воскресенье, 30 сентября 2018 г.

Изучение 146, Второзаконие, глава 22 (О потерянных вещах, о женской и мужской одежде, о девстве при вступлении в брак)

1. Когда увидишь вола брата твоего или овцу его, заблудившихся, не оставляй их, но возврати их брату твоему;
Братом в этом контексте называется любой израильтянин.

2. если же не близко будет к тебе брат твой, или ты не знаешь его, то прибери их в дом свой, и пусть они будут у тебя, доколе брат твой не будет искать их, и тогда возврати ему их;
3. так поступай и с ослом его, так поступай с одеждой его, так поступай со всякою потерянною вещью брата твоего, которая будет им потеряна и которую ты найдешь; нельзя тебе уклоняться от сего.
То есть нельзя было присвоить себе чужое имущество, даже если хозяин, пока, неизвестен. Но нужно было позаботиться о потерянном имуществе для того, чтобы когда хозяин обнаружится имущество осталось в сохранности.

4. Когда увидишь осла брата твоего или вола его, упадших на пути, не оставляй их, но подними их с ним вместе.
5. На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом (Иеговой), Богом твоим, всякий, делающий сие.
Речь идет об одежде, которая считалась в обществе мужской или женской. Не важно, какой формы и кроя была эта одежда, но если этот предмет относился к женскому гардеробу и обществом воспринимается как женская одежда, то для мужчины надеть её было недопустимо и наоборот. Возможно это было профилактикой нетрадиционной сексуальной ориентации, которая тоже считалась недопустимой в глазах Бога. Тут нужно понимать, что дело не в самой одежде, а в смысле, который несет это переодевание.

6. Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком‐либо дереве или на земле, с птенцами или яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми:
7. мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои.
Нужно не забывать, что события описывают весьма голодные времена, когда мясо в еде было роскошью. Поэтому отказаться вовсе от такого подарка, в виде птицы к обеду, было бы непосильной жертвой. Но оставив взрослую птицу, человек не прекращал возможности продолжить популяцию этого вида.

8. Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто‐нибудь упадет с него.
В том жарком регионе кровли домов делались плоскими т.к. не было потребности делать их скатными для стока воды из-за редких дождей. Крыши служили летней террасой, где израильтяне проводили досуг. Поэтому был риск свалиться с крыши и, чтобы этого не случилось, рекомендовалось делать перила.

9. Не засевай виноградника своего двумя родами семян, чтобы не сделать тебе заклятым сбора семян, которые ты посеешь вместе с плодами виноградника своего.
Приводим этот стих в Новом русском переводе:
9. Не засевай свой виноградник еще какими-либо семенами, иначе ты осквернишь не только плоды посеянного семени, но и плоды виноградника.
Что именно считалось осквернением нам, современным читателям не совсем понятно. Может быть селекционеры могли бы внести ясность в этот вопрос. Скажем, можно вспомнить как взаимозапыляются острый перец и сладкий перец и тогда вместо двух удачных видов перца получаются два непригодных в пищу. Может и с виноградом похожая ситуация?

10. Не паши на воле и осле вместе.
Наверное такое практиковалось - пахали на тех животных, которые были под рукой. Но, возможно,  это непрактично т.к. силы у этих животных неравные.




11. Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе.
Может  какие-либо моменты гигиены имели значение в этом вопросе или это попросту непрактично - в жару в такой одежде будет жарко, а в холод она не согреет.

12. Сделай себе кисточки на четырех углах покрывала твоего, которым ты покрываешься.
Это стало отличительным знаком в одежде, выделяющим израильтян.

13. Если кто возьмет жену, и войдет к ней, и возненавидит ее,
14. и будет возводить на нее порочные дела, и пустит о ней худую молву, и скажет: «я взял сию жену, и вошел к ней, и не нашел у нее девства»,
15. то отец отроковицы и мать ее пусть возьмут и вынесут признаки девства отроковицы к старейшинам города, к воротам;
16. и отец отроковицы скажет старейшинам: дочь мою я отдал в жену сему человеку, и ныне он возненавидел ее,
17. и вот, он взводит на нее порочные дела, говоря: «я не нашел у дочери твоей девства»; но вот признаки девства дочери моей. И расстелют одежду пред старейшинами города.
18. Тогда старейшины того города пусть возьмут мужа и накажут его,
19. и наложат на него сто сиклей серебра пени и отдадут отцу отроковицы за то, что он пустил худую молву о девице Израильской; она же пусть останется его женою, и он не может развестись с нею во всю жизнь свою.
20. Если же сказанное будет истинно, и не найдется девства у отроковицы,
21. то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и так истреби зло из среды себя.
22. Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; и так истреби зло от Израиля.
23. Если будет молодая девица обручена мужу, и кто‐нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею,
24. то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя.
25. Если же кто в поле встретится с отроковицею обрученною и, схватив ее, ляжет с нею, то должно предать смерти только мужчину, лежавшего с нею,
26. а отроковице ничего не делай; на отроковице нет преступления смертного: ибо это то же, как если бы кто восстал на ближнего своего и убил его;
27. ибо он встретился с нею в поле, и хотя отроковица обрученная кричала, но некому было спасти ее.
28. Если кто‐нибудь встретится с девицею необрученною, и схватит ее и ляжет с нею, и застанут их,
29. то лежавший с нею должен дать отцу отроковицы пятьдесят сиклей серебра, а она пусть будет его женою, потому что он опорочил ее; во всю жизнь свою он не может развестись с нею.
Все стихи с 13 по 29 говорят о жестких требованиях морали в вопросе непорочности женщины до замужества и об ответственности за нарушение этого закона. Причем и для женщины и для мужчины, нарушившем непорочность девушки.Этот закон был колоссальным отличием в морали израильтян от окрестных народов, где сексуальные свободы не только не запрещались, а были даже предметом культа.

30. Никто не должен брать жены отца своего и открывать край одежды отца своего.
Об этом мы уже встречали рекомендации прежде. Нужно вспомнить, что практиковалось многоженство и "жена отца" - это, скорей всего, еще одна другая жена отца, а не мать.
(Книга Второзаконие 22:1-30)

Комментариев нет:

Отправить комментарий