 40:5–23, 41:1–36).
20
Осознаёт, что день его смерти близок (20).
Осознаёт, что день его смерти близок (Быт.50:24).
21
Написал множество мудрых наставлений (28, 43).
«И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе всё сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты» (Быт.41:39). В книге Притч также имеются высказывания, похожие на поучения Имхотепа. В книге Псалтырь об Иосифе говорится: «он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости». (Пс.104:22).
22
Умирает в возрасте 110 лет (20).
Умирает в возрасте 110 лет (Быт.50:22–26).
23
Вероятно, был назначен на высокий государственный пост спустя некоторое время после того, как фараон взошёл на престол.
Был удостоен высокой должности после того, как фараон взошёл на престол и достиг большого влияния как правитель страны (Быт.41:37–45).
24
Не являлся членом семьи фараона, но добился своего положения, благодаря личным заслугам и неординарным качествам.
Не был египтянином, но добился своего положения, благодаря способностям, которыми его наделил Бог (Быт.37:1–41:57).
25
Был автором литературных произведений (19, 28).
Обладая такой мудростью и административными способностями, прожив долгую жизнь, Иосиф, вероятно написал много книг. Очевидно, именно он был автором некоторых частей книги Притч.
26
Носил имя «Ибис», в его честь были пожертвованы птицы этой породы, позднее обнаруженные в Саккаре 15, 43).
В гробнице, к которой прилегают галереи, наполненные миллионом тел мумифицированных птиц ибис, стоит пустой саркофаг. Таким и должен быть гроб Иосифа — пустым, так как израильтяне вывезли его кости во время Исхода (Быт.50:22–26).
27
Во время семилетнего голода Египет находился под управлением фараона Джосера, верховным министром которого был Имхотеп, обладавший также статусом божества (19, 28, 43).
В Библии говорится, что во время правления фараона, Иосиф являлся верховным министром, обладающим статусом Божьего наместника и решившим проблему надвигающегося голода (Быт.41:37–45).

Комментариев нет:

Отправить комментарий