воскресенье, 17 ноября 2019 г.

Изучение 184, Первая книга Царств, глава 1 (Рождение пророка Самуила)

Начинаем изучение Книги Царств. Как можно заметить из оглавления их четыре. Хотя в дохристианских первоисточниках первые две назывались Книги Самуила. В основном из-за сосредоточения информации вокруг этого пророка. Хотя есть основания полагать, что Самуил тоже имел отношение к написанию этих книг.
Обратите внимание, что Книги Царств следуют после Книги Судей. Это отображает важную перемену в системе управления израильского народа. Если раньше общество руководилось Иеговой через судей и пророков, и их было много, то затем появляется одноособный правитель - царь. И эта перемена происходит по требованию самих израильтян по примеру окружающих их языческих народов.

1. Был один человек из Рамафаим‐Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа, — Ефрафянин (Ефремлянин);
2. у него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей.
Как помним из закона, записанного Моисеем, многоженство допускалось Иеговой на этом периоде истории израильского общества.

3. И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом; там были Илий и два сына его, Офни и Финеес, священниками Господа.
Впервые встречаем имя Иеговы в такой транскрипции - Саваоф. Буквально это имя переводится как "Иегова воинств". Думаем это связанно с позицией Иеговы именно к своему народу - суровой и жесткой из-за их постоянного отсупничества. Потому, что в предыдущих главах мы не встречались с такой интерпретацией имени Бога, несмотря на то, что военные события присутствовали там в изобилии.

4. В тот день, когда Елкана приносил жертву, давал Феннане, жене своей, и всем сыновьям ее и дочерям ее части;
5. Анне же давал часть особую, ибо любил Анну, хотя Господь заключил чрево ее.
6. Соперница ее сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее.
7. Так бывало каждый год, когда ходила она в дом Господень; та огорчала ее, а эта плакала и не ела.
8. И сказал ей Елкана, муж ее: Анна! что ты плачешь и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твое? не лучше ли я для тебя десяти сыновей?
9. И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень.
10. И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала,
11. и дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его.
"Бритва не коснется головы" -  таким образом человек демонстрировал обществу взятые на себя добровольные обязательства по служению Иегове, как назорей. В случае с этим ребенком, Анна с рождения определила его судьбу, как назорея, служителя Богу.

12. Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее;
13. и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною.
14. И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего.
15. И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я — жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом;
16. не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе.
17. И отвечал Илий, и сказал: иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него.
18. Она же сказала: да найдет раба твоя милость в очах твоих! И пошла она в путь свой, и ела, и лицо ее не было уже печально, как прежде.
19. И встали они поутру, и поклонились пред Господом, и возвратились, и пришли в дом свой в Раму. И познал Елкана Анну, жену свою, и вспомнил о ней Господь.
20. Чрез несколько времени зачала Анна и родила сына и дала ему имя: Самуил, ибо, говорила она, от Господа я испросила его.
21. И пошел муж ее Елкана и все семейство его совершить годичную жертву Господу и обеты свои.
22. Анна же не пошла, сказав мужу своему: когда младенец отнят будет от груди и подрастет, тогда я отведу его, и он явится пред Господом и останется там навсегда.
23. И сказал ей Елкана, муж ее: делай, что тебе угодно; оставайся, доколе не вскормишь его грудью; только да утвердит Господь слово, вышедшее из уст твоих. И осталась жена его, и кормила грудью сына своего, доколе не вскормила.
24. Когда же вскормила его, пошла с ним в Силом, взяв три тельца (трехлетнего тельца в других переводах - возможно потому, что мальчику было уже три года), и одну ефу муки и мех вина, и пришла в дом Господа в Силом; отрок же был еще дитя.
Вскармливание грудью могло длиться до трех лет. А может и дольше, раз ребенок смог уже пешком совершить путешествие в Силом.




25. И закололи тельца; и привела отрока К Илию
26. и сказала: о, господин мой! да живет душа твоя (в значении да продлиться твоя жизнь), господин мой! я — та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу;
27. о сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него;
28. и я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу. И поклонилась там Господу.
(Первая книга Царств 1:1-28)

воскресенье, 10 ноября 2019 г.

Изучение 183, Книга Руфь, главы 1-4

И прежде в библейском повествовании вдруг посреди исторической хронологии возникала лирическая история. Полная живых чувств, страсти и огня! Подобна им история Руфи, чье славное имя и поступки запечатлены в библейском повествовании. Только этот эпизод выделен в отдельную книгу.

1. В те дни, когда управляли судьи, случился голод на земле. И пошел один человек из Вифлеема Иудейского со своею женою и двумя сыновьями своими жить на полях Моавитских.
2. Имя человека того Елимелех, имя жены его Ноеминь, а имена двух сынов его Махлон и Хилеон; они были Ефрафяне из Вифлеема Иудейского. И пришли они на поля Моавитские и остались там.
3. И умер Елимелех, муж Ноемини, и осталась она с двумя сыновьями своими.
4. Они взяли себе жен из Моавитянок, имя одной Орфа, а имя другой Руфь, и жили там около десяти лет.
5. Но потом и оба сына ее, Махлон и Хилеон, умерли, и осталась та женщина после обоих своих сыновей и после мужа своего.
6. И встала она со снохами (невестками) своими и пошла обратно с полей Моавитских, ибо услышала на полях Моавитских, что Бог  (Иегова) посетил народ Свой и дал им хлеб.
7. И вышла она из того места, в котором жила, и обе снохи ее с нею. Когда они шли по дороге, возвращаясь в землю Иудейскую,
8. Ноеминь сказала двум снохам своим: пойдите, возвратитесь каждая в дом матери своей; да сотворит Господь с вами милость, как вы поступали с умершими и со мною!
9. Да даст вам Господь, чтобы вы нашли пристанище каждая в доме своего мужа! И поцеловала их. Но они подняли вопль и плакали
10. и сказали: нет, мы с тобою возвратимся к народу твоему.
11. Ноеминь же сказала: возвратитесь, дочери мои; зачем вам идти со мною? Разве еще есть у меня сыновья в моем чреве, которые были бы вам мужьями?
12. Возвратитесь, дочери мои, пойдите, ибо я уже стара, чтоб быть замужем. Да если б я и сказала: «есть мне еще надежда», и даже если бы я сию же ночь была с мужем и потом родила сыновей, —
13. то можно ли вам ждать, пока они выросли бы? можно ли вам медлить и не выходить замуж? Нет, дочери мои, я весьма сокрушаюсь о вас, ибо рука Господня постигла меня.
14. Они подняли вопль и опять стали плакать. И Орфа простилась со свекровью своею, а Руфь осталась с нею.
Хочется отметить какие прекрасные отношения были у Ноемини с невестками, что они готовы были идти с ней в чужую землю, в чужой народ!



15. Ноеминь сказала Руфи: вот, невестка твоя возвратилась к народу своему и к своим богам; возвратись и ты вслед за невесткою твоею.
16. Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом;
Вот главный выбор, который сделала Руфь, и который определил её судьбу. На примере Руфи увидим как Иегова благословляет приходящих к нему.

17. и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь (Иегова), и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою.
18. Ноеминь, видя, что она твердо решилась идти с нею, перестала уговаривать ее.
19. И шли обе они, доколе не пришли в Вифлеем. Когда пришли они в Вифлеем, весь город пришел в движение от них, и говорили: это Ноеминь?
20. Она сказала им: не называйте меня Ноеминью, а называйте меня Марою, потому что Вседержитель послал мне великую горесть;
21. я вышла отсюда с достатком, а возвратил меня Господь с пустыми руками; зачем называть меня Ноеминью, когда Господь заставил меня страдать, и Вседержитель послал мне несчастье?
22. И возвратилась Ноеминь, и с нею сноха ее Руфь Моавитянка, пришедшая с полей Моавитских, и пришли они в Вифлеем в начале жатвы ячменя.
(Книга Руфь 1:1-22)

1. У Ноемини был родственник по мужу ее, человек весьма знатный, из племени Елимелехова, имя ему Вооз.
2. И сказала Руфь Моавитянка Ноемини: пойду я на поле и буду подбирать колосья по следам того, у кого найду благоволение. Она сказала ей: пойди, дочь моя.
3. Она пошла, и пришла, и подбирала в поле колосья позади жнецов. И случилось, что та часть поля принадлежала Воозу, который из племени Елимелехова.


4. И вот, Вооз пришел из Вифлеема и сказал жнецам: Господь (Иегова) с вами! Они сказали ему: да благословит тебя Господь (Иегова)!
5. И сказал Вооз слуге своему, приставленному к жнецам: чья это молодая женщина?
6. Слуга, приставленный к жнецам, отвечал и сказал: эта молодая женщина — Моавитянка, пришедшая с Ноеминью с полей Моавитских;
7. она сказала: «буду я подбирать и собирать между снопами позади жнецов»; и пришла, и находится здесь с самого утра доселе; мало бывает она дома.
8. И сказал Вооз Руфи: послушай, дочь моя, не ходи подбирать на другом поле и не переходи отсюда, но будь здесь с моими служанками;
9. пусть в глазах твоих будет то поле, где они жнут, и ходи за ними; вот, я приказал слугам моим не трогать тебя; когда захочешь пить, иди к сосудам и пей, откуда черпают слуги мои.
10. Она пала на лицо свое и поклонилась до земли и сказала ему: чем снискала я в глазах твоих милость, что ты принимаешь меня, хотя я и чужеземка?
11. Вооз отвечал и сказал ей: мне сказано все, что сделала ты для свекрови своей по смерти мужа твоего, что ты оставила твоего отца и твою мать и твою родину и пришла к народу, которого ты не знала вчера и третьего дня;
12. да воздаст Господь за это дело твое, и да будет тебе полная награда от Господа (Иеговы), Бога Израилева, к Которому ты пришла, чтоб успокоиться под Его крылами!
13. Она сказала: да буду я в милости пред очами твоими, господин мой! Ты утешил меня и говорил по сердцу рабы твоей, между тем как я не стою ни одной из рабынь твоих.
14. И сказал ей Вооз: время обеда; приди сюда и ешь хлеб и обмакивай кусок твой в уксус. И села она возле жнецов. Он подал ей хлеба; она ела, наелась, и еще осталось.
Фраза "обмакивай кусок твой в уксус" вызвала у нас одну ассоциацию, когда ломоть свежей выпечки обмакивают в оливковое масло с уксусом бальзамико - это очень вкусно и сочетается как приправа. Наверное что-то подобное предложил Руфи и Вооз.

15. И встала, чтобы подбирать. Вооз дал приказ слугам своим, сказав: пусть подбирает она и между снопами, и не обижайте ее;
16. да и от снопов откидывайте ей и оставляйте, пусть она подбирает, и не браните ее.
17. Так подбирала она на поле до вечера и вымолотила собранное, и вышло около ефы ячменя.


18. Взяв это, она пошла в город, и свекровь ее увидела, что она набрала. И вынула Руфь из пазухи своей и дала ей то, что оставила, наевшись сама.
19. И сказала ей свекровь ее: где ты собирала сегодня и где работала? да будет благословен принявший тебя! Руфь объявила свекрови своей, у кого она работала, и сказала: человеку тому, у которого я сегодня работала, имя Вооз.
20. И сказала Ноеминь снохе своей: благословен он от Господа за то, что не лишил милости своей ни живых, ни мертвых! И сказала ей Ноеминь: человек этот близок к нам; он из наших родственников.
21. Руфь Моавитянка сказала: он даже сказал мне: «будь с моими служанками, доколе не докончат они жатвы моей».
22. И сказала Ноеминь снохе своей Руфи: хорошо, дочь моя, что ты будешь ходить со служанками его, и не будут оскорблять тебя на другом поле.
23. Так была она со служанками Воозовыми и подбирала колосья, доколе не кончилась жатва ячменя и жатва пшеницы, и жила у свекрови своей.
(Книга Руфь 2:1-23)

1. И сказала ей Ноеминь, свекровь ее: дочь моя, не поискать ли тебе пристанища, чтобы тебе хорошо было?
2. Вот, Вооз, со служанками которого ты была, родственник наш; вот, он в эту ночь веет на гумне ячмень;
3. умойся, помажься (ароматным маслом), надень на себя нарядные одежды твои и пойди на гумно, но не показывайся ему, доколе не кончит есть и пить;
4. когда же он ляжет спать, узнай место, где он ляжет; тогда придешь и откроешь у ног его (накидку) и ляжешь; он скажет тебе, что тебе делать.
5. Руфь сказала ей: сделаю все, что ты сказала мне.
6. И пошла на гумно и сделала все так, как приказывала ей свекровь ее.
7. Вооз наелся и напился, и развеселил сердце свое, и пошел и лег спать подле скирда. И она пришла тихонько, открыла у ног его и легла.
8. В полночь он содрогнулся (продрог), приподнялся, и вот, у ног его лежит женщина.

9. И сказал ей Вооз: кто ты? Она сказала: я Руфь, раба твоя, простри крыло твое на рабу твою, ибо ты родственник.
Тем самым Руфь сообщила Воозу, что такое её действие  - это не легкомысленный соблазн, а он, как родственник, имеет законное право жениться на ней. Это делалось по закону Иеговы для того, чтобы восстановить семя брату, а в широком смысле родственнику, у которого не было детей.

10. Вооз сказал: благословенна ты от Господа (Иеговы), дочь моя! это последнее твое доброе дело сделала ты еще лучше прежнего, что ты не пошла искать молодых людей, ни бедных, ни богатых; (очевидно Вооз был гораздо старше Руфи)
11. итак, дочь моя, не бойся, я сделаю тебе все, что ты сказала; ибо у всех ворот народа моего знают, что ты женщина добродетельная;
12. хотя и правда, что я родственник, но есть еще родственник ближе меня;
13. переночуй эту ночь; завтра же, если он примет тебя, то хорошо, пусть примет; а если он не захочет принять тебя, то я приму; жив Господь (Иегова)! Спи до утра.
14. И спала она у ног его до утра и встала прежде, нежели могли они распознать друг друга (затемно). И сказал Вооз: пусть не знают, что женщина приходила на гумно.
15. И сказал ей: подай верхнюю одежду, которая на тебе, подержи ее. Она держала, и он отмерил ей шесть мер ячменя, и положил на нее, и пошел в город.
16. А Руфь пришла к свекрови своей. Та сказала ей: что, дочь моя? Она пересказала ей все, что сделал ей человек тот.
17. И сказала ей: эти шесть мер ячменя он дал мне и сказал мне: «не ходи к свекрови своей с пустыми руками».
18. Та сказала: подожди, дочь моя, доколе не узнаешь, чем кончится дело; ибо человек тот не останется в покое, не кончив сегодня дела.
(Книга Руфь 3:1-18)

1. Вооз вышел к воротам и сидел там. И вот, идет мимо родственник, о котором говорил Вооз. И сказал ему Вооз: зайди сюда и сядь здесь. Тот зашел и сел.
2. Вооз взял десять человек из старейшин города и сказал: сядьте здесь. И они сели.
3. И сказал Вооз родственнику: Ноеминь, возвратившаяся с полей Моавитских, продает часть поля, принадлежащую брату нашему Елимелеху;
4. я решился довести до ушей твоих и сказать: купи при сидящих здесь и при старейшинах народа моего; если хочешь выкупить, выкупай; а если не хочешь выкупить, скажи мне, и я буду знать; ибо кроме тебя некому выкупить; а по тебе я (следующий я). Тот сказал: я выкупаю.
5. Вооз сказал: когда ты купишь поле у Ноемини, то должен купить и у Руфи Моавитянки, жены умершего, и должен взять ее в замужество, чтобы восстановить имя умершего в уделе его.
6. И сказал тот родственник: не могу я взять ее себе, чтобы не расстроить своего удела; прими ее ты, ибо я не могу принять.


7. Прежде такой был обычай у Израиля при выкупе и при мене для подтверждения какого‐либо дела: один снимал сапог свой и давал другому, и это было свидетельством у Израиля.
8. И сказал тот родственник Воозу: купи себе. И снял сапог свой.
9. И сказал Вооз старейшинам и всему народу: вы теперь свидетели тому, что я покупаю у Ноемини все Елимелехово и все Хилеоново и Махлоново;
10. также и Руфь Моавитянку, жену Махлонову, беру себе в жену, чтоб оставить имя умершего в уделе его, и чтобы не исчезло имя умершего между братьями его и у ворот местопребывания его: вы сегодня свидетели тому.
11. И сказал весь народ, который при воротах, и старейшины: мы свидетели; да соделает Господь (Иегова) жену, входящую в дом твой, как Рахиль и как Лию, которые обе устроили дом Израилев; приобретай богатство в Ефрафе, и да славится имя твое в Вифлееме;
12. и да будет дом твой, как дом Фареса, которого родила Фамарь Иуде, от того семени, которое даст тебе Господь от этой молодой женщины.
13. И взял Вооз Руфь, и она сделалась его женою. И вошел он к ней, и Господь (Иегова) дал ей беременность, и она родила сына.
14. И говорили женщины Ноемини: благословен Господь (Иегова), что Он не оставил тебя ныне без наследника! И да будет славно имя его в Израиле!
15. Он будет тебе отрадою и питателем в старости твоей, ибо его родила сноха твоя, которая любит тебя, которая для тебя лучше семи сыновей.
16. И взяла Ноеминь дитя сие, и носила его в объятиях своих, и была ему нянькою.


17. Соседки нарекли ему имя и говорили: «у Ноемини родился сын», и нарекли ему имя: Овид. Он отец Иессея, отца Давидова.
18. И вот род Фаресов: Фарес родил Есрома; (а Фарес это сын Иуды, сына Иакова (Израиля))
19. Есром родил Арама; Арам родил Аминадава;
20. Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
21. Салмон родил Вооза; Вооз родил Овида;
22. Овид родил Иессея; Иессей родил Давида.

Это история о Руфи уникальна тем, что она, будучи моавитянкой, получила благосклонность в глазах Иеговы. Это говорит о том, что не принадлежность к какому-то роду или племени определяла взаимоотношения Бога и человека, а, прежде всего его выбор и поступки.
(Книга Руфь 4:1-22)