Эта глава о вере и доверии между Богом и человеком. Снова происходит общение Аврама с Богом и это очень простой, откровенный и значимый разговор.
1. После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика.
2. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска.
3. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой.
Вместо излияний благодарности в ответ на Божье обещание, Аврам откровенно говорит о своем наболевшем, дескать, зачем мне все обещанное, если некому мне оставить это т.к. не имею наследника.
4. И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником.
5. И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.
6. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.
А ведь Аврам был уже в годах (около 85 лет) и, наверное, устал надеяться на появление собственных детей, когда получил такое заверение. Но имел достаточно доверия к Богу, чтобы поверить ему твердо. И, как видим, Богу это было очень важно - "Он вменил ему это в праведность".
Теперь рассмотрим следующий эпизод этого необычного разговора - соглашение:
7. И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение.
8. Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?
На тот момент Аврам был просто пришельцем, но не хозяином в той земле.
То, что произошло дальше представляется неким ритуалом, вызывающим недоумение у современного человека - зачем и почему все обставлено таким образом?
10. Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек.
11. И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их.
Он отгонял их т.к. приготовленное предназначалось Господу, правда для чего - ещё не понятно. Но, может, посягательство хищных птиц на жертву Аврама имеет и какое-то символическое значение - мы не знаем и не беремся фантазировать по этому поводу.
12. При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий.
13. И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет,
14. но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом,
15. а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй;
Аврам получает очень четкое и ясное пророчество - без символизма и сложных расчетов. Все так и произошло в дальнейшем, как по писанному. Наверное для Аврама такое пророчество должно было стать утешением - ведь в итоге все должно было закончиться хорошо для его потомков.
16. в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.
А теперь внимание - это очень важная фраза! Смотрите, Авраму обещана земля, где уже проживают народы - как же он может занять её? Эти народы не изгоняются и не истребляются т.к. это было бы несправедливо. Но их путь (этих народов) неправеден и в возможностях Бога предвидеть их конец. И обратите внимание, что при этом Он не ускоряет его. Бог поступает справедливо даже к нечестивцам.
17. Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными.
В нашем понимании - это явление своеобразная подпись под договором, убедительная для человека того времени, Аврама.
18. В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата:
19. Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев,
20. Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов,
21. Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев.
Это уже второй завет Бога и человека - первый был с Ноем. Как будем видеть, со своей стороны Бог исполняет свои обязательства предельно точно.
(Книга Бытие 15:1-21)
Комментариев нет:
Отправить комментарий