Эту главу уместно было бы озаглавить: "О времена, о нравы! " Она очень интересна нам с точки зрения обычаев, морали и жизненных правил людей того времени. Из коротких штрихов и деталей можно восстановить картину взглядов человека на шкалу тогдашних жизненных ценностей. Итак, давайте же окунемся в эпоху.
1. В то время Иуда отошел от братьев своих и поселился близ одного Одолламитянина, которому имя: Хира.
2. И увидел там Иуда дочь одного Хананеянина, которому имя: Шуа; и взял ее и вошел к ней.
3. Она зачала и родила сына; и он нарек ему имя: Ир.
4. И зачала опять, и родила сына, и нарекла ему имя: Онан.
5. И еще родила сына и нарекла ему имя: Шела. Иуда был в Хезиве, когда она родила его.
6. И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь.
Эта информация навела нас на некоторые вопросы и размышления: к какому периоду относится этот эпизод - до бегства из Сихема или после, или во время? Здесь описан немаленький период времени - лет 30-40, раз Иуда смог взять сыну своему жену + дальнейшие события.
7. Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь.
Обратите внимание, здесь мы видим прямое личное участие Бога в делах и судьбах людей - будем сравнивать в дальнейшим это с нашим периодом.
8. И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему.
9. Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему.
Что значит "восстановить семя"? Это означает восстановить род, дать возможность родиться наследнику. Причем ребенок, и именно сын, считался бы сыном умершего брата и его наследником. Мы об этом узнаем из Моисеева закона в дальнейших главах, но очевидно потомкам Авраама это правило было уже известно и предписано Богом. Онан тоже это знал и проявил неподчинение. Кстати, термин "онанизм" получил название именно от этого эпизода.
11. И сказал Иуда Фамари, невестке своей: живи вдовою в доме отца твоего, пока подрастет Шела, сын мой. Ибо он сказал: не умер бы и он подобно братьям его. Фамарь пошла и стала жить в доме отца своего.
12. Прошло много времени, и умерла дочь Шуи, жена Иудина. Иуда, утешившись, пошел в Фамну к стригущим скот его, сам и Хира, друг его, Одолламитянин.
13. И уведомили Фамарь, говоря: вот, свекор твой идет в Фамну стричь скот свой.
14. И сняла она с себя одежду вдовства своего, покрыла себя покрывалом и, закрывшись, села у ворот Енаима, что на дороге в Фамну. Ибо видела, что Шела вырос, и она не дана ему в жену.
15. И увидел ее Иуда и почел ее за блудницу, потому что она закрыла лице свое.
Вот мы впервые читаем о блудницах, хотя упоминание об этом уже встречалось нам в эпизоде с Диной: "разве можно поступать с сестрою нашею как с блудницей". Говорится здесь об этом явлении как о привычном и всем понятном, значит это ремесло возникло уже давно и не вызывало ни у кого вопросов. Как видим и вправду - профессия одна из древнейших.
16. Он поворотил к ней и сказал: войду я к тебе. Ибо не знал, что это невестка его. Она сказала: что ты дашь мне, если войдешь ко мне?
17. Он сказал: я пришлю тебе козленка из стада. Она сказала: дашь ли ты мне залог, пока пришлешь?
18. Он сказал: какой дать тебе залог? Она сказала: печать твою, и перевязь твою, и трость твою, которая в руке твоей. И дал он ей и вошел к ней; и она зачала от него.
19. И, встав, пошла, сняла с себя покрывало свое и оделась в одежду вдовства своего.
20. Иуда же послал козленка чрез друга своего Одолламитянина, чтобы взять залог из руки женщины, но он не нашел ее.
21. И спросил жителей того места, говоря: где блудница, которая была в Енаиме при дороге? Но они сказали: здесь не было блудницы.
22. И возвратился он к Иуде и сказал: я не нашел ее; да и жители места того сказали: здесь не было блудницы.
23. Иуда сказал: пусть она возьмет себе, чтобы только не стали над нами смеяться; вот, я посылал этого козленка, но ты не нашел ее.
24. Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена.
25. Но когда повели ее, она послала сказать свекру своему: я беременна от того, чьи эти вещи. И сказала: узнавай, чья эта печать и перевязь и трость.
26. Иуда узнал и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему. И не познавал ее более.
27. Во время родов ее оказалось, что близнецы в утробе ее.
28. И во время родов ее показалась рука; и взяла повивальная бабка и навязала ему на руку красную нить, сказав: этот вышел первый. (Очень важно было установить первенца т.к. это будущий наследник)
29. Но он возвратил руку свою; и вот, вышел брат его. И она сказала: как ты расторг себе преграду? И наречено ему имя: Фарес.
30. Потом вышел брат его с красной нитью на руке. И наречено ему имя: Зара.
(Книга Бытие 38:1-30)
Комментариев нет:
Отправить комментарий