1. И было после того: у Авессалома, сына Давидова, была сестра красивая, по имени Фамарь, и полюбил ее Амнон, сын Давида.
Амнон, первенец Давида от Ахиноами Изреелитянки, второй жены после Мелхолы (дочери Саула). А Авессалом и Фамарь дети четвертой жены Маахи (дочерни царя Гессурского). Как помним, кровные браки еще практиковались у израильтян и Амнон с Фамарью были братом и сестрой по отцу, Давиду.
2. И скорбел Амнон до того, что заболел из‐за Фамари, сестры своей; ибо она была девица, и Амнону казалось трудным что‐нибудь сделать с нею.
3. Но у Амнона был друг, по имени Ионадав, сын Самая, брата Давидова (т.е. двоюродный брат); и Ионадав был человек очень хитрый.
4. И он сказал ему: отчего ты так худеешь с каждым днем, сын царев, — не откроешь ли мне? И сказал ему Амнон: Фамарь, сестру Авессалома, брата моего, люблю я.
5. И сказал ему Ионадав: ложись в постель твою и притворись больным; и когда отец твой придет навестить тебя, скажи ему: «пусть придет Фамарь, сестра моя, и подкрепит меня пищею, приготовив кушанье при моих глазах, чтоб я видел, и ел из рук ее».
6. И лег Амнон и притворился больным, и пришел царь навестить его; и сказал Амнон царю: пусть придет Фамарь, сестра моя, и испечет при моих глазах лепешку, или две, и я поем из рук ее.
7. И послал Давид к Фамари в дом сказать: пойди в дом Амнона, брата твоего, и приготовь ему кушанье.
8. И пошла она в дом брата своего Амнона; а он лежит. И взяла она муки и замесила, и изготовила пред глазами его и испекла лепешки,
9. и взяла сковороду и выложила пред ним; но он не хотел есть. И сказал Амнон: пусть все выйдут от меня. И вышли от него все люди,
10. и сказал Амнон Фамари: отнеси кушанье во внутреннюю комнату, и я поем из рук твоих. И взяла Фамарь лепешки, которые приготовила, и отнесла Амнону, брату своему, во внутреннюю комнату.
11. И когда она поставила пред ним, чтоб он ел, то он схватил ее, и сказал ей: иди, ложись со мною, сестра моя.
12. Но она сказала: нет, брат мой, не бесчести меня, ибо не делается так в Израиле; не делай этого безумия.
13. И я, куда пойду я с моим бесчестием? И ты, ты будешь одним из безумных в Израиле. Ты поговори с царем; он не откажет отдать меня тебе.
Помним, что по закону близкие отношения разрешались только в браке. Опороченная женщина едва ли могла вступить в барк, и её могли даже побить камнями, если муж такой женщины обнаружил бы это. А мужчина, который совершил изнасилование, должен был обязательно жениться на такой женщине без права развода, и заплатить её отцу штраф 50 сиклей. Об этом и говорила Амнону Фамарь.
14. Но он не хотел слушать слов ее, и преодолел ее, и изнасиловал ее, и лежал с нею.
15. Потом возненавидел ее Амнон величайшею ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какую имел к ней; и сказал ей Амнон: встань, уйди.
16. И Фамарь сказала ему: нет; прогнать меня — это зло больше первого, которое ты сделал со мною. Но он не хотел слушать ее.
17. И позвал отрока своего, который служил ему, и сказал: прогони эту от меня вон и запри дверь за нею.
18. На ней была разноцветная одежда, ибо такие верхние одежды носили царские дочери‐девицы. И вывел ее слуга вон и запер за нею дверь.
19. И посыпала Фамарь пеплом голову свою, и разодрала разноцветную одежду, которую имела на себе, и положила руки свои на голову свою, и так шла и вопила.
20. И сказал ей Авессалом, брат ее: не Амнон ли, брат твой, был с тобою? — но теперь молчи, сестра моя; он — брат твой; не сокрушайся сердцем твоим об этом деле. И жила Фамарь в одиночестве в доме Авессалома, брата своего.
21. И услышал царь Давид обо всем этом, и сильно разгневался.
Давид разгневался, но не наказал Амнона, хотя и знал закон и был судьей в Израиле.
22. Авессалом же не говорил с Амноном ни худого, ни хорошего; ибо возненавидел Авессалом Амнона за то, что он обесчестил Фамарь, сестру его.
23. Чрез два года было стрижение овец у Авессалома в Ваал‐Гацоре, что у Ефрема, и позвал Авессалом всех сыновей царских.
24. И пришел Авессалом к царю и сказал: вот, ныне стрижение овец у раба твоего; пусть пойдет царь и слуги его с рабом твоим.
25. Но царь сказал Авессалому: нет, сын мой, мы не пойдем все, чтобы не быть тебе в тягость. И сильно упрашивал его Авессалом; но он не захотел идти, и благословил его.
26. И сказал ему Авессалом: по крайней мере, пусть пойдет с нами Амнон, брат мой. И сказал ему царь: зачем ему идти с тобою?
27. Но Авессалом упросил его, и он отпустил с ним Амнона и всех царских сыновей.
28. Авессалом же приказал отрокам своим, сказав: смотрите, как только развеселится сердце Амнона от вина, и я скажу вам: «поразите Амнона», тогда убейте его, не бойтесь; это я приказываю вам, будьте смелы и мужественны.
29. И поступили отроки Авессалома с Амноном, как приказал Авессалом. Тогда встали все царские сыновья, сели каждый на мула своего и убежали.
30. Когда они были еще на пути, дошел слух до Давида, что Авессалом умертвил всех царских сыновей, и не осталось ни одного из них.
Слухи оказались быстрее коней!
31. И встал царь, и разодрал одежды свои, и повергся на землю, и все слуги его, предстоящие ему, разодрали одежды свои.
32. Но Ионадав, сын Самая, брата Давидова, сказал: пусть не думает господин мой, что всех отроков, царских сыновей, умертвили; один только Амнон умер, ибо у Авессалома был этот замысел с того дня, как Амнон обесчестил сестру его;
33. итак, пусть господин мой, царь, не тревожится мыслью о том, будто умерли все царские сыновья: умер один только Амнон.
Это Давиду сказал Ионадав - именно тот, чья хитрость и подлый совет привели к такому результату.
34. И убежал Авессалом. И поднял отрок, стоявший на страже, глаза свои, и увидел: вот, много народа идет по дороге по скату горы.
35. Тогда Ионадав сказал царю: это идут царские сыновья; как говорил раб твой, так и есть.
36. И едва только сказал он это, вот, пришли царские сыновья, и подняли вопль и плакали. И сам царь и все слуги его плакали очень великим плачем.
37. Авессалом же убежал и пошел к Фалмаю, сыну Емиуда, царю Гессурскому. И плакал Давид о сыне своем во все дни.
Понятно, что Авессалом укрылся у родни своей матери, которая была гессурской принцессой.
38. Авессалом убежал и пришел в Гессур и пробыл там три года.
39. И не стал царь Давид преследовать Авессалома; ибо утешился о смерти Амнона.
(Вторая книга Царств 13:1-39)
1. И заметил Иоав (военначальник), сын Саруи, что сердце царя обратилось к Авессалому.
2. И послал Иоав в Фекою, и взял оттуда умную женщину и сказал ей: притворись плачущею и надень печальную одежду, и не мажься елеем, и представься женщиною, много дней плакавшею по умершем;
3. и пойди к царю и скажи ему так и так. И вложил Иоав в уста ее, что сказать.
4. И вошла женщина Фекоитянка к царю и пала лицом своим на землю, и поклонилась и сказала: помоги, царь!
5. И сказал ей царь: что тебе? И сказала она: я вдова, муж мой умер;
6. и у рабы твоей было два сына; они поссорились в поле, и некому было разнять их, и поразил один другого и умертвил его.
7. И вот, восстало все родство на рабу твою, и говорят: «отдай убийцу брата своего; мы убьем его за душу брата его, которую он погубил, и истребим даже наследника». И так они погасят остальную искру мою, чтобы не оставить мужу моему имени и потомства на лице земли.
8. И сказал царь женщине: иди спокойно домой, я дам приказание о тебе.
9. Но женщина Фекоитянка сказала царю: на мне, господин мой, царь, да будет вина и на доме отца моего, царь же и престол его неповинен.
10. И сказал царь: того, кто будет против тебя, приведи ко мне, и он более не тронет тебя.
11. Она сказала: помяни (вспомни), царь, Господа (Иегову), Бога твоего, чтобы не умножились мстители за кровь и не погубили сына моего. И сказал царь: жив Господь (Иегова)! не падет и волос сына твоего на землю.
Другими словами эта женщина просила, чтобы царь не наказывал её сына за убийство брата и запретил это делать "мстителям за кровь", которые имели право по закону преследовать его.
12. И сказала женщина: позволь рабе твоей сказать еще слово господину моему, царю.
13. Он сказал: говори. И сказала женщина: почему ты так мыслишь против народа Божия (зачем же ты задумал подобное против народа Бога)? Царь, произнеся это слово, обвинил себя самого, потому что не возвращает изгнанника своего.
14. Мы умрем и будем как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать; но Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного.
То есть отвергая своего сына, Давид оторвал его от Бога, не позволяя находиться вместе с Его народом.
15. И теперь я пришла сказать царю, господину моему, эти слова, потому что народ пугает меня; и раба твоя сказала: поговорю я с царем, не сделает ли он по слову рабы своей;
16. верно, царь выслушает и избавит рабу свою от руки людей, хотящих истребить меня вместе с сыном моим из наследия Божия.
17. И сказала раба твоя: да будет слово господина моего, царя, в утешение мне, ибо господин мой, царь, как Ангел Божий, и может выслушать и доброе и худое. И Господь (Иегова), Бог твой, будет с тобою.
18. И отвечал царь и сказал женщине: не скрой от меня, о чем я спрошу тебя. И сказала женщина: говори, господин мой, царь.
19. И сказал царь: не рука ли Иоава во всем этом с тобою? И отвечала женщина и сказала: да живет душа твоя, господин мой, царь; ни направо, ни налево нельзя уклониться от того, что сказал господин мой, царь; точно, раб твой Иоав приказал мне, и он вложил в уста рабы твоей все эти слова;
20. чтобы притчею дать делу такой вид, раб твой Иоав научил меня; но господин мой мудр, как мудр Ангел Божий, чтобы знать все, что на земле.
21. И сказал царь Иоаву: вот, я сделал по слову твоему; пойди же, возврати отрока Авессалома.
22. Тогда Иоав пал лицом на землю и поклонился, и благословил царя и сказал: теперь знает раб твой, что обрел благоволение пред очами твоими, господин мой, царь, так как царь сделал по слову раба своего.
23. И встал Иоав, и пошел в Гессур, и привел Авессалома в Иерусалим.
24. И сказал царь: пусть он возвратится в дом свой, а лица моего не видит. И пошел Авессалом в свой дом, а лица царского не видал.
25. Не было во всем Израиле мужчины столь красивого, как Авессалом, и столько хвалимого, как он; от подошвы ног до верха головы его не было у него недостатка.
26. Когда он стриг голову свою, — а он стриг ее каждый год, потому что она отягощала его, — то волоса с головы его весили двести сиклей по весу царскому.
27. И родились у Авессалома три сына и одна дочь, по имени Фамарь; она была женщина красивая.
28. И оставался Авессалом в Иерусалиме два года, а лица царского не видал.
29. И послал Авессалом за Иоавом, чтобы послать его к царю, но тот не захотел прийти к нему. Послал и в другой раз; но тот не захотел прийти.
30. И сказал Авессалом слугам своим: видите участок поля Иоава подле моего, и у него там ячмень; пойдите, выжгите его огнем. И выжгли слуги Авессалома тот участок поля огнем.
31. И встал Иоав, и пришел к Авессалому в дом, и сказал ему: зачем слуги твои выжгли мой участок огнем?
32. И сказал Авессалом Иоаву: вот, я посылал за тобою, говоря: приди сюда, и я пошлю тебя к царю сказать: зачем я пришел из Гессура? Лучше было бы мне оставаться там. Я хочу увидеть лицо царя. Если же я виноват, то убей меня.
33. И пошел Иоав к царю и пересказал ему это. И позвал царь Авессалома; он пришел к царю и пал лицом своим на землю пред царем; и поцеловал царь Авессалома.
Видим, что Давид, наконец, простил Авессалома. Возможно события, которые описаны в этих двух главах, и есть исполнение того пророчества, которое объявил Давиду Нафан: "не отступит меч от дома твоего вовеки". Потому, что уже видим, как потомки Давида умирают насильственной смертью.
(Вторая книга Царств 14:1-33)