1. Когда увидишь вола брата твоего или овцу его, заблудившихся, не оставляй их, но возврати их брату твоему;
Братом в этом контексте называется любой израильтянин.
2. если же не близко будет к тебе брат твой, или ты не знаешь его, то прибери их в дом свой, и пусть они будут у тебя, доколе брат твой не будет искать их, и тогда возврати ему их;
3. так поступай и с ослом его, так поступай с одеждой его, так поступай со всякою потерянною вещью брата твоего, которая будет им потеряна и которую ты найдешь; нельзя тебе уклоняться от сего.
4. Когда увидишь осла брата твоего или вола его, упадших на пути, не оставляй их, но подними их с ним вместе.
5. На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом (Иеговой), Богом твоим, всякий, делающий сие.
6. Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком‐либо дереве или на земле, с птенцами или яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми:
7. мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои.
8. Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто‐нибудь упадет с него.
9. Не засевай виноградника своего двумя родами семян, чтобы не сделать тебе заклятым сбора семян, которые ты посеешь вместе с плодами виноградника своего.
Приводим этот стих в Новом русском переводе:
9. Не засевай свой виноградник еще какими-либо семенами, иначе ты осквернишь не только плоды посеянного семени, но и плоды виноградника.
10. Не паши на воле и осле вместе.
Наверное такое практиковалось - пахали на тех животных, которые были под рукой. Но, возможно, это непрактично т.к. силы у этих животных неравные.
11. Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе.
12. Сделай себе кисточки на четырех углах покрывала твоего, которым ты покрываешься.
Это стало отличительным знаком в одежде, выделяющим израильтян.
13. Если кто возьмет жену, и войдет к ней, и возненавидит ее,
14. и будет возводить на нее порочные дела, и пустит о ней худую молву, и скажет: «я взял сию жену, и вошел к ней, и не нашел у нее девства»,
15. то отец отроковицы и мать ее пусть возьмут и вынесут признаки девства отроковицы к старейшинам города, к воротам;
16. и отец отроковицы скажет старейшинам: дочь мою я отдал в жену сему человеку, и ныне он возненавидел ее,
17. и вот, он взводит на нее порочные дела, говоря: «я не нашел у дочери твоей девства»; но вот признаки девства дочери моей. И расстелют одежду пред старейшинами города.
18. Тогда старейшины того города пусть возьмут мужа и накажут его,
19. и наложат на него сто сиклей серебра пени и отдадут отцу отроковицы за то, что он пустил худую молву о девице Израильской; она же пусть останется его женою, и он не может развестись с нею во всю жизнь свою.
20. Если же сказанное будет истинно, и не найдется девства у отроковицы,
21. то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и так истреби зло из среды себя.
22. Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; и так истреби зло от Израиля.
23. Если будет молодая девица обручена мужу, и кто‐нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею,
24. то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя.
25. Если же кто в поле встретится с отроковицею обрученною и, схватив ее, ляжет с нею, то должно предать смерти только мужчину, лежавшего с нею,
26. а отроковице ничего не делай; на отроковице нет преступления смертного: ибо это то же, как если бы кто восстал на ближнего своего и убил его;
27. ибо он встретился с нею в поле, и хотя отроковица обрученная кричала, но некому было спасти ее.
28. Если кто‐нибудь встретится с девицею необрученною, и схватит ее и ляжет с нею, и застанут их,
29. то лежавший с нею должен дать отцу отроковицы пятьдесят сиклей серебра, а она пусть будет его женою, потому что он опорочил ее; во всю жизнь свою он не может развестись с нею.
30. Никто не должен брать жены отца своего и открывать край одежды отца своего.
Братом в этом контексте называется любой израильтянин.
2. если же не близко будет к тебе брат твой, или ты не знаешь его, то прибери их в дом свой, и пусть они будут у тебя, доколе брат твой не будет искать их, и тогда возврати ему их;
3. так поступай и с ослом его, так поступай с одеждой его, так поступай со всякою потерянною вещью брата твоего, которая будет им потеряна и которую ты найдешь; нельзя тебе уклоняться от сего.
То есть нельзя было присвоить себе чужое имущество, даже если хозяин, пока, неизвестен. Но нужно было позаботиться о потерянном имуществе для того, чтобы когда хозяин обнаружится имущество осталось в сохранности.
5. На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом (Иеговой), Богом твоим, всякий, делающий сие.
Речь идет об одежде, которая считалась в обществе мужской или женской. Не важно, какой формы и кроя была эта одежда, но если этот предмет относился к женскому гардеробу и обществом воспринимается как женская одежда, то для мужчины надеть её было недопустимо и наоборот. Возможно это было профилактикой нетрадиционной сексуальной ориентации, которая тоже считалась недопустимой в глазах Бога. Тут нужно понимать, что дело не в самой одежде, а в смысле, который несет это переодевание.
6. Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком‐либо дереве или на земле, с птенцами или яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми:
7. мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои.
Нужно не забывать, что события описывают весьма голодные времена, когда мясо в еде было роскошью. Поэтому отказаться вовсе от такого подарка, в виде птицы к обеду, было бы непосильной жертвой. Но оставив взрослую птицу, человек не прекращал возможности продолжить популяцию этого вида.
В том жарком регионе кровли домов делались плоскими т.к. не было потребности делать их скатными для стока воды из-за редких дождей. Крыши служили летней террасой, где израильтяне проводили досуг. Поэтому был риск свалиться с крыши и, чтобы этого не случилось, рекомендовалось делать перила.
9. Не засевай виноградника своего двумя родами семян, чтобы не сделать тебе заклятым сбора семян, которые ты посеешь вместе с плодами виноградника своего.
Приводим этот стих в Новом русском переводе:
9. Не засевай свой виноградник еще какими-либо семенами, иначе ты осквернишь не только плоды посеянного семени, но и плоды виноградника.
Что именно считалось осквернением нам, современным читателям не совсем понятно. Может быть селекционеры могли бы внести ясность в этот вопрос. Скажем, можно вспомнить как взаимозапыляются острый перец и сладкий перец и тогда вместо двух удачных видов перца получаются два непригодных в пищу. Может и с виноградом похожая ситуация?
10. Не паши на воле и осле вместе.
Наверное такое практиковалось - пахали на тех животных, которые были под рукой. Но, возможно, это непрактично т.к. силы у этих животных неравные.
11. Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе.
Может какие-либо моменты гигиены имели значение в этом вопросе или это попросту непрактично - в жару в такой одежде будет жарко, а в холод она не согреет.
12. Сделай себе кисточки на четырех углах покрывала твоего, которым ты покрываешься.
Это стало отличительным знаком в одежде, выделяющим израильтян.
13. Если кто возьмет жену, и войдет к ней, и возненавидит ее,
14. и будет возводить на нее порочные дела, и пустит о ней худую молву, и скажет: «я взял сию жену, и вошел к ней, и не нашел у нее девства»,
15. то отец отроковицы и мать ее пусть возьмут и вынесут признаки девства отроковицы к старейшинам города, к воротам;
16. и отец отроковицы скажет старейшинам: дочь мою я отдал в жену сему человеку, и ныне он возненавидел ее,
17. и вот, он взводит на нее порочные дела, говоря: «я не нашел у дочери твоей девства»; но вот признаки девства дочери моей. И расстелют одежду пред старейшинами города.
18. Тогда старейшины того города пусть возьмут мужа и накажут его,
19. и наложат на него сто сиклей серебра пени и отдадут отцу отроковицы за то, что он пустил худую молву о девице Израильской; она же пусть останется его женою, и он не может развестись с нею во всю жизнь свою.
20. Если же сказанное будет истинно, и не найдется девства у отроковицы,
21. то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и так истреби зло из среды себя.
22. Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; и так истреби зло от Израиля.
23. Если будет молодая девица обручена мужу, и кто‐нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею,
24. то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя.
25. Если же кто в поле встретится с отроковицею обрученною и, схватив ее, ляжет с нею, то должно предать смерти только мужчину, лежавшего с нею,
26. а отроковице ничего не делай; на отроковице нет преступления смертного: ибо это то же, как если бы кто восстал на ближнего своего и убил его;
27. ибо он встретился с нею в поле, и хотя отроковица обрученная кричала, но некому было спасти ее.
28. Если кто‐нибудь встретится с девицею необрученною, и схватит ее и ляжет с нею, и застанут их,
29. то лежавший с нею должен дать отцу отроковицы пятьдесят сиклей серебра, а она пусть будет его женою, потому что он опорочил ее; во всю жизнь свою он не может развестись с нею.
Все стихи с 13 по 29 говорят о жестких требованиях морали в вопросе непорочности женщины до замужества и об ответственности за нарушение этого закона. Причем и для женщины и для мужчины, нарушившем непорочность девушки.Этот закон был колоссальным отличием в морали израильтян от окрестных народов, где сексуальные свободы не только не запрещались, а были даже предметом культа.
30. Никто не должен брать жены отца своего и открывать край одежды отца своего.
Об этом мы уже встречали рекомендации прежде. Нужно вспомнить, что практиковалось многоженство и "жена отца" - это, скорей всего, еще одна другая жена отца, а не мать.
(Книга Второзаконие 22:1-30)
Комментариев нет:
Отправить комментарий