Начинаем изучение Книги Царств. Как можно заметить из оглавления их четыре. Хотя в дохристианских первоисточниках первые две назывались Книги Самуила. В основном из-за сосредоточения информации вокруг этого пророка. Хотя есть основания полагать, что Самуил тоже имел отношение к написанию этих книг.
Обратите внимание, что Книги Царств следуют после Книги Судей. Это отображает важную перемену в системе управления израильского народа. Если раньше общество руководилось Иеговой через судей и пророков, и их было много, то затем появляется одноособный правитель - царь. И эта перемена происходит по требованию самих израильтян по примеру окружающих их языческих народов.
1. Был один человек из Рамафаим‐Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа, — Ефрафянин (Ефремлянин);
2. у него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей.
Как помним из закона, записанного Моисеем, многоженство допускалось Иеговой на этом периоде истории израильского общества.
Впервые встречаем имя Иеговы в такой транскрипции - Саваоф. Буквально это имя переводится как "Иегова воинств". Думаем это связанно с позицией Иеговы именно к своему народу - суровой и жесткой из-за их постоянного отсупничества. Потому, что в предыдущих главах мы не встречались с такой интерпретацией имени Бога, несмотря на то, что военные события присутствовали там в изобилии.
4. В тот день, когда Елкана приносил жертву, давал Феннане, жене своей, и всем сыновьям ее и дочерям ее части;
5. Анне же давал часть особую, ибо любил Анну, хотя Господь заключил чрево ее.
6. Соперница ее сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее.
7. Так бывало каждый год, когда ходила она в дом Господень; та огорчала ее, а эта плакала и не ела.
8. И сказал ей Елкана, муж ее: Анна! что ты плачешь и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твое? не лучше ли я для тебя десяти сыновей?
9. И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень.
10. И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала,
11. и дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его.
"Бритва не коснется головы" - таким образом человек демонстрировал обществу взятые на себя добровольные обязательства по служению Иегове, как назорей. В случае с этим ребенком, Анна с рождения определила его судьбу, как назорея, служителя Богу.
12. Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее;
13. и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною.
14. И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего.
15. И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я — жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом;
16. не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе.
17. И отвечал Илий, и сказал: иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него.
18. Она же сказала: да найдет раба твоя милость в очах твоих! И пошла она в путь свой, и ела, и лицо ее не было уже печально, как прежде.
19. И встали они поутру, и поклонились пред Господом, и возвратились, и пришли в дом свой в Раму. И познал Елкана Анну, жену свою, и вспомнил о ней Господь.
20. Чрез несколько времени зачала Анна и родила сына и дала ему имя: Самуил, ибо, говорила она, от Господа я испросила его.
21. И пошел муж ее Елкана и все семейство его совершить годичную жертву Господу и обеты свои.
22. Анна же не пошла, сказав мужу своему: когда младенец отнят будет от груди и подрастет, тогда я отведу его, и он явится пред Господом и останется там навсегда.
23. И сказал ей Елкана, муж ее: делай, что тебе угодно; оставайся, доколе не вскормишь его грудью; только да утвердит Господь слово, вышедшее из уст твоих. И осталась жена его, и кормила грудью сына своего, доколе не вскормила.
24. Когда же вскормила его, пошла с ним в Силом, взяв три тельца (трехлетнего тельца в других переводах - возможно потому, что мальчику было уже три года), и одну ефу муки и мех вина, и пришла в дом Господа в Силом; отрок же был еще дитя.
Вскармливание грудью могло длиться до трех лет. А может и дольше, раз ребенок смог уже пешком совершить путешествие в Силом.
26. и сказала: о, господин мой! да живет душа твоя (в значении да продлиться твоя жизнь), господин мой! я — та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу;
27. о сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него;
28. и я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу. И поклонилась там Господу.
(Первая книга Царств 1:1-28)
Комментариев нет:
Отправить комментарий